Обобщенный опыт работы музыкального руководителя
учебно-методический материал на тему

Лычагина Татьяна Викторовна


Тема: "Формирование музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе использования музыкально-дидактических игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc302.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» № 15

(дошкольные группы, проспект Ленина, д. 145 А)

Обобщенный опыт работы

Лычагиной Татьяны Викторовны,

музыкального руководителя

Тема:

«Формирование  музыкальных способностей

у детей дошкольного возраста

в процессе использования

музыкально-дидактических игр»

Тула, 2017г.

Содержание

1. Условия возникновения и становления опыта

2. Актуальность и перспектива опыта

3. Теоретическая база опыта

4. Новизна опыта

5. Технология опыта

6. Результативность

8. Адресная направленность

9. Трудоемкость опыта

Список литературы

Приложение

1. Условия возникновения и становления опыта

«Игра    развивает      индивидуальность;

играя,   ребёнок учится   воспроизводить

                                                   свои впечатления и идеи,  поэтому игра –      могущественное  орудие  для укрепления

способностей   мыслить и    для развития

сознания»                

 Э. Жак-Далькроз

Гуманизация  общественной  жизни – одна из  глобальных  проблем современности. Она  требует  от  человечества  пересмотра содержания  наук, которые воспроизводят его духовный потенциал. Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей «развивающейся личности в развивающемся мире». Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, развитие его  духовности  и  отношения  к  окружающему  миру.

 Влияние музыки в развитии творческой деятельности  детей  велико. Музыка, как и любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению.

Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется  творческий  потенциал, идет  развитие  интеллектуального  и чувственного  начал, и  чем  раньше  заложены  эти  компоненты, тем активнее  будет   их  проявление  в приобщении к художественным ценностям  мировой  культуры.

Дошкольное  детство – пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает,  ничем  не заменимое,  воздействие  на  общее  развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется  мышление, развиваются  музыкальные способности.  Современные  научные  исследования  свидетельствуют  о  том, что развитие  музыкальных  способностей, формирование  основ  музыкальной культуры  нужно  начинать  с  дошкольного  возраста. Развитие музыкальных способностей – одна  из  главных  задач  музыкального  воспитания  детей.

Большое место отводится музыке в дошкольных организациях. Она звучит на музыкальных занятиях, и в самостоятельной деятельности, и во время праздников и развлечений.

 По утверждению специалистов дошкольный возраст  синзетивный  период  для  формирования музыкальных способностей   (синзетивный период – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования определённых психических свойств и поведения).

Восприятие музыки – сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников  пока  нет. Поэтому  необходимо  научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

2. Актуальность и перспектива опыта

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к современному образованию дошкольников, делая акцент на реализации образовательной программы в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Дошкольный возраст - первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства. Основная задача музыкального руководителя - приобщить дошкольника к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности дошкольников, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать и воспитать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

В современных условиях музыкальному руководителю необходимо владеть информацией, осваивать современные технологии воспитания, обучения и развития дошкольников. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», а именно раздела «Музыкальная деятельность» позволяет решать многие проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста, интегрируясь с другими образовательными областям. На фоне этих прогрессивных изменений музыкальному руководителю необходимо уделять достаточное внимание развитию музыкальных способностей ребенка  в  своей практической деятельности.

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. 

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.        

 Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр  в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных формах работы с дошкольниками. Это непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная и совместная  деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.

3. Теоретическая база опыта

Игра – это самый увлекательный вид деятельности в детском саду. В процессе игры у ребёнка формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности.

В ООП ДО отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

А цель применения музыкально-дидактических игр, по мнению О.П. Радыновой, Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. в пособии «Музыкальное воспитание дошкольников»  – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

 «Решение сенсорных задач, – как пишет Н.А. Ветлугина, – возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки». Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактическим материалом игр являются: – песни, инструментальные произведения; – набор музыкальных инструментов; – наборы музыкальных игрушек.

Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина. Дети активно откликаются на музыкально-дидактические игры, потому что они всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Применяя игры на занятиях нужно комплексно воздействовать на воображение ребёнка, вызывать зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя у него музыкальное восприятие в целом.

Как показывает практика работы с детьми, систематическое применение музыкально-дидактических игр и пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Музыкально-дидактические игры могут в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкально-дидактические игры должны быть простыми и доступными для детей, разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда у детей появляется желание участвовать в занятии (петь, слушать, играть, танцевать). Такие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. С точки зрения педагогики такие игры ценны тем, что они дают возможность ребёнку применять полученные знания в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие дидактические принципы: воспитывающее обучение, научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала, закрепление знаний, умений и навыков, музыкальная активность детей, связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей.

Одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, но я думаю, что можно классифицировать игры именно по их возможностям в развитии музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

        Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

  1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.
  2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.
  3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.
  4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

         Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры  на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкальные игры именно по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений  и чувства ритма.

Игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведений, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные и хороводные).Это настольные игры на узнавание произведения.

Для развития ладового чувства могут использоваться и подвижные игры (сюжетные и несюжетные), в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения.

Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.

Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к деятельности, содействуют эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, развитие этой способности предполагает сочетание различных методов (зрительной, слуховой наглядности, слова и практических действий).

Игры  для развития музыкально-слуховых представлений  связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом все методы (наглядный, словесный, практический) могут применяться в сочетании друг с другом.

Возникновению первоначальных представлений о высоте звуков способствует зрительная и слуховая наглядность во взаимосвязи со словом. Примерами таких пособий могут быть попевки из «Музыкального букваря» с показом картинок, музыкальная лесенка, разнозвучащие колокольчики.

Осознание направления движения мелодии предполагает связь интеллектуальных, слуховых, зрительных, двигательных представлений в опоре на восприятие мелодии.

Поскольку развитие способности музыкально-слуховых представлений требует слуховой сосредоточенности, воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте, использование подвижных игр исключается. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются настольные и хороводные игры.                

Игры  для развития чувства ритма основаны на способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить(хлопками, на  музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Подвижные игры могут быть и сюжетными, и несюжетными.

Большими возможностями в развитии способности чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся на протяжении музыкального произведения.

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма - должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр.

4. Новизна опыта

Систематизация полученных знаний позволяет взглянуть на изучаемую проблему по-новому. Музыкально-дидактические игры являются одним из наиболее доступных средств познания музыки, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка. Внедрение передового опыта современных педагогов в данном контексте позволяет решать задачи развивающего обучения. А создание проблемных ситуаций в ходе проведения музыкально-дидактических игр позволяет детям самостоятельно получать знания. Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную игровую деятельность, как средство музыкального общения и развитие ребенка.

Цель  моей работы помочь детям активно войти  в мир  музыки, стимулировать  развитие  музыкальных  способностей, научить  различать свойство музыкального  звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Цель работы определила и поставила следующие задачи:

1) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности;

2)    Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;

3) Развивать музыкальную грамотность педагогов посредством профессионального взаимодействия;

4)    Вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.


5. Технология опыта

В начале каждого учебного года мною проводится мониторинг уровня развития музыкальных способностей для того, чтобы в дальнейшем грамотно дифференцированно спланировать свою работу, а именно, подобрать и включить в образовательную деятельность необходимые музыкально-дидактические игры. В конце учебного года провожу сравнительную диагностику, чтобы выявить результаты работы.

На основе диагностических данных я составила перспективное планирование использования музыкально-дидактических игр для детей ДОУ, которое помогает мне развивать музыкальные способности у детей, а также помогает систематизировать знания и умения детей по всем видам музыкальной деятельности.

С детьми, которые показали низкий уровень развития музыкальных способностей, я провожу индивидуальную работу. Также ведётся работа с воспитателями групп, которые в свободной деятельности используют рекомендованные мною музыкально-дидактические игры. В первую очередь я проконсультировала воспитателей о примерном содержании центров музыкально-художественной деятельности для каждой возрастной группы соответственно ФГОС.

Образовательную деятельность я строю с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и провожу по заранее намеченному плану. При этом принимаю во внимание то, что содержание и структура должны быть интересными, с использованием разнообразных игровых приёмов, помогающих детям воспринимать песню, музыкальное произведение, понять основы музыкальной грамоты. Применение музыкально-дидактических игр и пособий даёт возможность провести образовательную работу наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требование программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а также в области слушания музыки. Занятия с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу детей, повышают интерес, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы в развитии личности ребёнка. Таким образом, музыкально-дидактические игры носят полифункциональный характер, их можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребёнка.

Использовать дидактические игры в образовательной деятельности я начинаю с трёхлетнего возраста. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий: «Птица и птенчики», «Чудесный мешочек», «Подумай и отгадай», «Кто в домике живёт?».

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также технические средства обучения. Ярко оформленный дидактический материал вызывает у детей особый интерес и желание с ним заниматься. Поэтому при создании дидактических игр и пособий учитываю  и этот фактор. Большую помощь в изготовлении пособий и игр оказывают педагоги и родители. И благодаря этому тесному сотрудничеству дидактический материал постоянно обновляется и пополняется не только в музыкальном зале, но и в музыкальных центрах разных возрастных групп.

Специалисты-музыканты выделяют три вида музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и чувство ритма.

Зная, что ладовое чувство проявляется при восприятии музыки, как эмоционально переживание, прочувствованное восприятие, для его развития я использую игры и пособия, которые способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра: «Угадай мелодию», «Что делают в домике?», «Разноцветные кубики», «Три цветка», «Город разного настроения» и др.

Музыкально-слуховое представление включает в себя память и воображение, это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Игры и пособия для развития этой способности связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. В своей работе я использую музыкальные лесенки, набор разнозвучащих колокольчиков, выкладывание на нотном стане кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это такие игры, как «Музыкальное лото», «Три медведя», «Кого встретил колобок?», «Три поросёнка», «На чём играю?»  и др.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Для развития этой способности я использую игры и пособия, связанные с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений: «Научи матрёшку танцевать», «Весёлый дождик», «Весёлые ладошки у нашей куклы-крошки», «Осенний паровозик».

Для удобства использования музыкально-дидактических игр в работе создала картотеку музыкально-дидактических игр в соответствии с возрастными особенностями дошкольников и вида музыкальных способностей.

В своей практической деятельности также делаю акцент и на развитие творческих способностей. Для развития воображения и фантазии я включаю в образовательную деятельность такие игры как «Музыкальная тропинка» (развитие элементарных ритмических импровизаций), «Музыкальный магазин»,  «Музыкальный телефон» (развитие песенного творчества).

Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Знакомство детей с новой игрой происходит во время музыкальных занятий. Я знакомлю детей с правилами игры, ставлю перед ними определенную дидактическую задачу. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считаю одним из эффективных средств при развитии музыкальных способностей. Большая роль в организации и проведении музыкально-дидактической игры принадлежит воспитателю, который является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в других режимных процессах. Воспитатели закрепляют и обогащают в процессе музыкально-дидактической игры музыкальные впечатления, навыки, знания и способности детей. Впоследствии дети самостоятельно играют, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников.

Но чтобы воспитателю правильно организовать игру, чтобы руководить самостоятельной деятельностью дошкольников, умением творчески мыслить он сам должен владеть специальными навыками и знаниями, знать музыкальный репертуар. Поэтому планирую различные формы работы с воспитателями по развитию их музыкальной грамотности и музыкальной деятельности детей. Систематически провожу беседы, консультации, во время которых воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр, получают советы и рекомендации по проведению игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать игры в группе, на прогулке; показ открытых музыкальных занятий. Значение использования музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста я раскрыла в презентации для педагогов с целью расширения их знаний, которые в последствие они могут применять в практике.

Я считаю, что одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком. С содержанием, организацией и проведением музыкально-дидактических игр знакомлю родителей,  помещая  материал на информационные стенды и в папках-передвижках, а также на родительских собраниях. Родители, хорошо зная своего ребенка, характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, игрой, постоянно обогащать музыкальные впечатления и одновременно развивать музыкальные способности. С целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье в начале учебного года я провожу анкетирование родителей во всех возрастных группах. Исходя из анализа анкетирования, проводила индивидуальные беседы по проблемам музыкального развития детей, в родительский уголок предлагала консультации, папки-передвижки для систематического музыкального просвещения родителей, где также знакомила их с достижениями ребёнка в развитии музыкальных способностей, об опыте музыкального развития, накопленным ребёнком в детском саду.

Также приобщала родителей к совместной музыкальной деятельности: подготовка и участие в праздниках и развлечениях, совместные работы на тему «Рисуем музыку». Стало традицией проведение совместно с родителями Дня Матери, новогодних утренников, праздника мам и бабушек, весеннего и осеннего праздников. В течение учебного года предлагала родителям посетить занятия по музыкальному развитию. Это даёт возможность родителям наблюдать не праздничное выступление, а обычную рабочую обстановку, в которой развиваются музыкальные способности, навыки и умения их детей.

6. Результативность

Исследование уровня музыкальных способностей детей с помощью методики К.В. Тарасовой.

На основе анализа полученных результатов сделан вывод об уровне музыкальных способностей. Данные уровня музыкальных способностей детей представлены в гистограмме (рис. 1).

Рис. 1.Гистограмма распределения уровня развития музыкальных способностей подготовительной к школе группы (сентябрь 2016г.).

На основе анализа полученных результатов нами сделан вывод о том, что у воспитанников недостаточно развиты музыкальные способности, что объясняется отсутствием системы работы в данном направлении.

Необходимо активизировать работу по использованию музыкально-дидактических игр в разнообразных формах работы с дошкольниками, активизации работы с педагогами ДОУ, родителями воспитанников в вопросах развития музыкальных способностей.

Работа с воспитанниками была организована через следующие формы:

  • НОД (музыкальные занятия);
  • самостоятельная музыкальная деятельность детей;
  • музыка в повседневной жизни и на праздниках.

НОД - основная форма организации, в которой решаются задачи формирования музыкальных способностей детей. Все виды НОД (индивидуальные, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и интегрированные) применяются и варьируются в зависимости от тематики, возраста и уровня развития музыкальных способностей детей.

Содержание и структура НОД должна быть вариативна и интересна, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся в НОД, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, что способствует развитию ладового чувства. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, применяем музыкально-дидактических игры, которые дают возможность детям несколько раз прослушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.  Такие игры, как «Три танца», «Песня. Танец. Марш», «Три марша» способствуют расширению представлений у детей о жанрах музыки. Помогают в развитии умения узнавать знакомые произведения следующие музыкально-дидактические игры: «Наши песни», « Волшебный телевизор», « Назови композитора», «Волшебный волчок» и др. Для того, чтобы совершенствовать навык различения характера музыки  у воспитанников используются игры «Солнышко и тучка», « Три цветка», « Зайцы», « Что делают дети?» и др. С помощью таких игр, как «Море», «Нарисуй песню», «Цвет – настроение», « Какую линию выбрать?» дети могут  выразить характер музыки не только через цвет, но и даже  посредством графических линий.

Большое внимание в своей работе  я уделяю развитию у детей музыкально – слуховых представлений, связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Способствуют совершенствованию умения различать направление мелодии следующие игры: «Лесенка», «Ступеньки», «Ученый кузнечик», « Матрешка шагает» и т. д. Помогают детям научиться различать высоту двух и более звуков игры « Сколько нас поет?» «Три поросенка», « Музыкальное лото», «Птица и птенчики», «Курица и цыплята», « Курицы» и др. А с играми «Кого встретил колобок?», « Кто поет?», «Три медведя»  у детей быстрее развивается понятие о регистрах. Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного слуха помогают в развитии и певческих навыков, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Например, для чистого интонирования очень часто нами используются игры, основанные на певческом материале Н. Ветлугиной «Музыкальный букварь» («Качели», «Часы», «Труба», «Бубенчики»,  и т.д.).

В музыкально-дидактических играх используются игрушки, театральные куклы,  которым дети охотно подражают. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнять ритмический рисунок. Разучивание танцев проходит более успешно, если обучение музыкально-ритмическим движениям и танцевальным элементам осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий. Процесс развития чувства ритма и умения точно его  воспроизводить предполагает  использование  музыкально-дидактических  игр, связанных  с  отображением  ритмического  рисунка  мелодии  в  хлопках, на музыкальных инструментах,  с помощью  наглядных средств, например таких , как «Воздушные шары», «Петушок, курочка, цыпленок», «Сложи песенку», «Волшебные дудочки», «Зимняя роща», «Прогулка», «Кто как идет» и т.д. Для совершенствования способности активно переживать музыку, ощущать  эмоциональную  выразительность  музыкального  ритма и  навыка передачи  смены характера музыки с помощью движений используем следующие игры: «Труба и барабан», «Жмурка с мишкой», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик» , «К нам гости пришли», «Веселый поезд» , «Карусель»и др.

Большая роль в работе отводится тесному педагогическому контакту музыкального руководителя и воспитателя, что дает положительный результат в музыкальном развитии детей. Воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального развития детей.

Формы работы с педагогами:

  • педагогические советы;
  • семинары-практикумы;
  • консультации;
  • проведение открытых мероприятий;
  • мастер-классы.

Успех в работе по развитию музыкальных способностей детей может быть, достигнут при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для музыкальной активности детей дома. Формы работы с родителями разнообразны.

Формы работы с родителями:

  • проведение открытых мероприятий;
  • беседы;
  • доклады на родительских собраниях;
  • консультации;
  • оформление буклетов, стендов;
  • статьи в газете ОУ «Ромашка»;
  • мастер-классы.

Не последнюю роль играет оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

В январе 2017г. проводилась промежуточная диагностика детей подготовительной к школе группы. Данные уровня музыкальных способностей детей представлены в гистограмме (рис. 2).


Рис. 2. Гистограмма распределения уровня развития музыкальных способностей подготовительной к школе группы (январь 2017г.).

Изменения уровней развития музыкальных способностей у детей были малозначительными, но это объяснялось малым временным периодом для проведения педагогических мероприятий.

Контрольная диагностика в мае 2017 г.. выявила значительное улучшение по всем показателям. Данные приведены в гистограмме (рис. 3).


Рис. 2. Гистограмма распределения уровня развития музыкальных способностей  подготовительной к школе группы (май 2017г.).

В результате работы по данному направлению видна динамика развития музыкальных способностей детей.

Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от направления движения мелодии. Благодаря систематическому использованию игровых заданий на развитие чувства ритма, дети научились воспринимать на слух ритмические рисунки и отображать в виде хлопков, притопов и различных движений. У воспитанников сформирован навык выкладывания ритмических линий попевок, и определение ритма знакомых попевок по схемам. Игровые приемы обучения способствуют повышению интереса детей к восприятию музыкальных произведений в ходе НОД, совместной и самостоятельной деятельности, организованной воспитателями и в повседневной жизни семьи.

9. Трудоемкость опыта

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Именно  дошкольный  возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством. Благодаря грамотной организации воспитательно-образовательного процесса, индивидуально-дифференцированному подходу к процессу обучения, индивидуальной и коллективной работе в конце года не бывает детей оставшихся без продвижения. Практически каждый из детей улучшает свои достижения по 1-2 разделам в среднем.

В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи:

  • продолжать совершенствовать основные движения в музыкально-дидактических играх;
  • добиваться, чтобы каждый ребёнок усваивал игру, знал её и умел играть не только на музыкальных занятиях, но и вне детского сада;
  • воспитывать детей – организаторов игр;
  • привлекать родителей к изготовлению дидактических игр из подручных средств для того, чтобы их использовать в домашних условиях;
  • оставаться творческой личностью и расширять свой художественный кругозор.

Последовательность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и приёмы – главное направление в моей работе. Анализируя опыт работы, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании работы над развитием музыкальных способностей дошкольников. Его я вижу в интегрированном подходе, который является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».

Список литературы:

1.Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников / Г.И. Анисимова – Ярославль: Академия развития, 2005.

2.Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1989. - 75с.

3.Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 1986. - 486с.

4.Кононова,Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников [Текст]: из опыта работы музыкального руководителя / Н.Г. Кононова. - М.: Просвещение, 1982. - 308с.

5.Новикова, Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г.П. Новикова. - М.: АРКТИ, 2000. - 227с.

6.Образцова, Т.Н. Музыкальные игры для детей [Текст] / Т.Н. Образцова. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА» », ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2005. - 277с.

7.Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учебник для студентов высших и средних педагогических заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 209с.

8.Роот, З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для музыкальных руководителей / З.Я. Роот. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 64с.: ил.

9.Тарасова, К.В. Основа системы музыкального воспитания [Текст] / К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан // Дошкольное воспитание. - 2001. - №11. - С.63-69.

10. Теплов, Б.М. Способности и одаренность[Текст] / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Просвещение, 1981. -304с.

Приложение

Приложение 1

Диагностика

Музыкальные способности  у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей. Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание непосредственно-образовательной деятельности.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей - ладового чувства, музыкально-слуховых представлений  и чувства ритма.

Ладовое чувство: Один из показателей - любовь и интерес к слушанию музыки, который выражается не только во внимании детей во время слушания, внешних проявлениях (двигательных, мимических, просьбах повторить), но и в высказываниях детей о прослушанной музыке, её характере, смене настроений (конечно, при достаточном «эмоциональном словаре»).

Музыкально-слуховые представления: Проявляются в двух видах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на музыкальных инструментах. Овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости данной способности.

Чувство ритма: К показателям развитости относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки.

В ходе работы использовалась диагностика  музыкальных способностей детей, предложенная К.В. Тарасовой.

Для каждой возрастной группы  были определены показатели и задания, которые  могли бы позволить судить о динамике развития музыкальных способностей. Диагностика проводится в сентябре, промежуточная – в январе, контрольная в мае, (в течение двух недель). Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, другие – индивидуально.

Вторая младшая группа

Развитие ладового  чувства

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Д. Кабалевский «Клоуны».

2 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции  в соответствии с  характером произведения

    1 балл – незначительно выражает эмоции, отвлекается

    0 баллов – равнодушен к звучащей музыке

2.  Наличие любимых произведений.

    1 балл – есть любимые произведения

    0 баллов – нет любимых произведений

3.  Узнавание знакомой песенки.

     2 балла – узнал по мелодии

     1 балл – узнал со словами

     0 баллов – не узнал

     5-4 балла – высокий уровень

     3-2 балла – средний уровень

     1-0 баллов – низкий уровень

Музыкально-слуховые представления

1.  Пение знакомой песни с сопровождением.

     5 баллов – чисто интонирует всю мелодию

     4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

     3 балла – интонирует общее направление мелодии

     2 балла – интонирует 1-2 звука

     1 балл - проговаривает слова песни в ритме

     0 баллов – отказ

     5 баллов – высокий уровень

     4-3 балла – средний уровень

     2-0 баллов – низкий уровень  

Развитие чувства ритма

1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии (3-5 звуков). 

    2 балла – воспроизводит точно ритм

    1 балл – воспроизводит метр

    0 баллов – беспорядочные хлопки

2. Соответствие движения характеру музыки. Р.Глиэр «Вальс».

    1 балл – движение соответствует характеру музыки

    0 баллов – движение не соответствует характеру музыки, отказ

3.  Соответствие движения ритму музыки. П.Чайковский «Марш деревянных 

     солдатиков».

     1 балл – движение соответствует ритму музыки

     0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

     4 - 3 балла – высокий уровень

     2 – 1 балл – средний уровень

     0 баллов – низкий уровень

Общий уровень музыкального развития:

     14 – 12 баллов – высокий уровень

     11 – 4 баллов – средний уровень

      3 – 0 баллов – низкий уровень

Средняя группа

Развитие ладового чувства

1.  Проявление интереса к музыкальным инструментам.

     2 балла – проявляет интерес к звучанию инструмента, желание играть

     1 балл – самостоятельно не проявляет интереса, действует по просьбе

     0 баллов – отказ

2.  Наличие любимых произведений.

    1 балл – есть любимые произведения

    0 баллов – нет любимых произведений

3.  Высказывание о характере музыки. (2-х частная форма)    

     2 балла – чувствует характер музыки, ассоциация с  образом

     1 балл – чувствует общий характер, настроение

     0 баллов – отказ или несоответствие музыки и высказываний ребёнка

4.  Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

      1 балл – узнал

      0 баллов – не узнал

5.   Ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия), 5 мелодий.

     4 балла - правильно ощущает тонику

     3 балла - одна ошибка

     2 балл - две ошибки

     1 балл - более двух ошибок

     0 баллов  - не ощущает тонику

6. Сравнение мелодии с оригиналом (1-е, 3-е проигрывание – окончание на тонике,  2-е, 4-е – на доминанте).

     3 балла – верно определяет

     2 балла – с одной ошибкой

     1 балл – с двумя ошибками

     0 баллов – более двух ошибок

     13 – 11 баллов – высокий уровень

     10 – 5 баллов – средний уровень

       4 – 0 баллов – низкий уровень

Музыкально-слуховые представления

1.  Пение знакомой песни с сопровождением.

     3 балла – чисто интонирует всю мелодию

     2 балла – интонирует отдельные отрезки мелодии

     1 балл – интонирует общее направление мелодии

     0 баллов – проговаривает слова песни в ритме, отказ

2.  Пение малознакомойпопевки с сопровождением (после 2-3 прослушиваний).

     5 баллов – чисто интонирует всю мелодию

     4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

     3 балла – интонирует общее направление мелодии

     2 балла – интонирует 1-2 звука

     1 балл - проговаривает слова песни в ритме

     0 баллов – отказ

3.  Подбор хорошо знакомой попевки на металлофоне (3-4 звука).

     2 балла – справился сам

     1 балл – справился с помощью взрослого

     0 баллов – не справился, отказ

     10 – 8 баллов – высокий уровень

       7 – 4 балла – средний уровень

       4 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие чувства ритма

1.  Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на ударных

     инструментах В.Майкапар «В садике».

     3 балла – правильно воспроизводит ритм

     2 балла – воспроизводит то ритм, то метр

     1 балл – воспроизводит метр

     0 баллов – действует беспорядочно

2.  Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями.

     1 балл – движения соответствуют характеру музыки

     0 баллов – движения не  соответствуют характеру музыки, отказ

3.  Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

     Ф. Обер Марш из оперы «Фенелла».

     1 балл – движение соответствует ритму музыки

     0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

     5 – 4 балла – высокий уровень

     3 – 2 балла – средний уровень

     1 – 0 баллов – низкий уровень

Общий уровень музыкального развития:

     28 – 21 балл – высокий уровень

     20 – 10 баллов – средний уровень

       9 – 0 баллов – низкий уровень

 

Старшая, подготовительная  к школе группа

Развитие ладового чувства

1.  Наличие любимых произведений.

     1 балл – есть любимые произведения

     0 баллов – нет любимых произведений

2.  Высказывание о музыке (контрастные части).

     2 балла – чувствует характер каждой части, связывает с образом

     1 балл – различает характер контрастных частей, не связывает с образом

     0 баллов – отказ или несоответствие образа и музыки

3.  Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

     1 балл – узнал

     0 баллов – не узнал

4.  Ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия), 5 мелодий.

     4 балла - правильно ощущает тонику

     3 балла - одна ошибка

     2 балл - две ошибки

     1 балл - более двух ошибок

     0 баллов  - не ощущает тонику

5.  Закончить начатую мелодию на тонике.

     1 балл – справился

     0 баллов – не справился

     9 – 7 баллов – высокий уровень

     6 – 4 балла – средний уровень

     3 – 0 баллов – низкий уровень

Музыкально-слуховые представления

1. Пение знакомой песни с сопровождением.

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    2 балла – интонирует отдельные отрезки мелодии

    1 балл – интонирует общее направление мелодии

    0 баллов – проговаривает слова песни в ритме, отказ

2. Пение знакомой песни без сопровождения.

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    2 балла – интонирует направление мелодии

    1 балл – проговаривает слова песни в ритме

3. Пение малознакомой песни с сопровождением.

    5 баллов – чисто интонирует мелодию

     4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

     3 балла – интонирует общее направление мелодии

     2 балла – интонирует 1-2 звука

     1 балл - проговаривает слова песни в ритме

     0 баллов – отказ

4.  Пение малознакомой песни без сопровождения.

     5 баллов – чисто интонирует мелодию

     4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

     3 балла – интонирует общее направление мелодии

     2 балла – интонирует 1-2 звука

     1 балл - проговаривает слова песни в ритме

     0 баллов – отказ

5.  Подбор по слуху хорошо знакомой попевки.

     2 балла – справился сам

     1 балл – справился с помощью взрослого

     0 баллов – не справился, отказ

6.  Подбор по слуху  малознакомой попевки.

     3 балла – справился сам

     2 балл – справился с помощью взрослого

     1 балл – частично справился с помощью взрослого

     0 баллов – не справился, отказ

     21 – 18 баллов – высокий уровень

     17 -8 баллов – средний уровень

     7 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие чувства ритма

1.  Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на ударных

     инструментах Д. Шостакович «Гавот».

     3 балла – правильно воспроизводит ритм

     2 балла – воспроизводит то ритм, то метр

     1 балл – воспроизводит метр

     0 баллов – действует беспорядочно

2.  Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями.

     Д.Шостакович «Лирический вальс».

     1 балл – движения соответствуют характеру музыки

     0 баллов – движения не  соответствуют характеру музыки, отказ

3.  Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

     1 балл – движение соответствует ритму музыки

     0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

     5 – 4 балла – высокий уровень

     3 – 2 балла – средний уровень

     1 – 0 баллов – низкий уровень

Общий уровень музыкального развития:

    35 – 27 баллов – высокий уровень

    26 - 12 баллов – средний уровень

    11 – 0 баллов – низкий уровень

Ориентируясь на перечисленные показатели, результаты заносятся в диагностические карты, в которых фиксируются номер задания, баллы и соответствующие уровни.

п/п

Фамилия и имя ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

Репертуар

№ задания

баллы

уровень

№ задания

баллы

уровень

№ задания

баллы

уровень

Приложение 2

    Перспективное планирование музыкально-дидактических игр

Группа

Месяц

Вторая группа раннего возраста

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Сентябрь

«Птица и птенчики»

Развивать звуковысотный слух.

«Птица и птенчики»

Развивать звуковысотный слух.

«Узнай колокольчик»

(большой и маленький)

Развивать звуковысотный слух.

«Определи по ритму»

Развивать чувство ритма.

«Угадай, на чем играю»

Развивать тембровый слух.

Октябрь

«Солнышко и дождик»

Развивать умение определять характер.

 «Громко-тихо»

Развивать  динамический слух.

«Тихие и громкие звоночки»

Развивать  динамический слух.

«Музыкальное лото»

Развивать звуковысотный слух.

«Песня-танец-марш»

Развивать представления детей об основных жанрах музыки.

Ноябрь

«Тихие и громкие звоночки»

Учить различать динамику.

«Лесенка»

Развивать звуковысотный слух.

«Угадай, на чем играю»

Развивать тембровый слух.

«Угадай, на чем играю»

Развивать тембровый слух.

«Слушаем музыку»

Развивать умение различать музыкальные произведения.

Декабрь

«Веселый или грустный?»

Развивать эмоциональное восприятие музыки.

«Весёлый поезд»

Учить слышать изменения в темпе.

«К нам гости пришли»

Развивать ритмический слух.

 

«Песня-танец-марш»

Развивать представления детей об основных жанрах музыки.

«Угадай-ка»

Развивать звуковысотный слух.

Январь

«Курица и цыплята»

Развивать звуковысотный слух.

«Угадай, на чем играю»

Развивать тембровый слух.

«Кто в домике живет»

Развивать звуковысотный слух.

«Где мои детки»

Развивать звуковысотный слух.

«Прогулка»

Развивать чувство ритма.

Февраль

«Петрушка и Мишка»

Развивать тембровый слух.

«Веселые матрешки»

Учить детей различать звуки по высоте.

«Нам игрушки принесли» Развивать тембровый слух.

«Громко, тихо запоем»

Развивать динамический слух.

«Три поросенка»

Совершенствовать умение детей различать высоту звуков.

Март

«Потанцуем, отдохнем»

Развивать эмоциональное восприятия музыки.

«Кто в домике живет»

Развивать звуковысотный слух.

«Где мои детки»

Развивать звуковысотный слух.

«Музыкальная шкатулка»

Развивать музыкальную память.

«Веселая пластинка»

Развивать музыкальную память.

Апрель

«К нам гости пришли»

Развивать чувства ритма.

«Угадай колокольчик»

Развивать звуковысотный слух.

«Что делают дети?»

Развивать умение различать характер музыкальных произведений.

«Угадай колокольчик»

Развивать звуковысотный слух.

«Громко, тихо запоем»

Развивать диатонический слух.

Май

«Подумай и отгадай»

Развивать умение детей различать музыкальные произведения.

Закреплять пройденный материал.

«Найди игрушку»

Развивать умение различать музыкальные произведения.

Закреплять пройденный материал.

«Чудесный мешочек»

Развивать умение различать знакомые произведения.

Закреплять пройденный материал.

«Музыкальный телефон»

Развивать музыкальную память и исполнительское творчество.

«Волшебный волчок»

 Развивать музыкальную память и закреплять пройденный

материал.

Приложение №3

Картотека музыкально-дидактических игр

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Игры для развития динамического слуха

«Громко - тихо»

Цель: развивать динамический слух.  

Ход игры:  Педагог поёт «Громко – тихо» сл. Ю. Островского  муз. Е. Н. Тиличеевой  

1. У ребяток ручки хлопают, тихо-тихо ручки хлопают.      

Громче хлопают, сами хлопают, ну и хлопают, вот так хлопают!  

2. У ребяток ножки топают, тихо-тихо ножки топают.      

Громче топают, сами топают, ну и топают,  вот так топают!

Дети сидят на стульях полукругом, хлопают и топают (громко или тихо) в зависимости от содержания текста песни. После того, как дети усвоят задание, можно предложить им различать динамику по фортепианному сопровождению.  

«Громкие и тихие звоночки»

Цель: развивать динамический слух.  

Игровой материал: наборы колокольчиков разной величины.  

Ход игры: Педагог играет на фортепиано, меняя силу звучания.  Дети поднимают колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент (на громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое средние).  

Игры для развития звуковысотного  слуха

«Птица и птенчики»

Цель: развивать звуковысотный слух, упражнять детей в восприятии двух звуков («до»1 – «до»2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» сл. М. Долинова муз. Е. Н. Тиличеевой.

Игровой материал: (для младшего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные не разрезанные).(для среднего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков не цветные и цветные, разрезанные на четыре части.

Ход игры:

Вариант 1: (для младшего возраста) Педагог напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт – птица или птенчик? » Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков.

Вариант 2: (для среднего возраста) Педагог-ведущий раздает детям не цветные карточки. Разрезанные части цветных карточек остаются у Ведущего, он перемешивает их, кладёт одна на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт – птица или птенчик? » Отвечать должен ребёнок, у которого карточка соответствует проигранному звуку. За правильный ответ он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке. Игра продолжается до тех пор, пока оба играющих не сложат карточку с цветным рисунком. Выигравшим считается тот, кто первым выполнит задание. 

  «Курица и цыплята»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон. Всё раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (утка и утята).

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг стола.

Педагог (берёт куклу): В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовёт Маша. (Играет на металлофоне  ре второй октавы)

Дети с утятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц.

Педагог просит  детей спеть тоненьким голосом, как утята «кря-кря-кря». Затем кукла Маша зовёт утку – (педагог играет на металлофоне  ре первой октавы.)

Дети ставят фигурку утки на стол перед Машей и поют на этом же звуке «кря-кря-кря».

«Угадай колокольчик»

Цель: развивать звуковысотный слух.

Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки, цветные кружочки, три музыкальных колокольчика различного звучания.

Ход игры: Ведущий звучит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке.

 «Кто в домике живет»

Цель: развивать звуковысотный слух

Игровой материал: на карточке нарисован красочньй терем в два этажа: нижние окна большие, верхние - поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птичка. Внутри его находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры: ведущий рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенцом, медведь с медвежонком. «На первом этаже - говорит ведущий - живут мамы, на втором их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты».

Раздает каждому по одной картинке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например; звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина, ребенок, у которого соответствующая картинка, вставляет ее в окошко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка, и помещаете в окошко на втором этаже.

Также проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева; «Медведь» В. Ребикова). Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

Где мои детки?

Цель: Развивать  у детей звуковысотный слух.

Игровой материал: Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры: Дети сидят полукругом напротив педагога, у каждого по одной маленькой карточке. Музыкальный руководитель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на «ре» первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке «ля» второй октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на «ре» первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

«Веселые матрешки»

Цель: Учить детей различать звуки по высоте.

Игровой материал: матрешки трех величин по числу играющих, металлофон.

Ход игры: Музыкальный руководитель  играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.

«Лесенка»


Цель: Развивать звуковысотный слух.
Игровой материал: Две квадратные карточки (7см) с изображением лесенки в пять ступенек. На одной карточке изображена девочка, идущая вверх; на другой – вниз.
Музыкальный репертуар: «Лесенка» Е.Тиличеевой.
Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать карточку с соответствующим изображением.

Игры для развития восприятия музыки и музыкальной памяти

«Потанцуем, отдохнем»

Цель: развитие эмоционального восприятия музыки.

Ход игры: Педагог играет веселую музыку, спрашивает, что можно делать под эту музыку (танцевать, дети танцуют – кружатся, прыгают, хлопают и т.п.). Играет медленную грустную музыку, спрашивает, что мы будем делать теперь? Спать, отдыхать (дети закрывают глаза и делают вид, что спят).

«Чудесный мешочек»

Цель: Развивать умение различать музыкальные произведения.

Закреплять пройденный материал.

Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры: Участвует вся группа. «Дети,— говорит педагог,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

«Что делают дети?»

Цель: Развивать умение различать характер музыкальных произведений. 

Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки.

Ход игры: Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в записи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

Игра сначала проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности, а затем и в свободное  время.

 «Подумай и отгадай»

Цель: развивать умение детей различать музыкальные произведения.
Игровой материал: карточки по числу участников с изображением зайца, медведя, птички.
Ход игры: На доску выставляют картинки с изображением зайца, птицы, медведя. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать знакомые пьесы и отгадать, чья музыка звучит. Детям раздают карточки, они слушают пьесу и поднимают нужную картинку.
«Медведь» В.Ребикова, «Птичка» М.Красева, «Зайчик» М.Старокадамского.

«Солнышко и дождик»

Цель: развивать умение определять характер музыкального произведения.

Игровой материал: карточки по числу играющих, на одной изображено солнышко, на другой – дождик.

Ход игры: Ведущий исполняет музыкальные произведения разного характера, если звучит веселая музыка, дети поднимают карточку с изображением солнышка, если – грустная – карточку с изображение дождика.

«Веселый или грустный?»

Цель: развитие эмоционального восприятия музыки.

Игровой материал: два цветка с изображением противоположных эмоций – с веселым и грустным лицом, красного и голубого цвета.

Ход игры: Педагог играет веселую музыку, просит одного из детей взять показать тот цветок, который подходит к этой музыке, затем то же с грустной музыкой (цветочек послушал песенку и развеселился, стал грустным).

 «Найди игрушку»

Цель: Развивать умение узнавать знакомые произведения.
Игровой материал: Игрушки или картинки, соответствующие содержанию песен: зайка, мишка, кошечка, петушок и т.д.
Ход игры: Педагог предлагает послушать пьесу и выбрать игрушку. Ребёнок по характеру определяет, кто это может быть. Дети играют, пока не закончатся все игрушки.

Игры для развития чувства ритма

«К нам гости пришли»

Цель: развивать ритмический слух. 

Игровой материал: Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры: Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках педагога  ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом музыкальный руководитель  обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика. Игра может проводиться со всеми детьми как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное  время.

«Кукла шагает и бегает»

Цель: Учить детей различать музыку разного ритма.

 Необходимо знание песенки «Что за куколка у нас» сл. Ю. Островского муз. Е. Н. Тиличеевой:

1. Что за куколка у нас,

Сладко спит она сейчас.

Коля с ней играть начнёт-

Кукла встанет и пойдёт.

2. Что за куколка у нас,

Сладко спит она сейчас.

Таня с ней играть начнёт-

Кукла встанет и бежать.

Игровой материал: кукла.

Ход игры :Педагог даёт кому-либо из детей куклу и поёт один из куплетов песенки. Ребёнок «укачивает» куклу. Затем исполняется музыка марша или бега, и кукла в руках ребёнка «шагает» или «бегает».

«Весёлый поезд»

Цель: Учить слышать изменения в темпе.
Игровой материал: Небольшая игрушка паровоза с вагонами, фортепиано.
Ход игры: Педагог исполняет музыкальную пьесу, передавая движение паровоза: сначала он двигается медленно, затем быстрее и совсем быстро, к концу пьесы музыка замедляется и останавливается. При повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям представить себя паровозом и вагонами и двигаться в соответствии с музыкой.

Игры для развития тембрового слуха

«Нам игрушки принесли»

Цель: развивать тембровый слух

Игровой материал: Музыкальные  игрушки: дудочка, колокольчик; музыкальный молоточек, кошка.

Ход игры: Детям предлагается послушать произведение «Серенькая кошечка». Ведущий достает из коробки кошку, она принесла в подарок музыкальные игрушки, которые даст детям, если они узнают их по звучанию. Ведущий незаметно играет на музыкальных игрушках. Дети узнают и называют их.

«Угадай, на чем играю»

Цель: развивать тембровый слух.

Игровой материал:  карточки, на которых изображены ДМИ разрезные картинки ДМИ

Ход игры; Каждому ребенку дают по одной большой карточке и по 6 маленьких. Дети определяют звучание инструмента и закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

                                       

Для детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития восприятия музыки и музыкальной памяти

 «Слушаем музыку»

Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения.

Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.

«Веселая пластинка»

Цель: развивать музыкальную память.

Игровой  материал: игрушечные пластинки с изображением соответствующих песен.

Ход игры: Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к  какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проигрывает» ее на игрушечном проигрывателе.

«Музыкальный телефон»

Цель: развивать музыкальную память.

Игровой материал: к планшету прикреплен вращающийся диск от телефона со стрелкой. Вокруг диска помещены рисунки, передающие содержание знакомых детям песен.

Ход игры: Вращается диск телефона, стрелка останавливается на какой-то картинке и дети поют такую песню. Перед исполнением песни дети должны назвать ее.

«Песня – танец - марш»

Цель: развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Игровой материал: три большие карточки, с изображением поющей девочки, пляшущей девочки и мальчика, марширующего с барабаном. Цветные кружочки – красный, желтый, зеленый, что условно соответствует разным музыкальным жанрам (песня, танец, марш)

Ход игры: Дети поочередно слушают три пьесы разных жанров. После прослушивания, берут кружок и закрывают соответствующее изображение на карточке.

«Волшебный волчок»

Цель: развивать музыкальную память.

Игровой материал: к диску прикреплена вращающаяся стрелка, вокруг диска помещены рисунки, передающие содержание знакомых детям песен.

Ход игры: Вращается  стрелка, останавливается на какой-то картинке, и дети поют такую песню. Перед исполнением песни дети должны назвать ее.

Игры для развития звуковысотного  слуха

«Угадай колокольчик»

Цель: Учить детей различать звучание трех звуков по высоте.

Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

Ход игры: Сначала педагог, а затем и ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок - на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый - на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый - на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Играют несколько детей. Игра может проводиться во время свободной деятельности во вторую половину дня.

Примечание. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки-ноты на трех линейках.

«Музыкальное лото».

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: карточки на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки, ДМИ.

Ход игры: ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить кружочки от первой линейки до пятой или от пятой до первой, иди на одной линейке.

«Где мои детки»

Цель: развивать звуковысотный слух.

Игровой материал:  карточки, на которых изображены  гусь, утка, курица, птица, на других - утята, цыплята, гусята, птенчики.

Ход игры: Дети сидят полукругом, у каждого в руках карточки с «детками». Ведущий предлагает поиграть. «Где мои утята, милые ребята?» (поет). Дети, у которых на корточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря - кря, мы здесь». Игра продолжается пока все птицы не найдут своих детей.

«Угадай-ка»

Цель: развивать звуковысотный слух.

Игровой материал: 4 больших карточки, каждая разделена на две части. На одной половине изображен гусь, на другой гусенок (утка – утенок, кошка – котенок, корова – теленок). Фишки по две на карточку.

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. У каждого одна карточка и две фишки. Ведущий произносит «Га-га-га» (поет на первой октаве). Ребенок, у которого на карточке изображен гусь, должен закрыть его фишкой. Ведущий произносит «Га-га-га» (поет на второй октаве). Ребенок, у которого на карточке изображен гусенок, должен закрыть его фишкой.

Игры для развития чувства ритма

«Прогулка»

Цель: Учить детей отмечать длинные и короткие звуки, развивать чувство ритма.

Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры:  Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок - выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие - частым. Например: «Таня взяла мяч, - говорит педагог, - и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

«Пошел частый, сильный дождь», - продолжает музыкальный руководитель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

       

«Определи по ритму».

Цель: развивать чувство ритма

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая.

Ход игры: Ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни. Дети по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки.

«Учитесь танцевать»

Цель: Упражнять детей в передаче разных ритмических рисунков.

Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит музыкальный руководитель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

«Сложи песенку»

Цель: Учить детей отмечать длинные и короткие звуки.

Игровой материал: Фланелеграф, короткие и длинные полоски,  картинки с изображением , передающим содержание знакомых песен, детские музыкальные инструменты .

Ход игры: Музыкальный руководитель рассказывает детям о том, что у него есть волшебные картинки. Если прислушаться, то можно услышать их песенки. А ещё эти песенки можно изобразить с помощью полосок. Педагог проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок знакомой песни, дети отгадывают, какая картинка подходит. Далее вызванный ребенок должен отобразить ритмический рисунок с помощью длинных и коротких полосок на  фланелеграфе.

Игры для развития динамического слуха

«Громко – тихо запоём»

Цель: развивать динамический слух.

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры он имеет право спрятать сам игрушку.

«Домик для музыки»

ЦельЗакреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко, не слишком тихо.

Игровой материал: Карточки из картона одного цвета, но разных тонов (более светлые или более тёмные оттенки). Цвет соответствует оттенку: бледно окрашенный – тихому звучанию, более яркий – более громкому, яркий – громкому.

Ход игры: Карточки раздают. Музыкальный руководитель исполняет короткую и плавную мелодию сначала тихо, потом громче, затем громко. Выбрать для каждой мелодии домики.

Музыкальный материал: На выбор музыкального руководителя.

«Узнай сказку»

Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал: Две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.

Ход игры: 1-й вариант. После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные), дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.

Музыкальный репертуар: «Красная Шапочка и Серый волк» Г.Левкодимова.

2-й вариант. Дети выполняют почти такое же задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная Шапочка – оранжевый квадрат, Волк – зелёный квадрат.

Игры для развития тембрового слуха

 «Музыкальный домик»

Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.      

Игровой материал: Музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов, сказочный домик.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, на столе стоит сказочный домик, воспитатель рассказывает, что в этом домике живут музыканты. Если внимательно слушать, то можно узнать, кто в домике живёт. Дети внимательно слушают музыку, определяют на слух, какой инструмент звучит, один ребёнок находит инструмент на карточке и показывает его в окошко.

«Угадай, на чем играю»

Цель: развивать тембровый слух.

Игровой материал:  карточки, на которых изображены ДМИ разрезные картинки ДМИ

Ход игры; Каждому ребенку дают по одной большой карточке и по 6 маленьких. Дети определяют звучание инструмента и закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы музыкального руководителя МБДОУ д/с о/в № 9 Гричан Юлии Викторовны ""

Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки...

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны   Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личност...

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg  ссылка на видео-презентацию  Опыта работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...

ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя Тема: «Музыкальная гостиная, как инновационная форма музыкального воспитания детей в ДОУ»

ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя  Тема: «Музыкальная гостиная,  как инновационная форма музыкального  воспитания детей в ДОУ»...