Консультация для воспитателей "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_2.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – период особенно важный и ответственный период в жизни ребёнка, в этом возрасте формируется личность, и закладываются основы здоровья. Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого ребёнка зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания, к внутреннему миру ребёнка.

К сожалению, за последние годы педагогическая компетентность не только родителей, но и специалистов – практиков, работающих с детьми дошкольного возраста, снижается. Это выражается в смещении акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, однако природные закономерности свидетельствуют, что возраст от рождения до 7 лет сенситивный период для развития сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно, в этом возрасте создаются представления о доброте и зле, нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношениях.

Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и делаются ему близкими. Богатство красок, звуков, образов несёт в себе народное творчество. 

Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Задача педагога – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Сказки открывают ребенку окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в доброе, которое несут нам сказочные герои. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.

Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и душой. Многообразный образ сказочных героев дает детям простор воображению.

Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык (наливное яблочко, речка – матушка), динамика событий (гуси – лебеди, царевна лягушка, колобок), причинно – следственные связи и явления (сказка «Колобок» - хвастовство, хитрость, осторожность), - все это делает сказку интересной, волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно – здоровой личности ребенка.

Сказка – средство эмоционально – волевого развития и духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Она помогает развивать внутренний мир ребенка, его эмоциональные сферы чувств.

Язык русских народных сказок характеризуется доступным словарем, четкими фразами, отсутствием сложных для восприятия детьми грамматических форм, выразительностью, образностью, наличие определений, несложных форм прямой речи. Все это позволяет вовлечь детей в активную работу.

Особым жанром, влияющим на духовно – нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированности, ёмкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно – эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, много вариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребёнка потребность найти её решение. Однако в настоящее время этот вид народного творчества недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный потенциал.

Понятным и ценным для детей являются пословицы о Родине, матери, родном языке, природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

В русском фольклоре особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, колыбельные звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.  

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащаю словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козёл съеден волками, кисонька – мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого… Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие детей. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок развивает умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Фольклор обогащает эмоциивоспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка, служит могучим, действенным средством умственногодуховно – нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Результат воспитания детей фольклором: усвоение норм духовно – нравственного воспитания, открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Консультация для воспитателей. "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Социально-нравственное воспитание детей является приоритетным во многих образовательных программах, реализуемых в дошкольных учреждениях. Мне как педагогу часто приходится выступать перед родителями и...

Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ран...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Нравственное воспитание ребенка нужно начинать ка можно раньше. Под влиянием взрослым у ребенка к ...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность ...