Выступление на педагогическом совете "Творческие задания как средство формирования читательской компетенции на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС третьего поколения"
презентация

Максутова Эльвира Фаварисовна

  Творческая деятельность обучающихся носит продуктивный характер и приводит не только к формированию полноценного навыка смыслового чтения, но и способствует творческому развитию личности обучающегося. Современными ученными ведется активная работа по разработкам методик использования творческих заданий на уроках литературного чтения как средства формирования навыков смыслового чтения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Творческие задания как средство формирования читательской компетенции на уроках литературного чтения в условиях реализации

ФГОС третьего поколения»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. В число требований к метапредметным результатам в процессе обучения стандарт в качестве обязательного компонента включает овладение младшими школьниками навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.

И мы, учителя начальной школы стараемся вести активную работу по формированию навыков смыслового чтения, и уделяем этому внимание на каждом уроке. Стоит отметить, что именно на уроках литературного чтения формирование навыков смыслового чтения является первостепенной задачей, где учителю следует создать условия для полноценного и прочного овладения осознанным чтением каждым школьником, необходимым ему для успешного обучения и дальнейшего развития. Для формирования навыков смыслового чтения, а также заинтересованности и мотивации младших школьников к процессу чтения, осмысления и осознанного восприятия получаемой информации, педагоги на практике используют современные активные и интерактивные методы, формы и средства обучения, в число которых входит использование творческих заданий. Разработка и реализация творческих заданий отвечают требованиям системно-деятельностного подхода, позволяют организовывать деятельность репродуктивного, частично-поискового и творческого вида. Творческие задания подразумевают организацию и активизацию познавательной деятельности обучающихся, направленную на самостоятельное на осмысление и полноценное восприятие текста литературного произведения.

  Творческая деятельность обучающихся носит продуктивный характер и приводит не только к формированию полноценного навыка смыслового чтения, но и способствует творческому развитию личности обучающегося.

Современными ученными ведется активная работа по разработкам методик использования творческих заданий на уроках литературного чтения как средства формирования навыков смыслового чтения. Использование творческих заданий на уроке литературного чтения обусловлено требованиями ФГОС НОО (начального общего образования), так как перед образовательными учреждениями встали новые задачи, не только обеспечить усвоение знаний путем передачи учителем готовой информации, но и создать условия для самостоятельного овладения учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной, практической и творческой деятельности. Исходя из этого, можно говорить о том, что систематическое использование творческих заданий на уроках литературного чтения будет стимулировать самостоятельную деятельность обучающихся с опорой на творчество, тем самым у обучающихся будет эффективнее протекать процесс формирования навыков смыслового чтения. А также творческие задания будут способствовать развитию воображения, устной и письменной речи.

         Меня тоже заинтересовала эта тема, поэтому тема моего самообразования звучит так «Творческие задания как средство формирования читательской компетенции на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС третьего поколения». Целью этой работы является развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе.

Работая по этой теме с обучающимися 1 в класса я создала интерактивную тетрадь, где мы вклеивали портреты изученных авторов и выполняли интересные задания по темам:  

  • О чем может рассказать обложка книги?
  • И.П.Токмакова «Аля, Кляксич и буква А», где ребята придумывали образ Кляксича.
  • Загадки
  • Небылицы и многое другое…. (показ тетрадей)

Выполняя такие задания учащиеся с интересом и с увлечением научились читать.

Во 2 классе ребятам было задано творческое задание по литературному чтению, оформить одно из прочитанных летом произведений в необычном формате, как бы «оживить» сказку. Назвали этот проект «Сказочка в баночке».

Работы действительно получились сказочные! Родителям огромное спасибо за то, что не остались в стороне и приняли участие в проекте. Из 27 детей в классе, участие приняли 17, в том числе и дети ОВЗ. К моему удивлению, не меньший интерес вызвало и само выступление в «Защите проекта». Очень необычно, по-разному представили они свои работы. А с каким увлечением ребята угадывали произведения. Теперь я точно уверена, что мои дети читают летом!

Я сейчас хочу показать вам, как ребята защищали свой проект.

(показ видеоролика)

Наш проект только в процессе, поэтому если вас это заинтересовало, то после окончания работы я могу вас познакомить с результатами.  

Свое выступление хочется закончить словами Василия Александровича Сухомлинского.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета с элементами деловой игры «Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»

Сценарий педсовета с элементами деловой игры«Развитие педагогических компетенций в вопросах организации работы в условиях реализации ФГОС ДО»Старший воспитатель: Козловская В.И.Повестка дня:1....

Статья "Физическая культура как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В последние годы проблемы духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. В настоящее время готов проект дальнейшей государственной программы «...

Взаимодействие с родителями в рамках реализации ФГОС третьего поколения

В третьем поколении ФГОС особое значение делается на связи с семьёй, на ценность семейных традиций. Детский сад - это не только то место, где ребёнок находится, пока родители на работе. Важно осознани...

Выступление на педагогическом совете ДОУ «НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Детский сад и семья-основные институты социализации детей. Сотрудничество и взаимодействие их необходимо для всестороннего развития личности ребёнка, хотя воспитательные функции различны.В нашем ...

Выступление на тему: "Коммуникативные игры как средство формирования речевых компетенций детей с ОВЗ в условиях реализации ФАОП ДО"

Выступление на тему: "Коммуникативные игры как средство формирования речевых компетенций детей с ОВЗ в условиях реализации ФАОП ДО"...