Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья». Реализация технологии социального партнерства с родителями
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

   Сегодня в  дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования  утверждает основные принципы:

·   содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми;

·       приобщения детей к традициям семьи, общества и государства.  ФГОС ДО  является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию.  Выполнение этих требований во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_detskiy_sad_i_semya_nastoyashchie_druzya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация технологии  социального партнерства с родителями

Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья»

           Подготовила: Хасанова Г.С.

   Сегодня в  дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования  утверждает основные принципы:

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми;
  • приобщения детей к традициям семьи, общества и государства.

 ФГОС ДО  является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм сотрудничества и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию.  Выполнение этих требований во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.

Одним требованием к реализации программы дошкольного образования является построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников в непосредственно образовательный процесс.

Положительный  результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

       Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной  деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.              

       Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДО.  Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

         Разработанная  примерная модель  позволяет выстроить систему  взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог»,  где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно - конструктивными.

        Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в образовательном процессе ДО.

Чтобы добиться поставленных целей, необходимо решить ряд задач:

  • Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
  • Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО.

В связи с этим можно выделить принципы взаимодействия с родителями:

1. открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли,  принесет  положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. индивидуальный подход;

Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

  Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

  • изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);
  • изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;
  • систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);
  • обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;

       Для сближения родителей с окружающим социумом реализуется ряд программ, предусматривающих общение  в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с интересными людьми. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на благоустройство территории ДОУ.

        Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:

  • создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка  в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
  • достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
  • снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности  в воспитании детей;
  • признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
  • повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;
  • эмоциональная взаимоподдержка, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;
  • контроль родителей за деятельностью дошкольного учреждения;
  • сотрудничество родителей дошкольного  возраста с  ДОУ.

Я наметила план реализации технологии социального партнерства с родителями.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный  

Цель: сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия дошкольного отделения с родителями воспитанников.

  • изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
  • анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;
  • формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей;
  • подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

2 этап – практический  

Цель: организация партнерского взаимодействия дошкольного отделения  с родительской общественностью.

  • педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДО (анкетирование);
  • педагогическая поддержка родителей (лекции, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня) ;
  • педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей);
  • совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.

Активные формы и методы работы с родителями:

-анкетирование  

- занятия с участием родителей («День Матери»)

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями              («Осенняя фантазия» - нетрадиционные способы изодеятельности, «Новогодняя игрушка»).

- экскурсии (в библиотеку, к памятнику 9Мая)

- акции («Кормушки для птиц»)

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

- оформление фотовыставок («Зимние забавы»)

 - слайд-шоу («Наша жизнь в детском саду»)

- стенгазеты («Мы вместе»)

Это перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Все эти приемы я использовала, как разнообразные современные формы работы с родителями.

Одна из форм работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд. Там отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность? », «Еще раз о правах ребенка» и т. п.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни, мероприятий с участием родителей. («День Защитника Отечества» «Папа, мама, я – спортивная семья»).

Родители принимают активное участие в спортивных праздниках, субботниках.  

Еще один вид сотрудничества – акция.

 К примеру, в ходе акции «Зимняя сказка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками.

«Домик для скворца» - изготовление скворечников.

«Покормите птиц зимой»- изготовление кормушек.

«Корм для птиц» -конкурс между группами

 Родителям как участникам, предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы.

Проводили совместно с инспектором (родителем) познавательнeе игру-занятие,  направленное на формирование основ  безопасности жизнедеятельности дошкольников, изучение правил безопасного поведения на улице и пропаганду Правил дорожного движения.

Папа (родитель) приходил в группу и обучал детей игре в шахматы.

Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких мероприятий также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Таким образом, в лице родителей, я хочу найти активных и заинтересованных участников и помощников.

3 этап – аналитический  

Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДО с родителями воспитанников.

-анкетирование по удовлетворенности работой ДО  родителей;

-определение эффективности работы педагогического коллектива в рамках внедрения моделей социального партнерства ДО  с родителями.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют более 80% родителей. Родители читают педагогическую литературу, посвященную проблемам воспитания дошкольников (60% – регулярно). Многие родители (75%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 50% родителей, участвовать в акциях – 70%. .

Предполагаемые результаты:

Дети

- формирование заботливого отношения к своей семье;

- улучшение качества усвоения детьми программных материалов;

Родители

- воспитание чувства уверенности и защищённости.

- повышение уровня доверия родителей к детскому саду;

- повышение педагогической грамотности родителей;

- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и                   педагогов;

 -увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии  в воспитательно-образовательном процессе;

Педагоги

- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;

- создание положительного эмоционального микроклимата

взаимодействия с родителями;

- повышение профессиональной компетентности педагогов.

-изменение общественного мнения и осознание престижности ДОУ.

Предметно-развивающая среда:

- созданы условия для формирования положительного образа семьи;

- комфортная, безопасная.

Результативность разработанной модели социального партнерства определяется по следующим критериям: создание качественно новых отношений между родителями, детьми и педагогами.            

Это перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Он ориентирован на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений. В заключении хочу представить сценарий совместного праздника « Детский сад и семья – настоящие друзья»

Литература.

1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

2. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.

ИПК, 2006. – 95 с.

3.Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей-

М.Просвещение,2005.

4.Горшненина В.В. и др., Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Панорама., 2006.

5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2007.

6.Лебедева С.С.,Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.- СПб.: Детствопресс.2001.

7.Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.

8. ФГОС ДОО - проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детский сад и семья-настоящие друзья"

Создание в ДОУ психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей....

презентация проекта "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, возникает необходимость построения новой системы взаимодействия «Родитель-Ребенок-Педагог»....

Проект «Детский садик плюс семья – настоящие друзья»

На современном этапе модернизации системы образования необходимы нововведения в сотрудничестве с родителями, активного включения их в жизнь ДОУ. В связи с этим встает необходимость построения новой си...

Реализация технологии социального партнерства с родителями Проект: «Детский сад и семья – настоящие друзья»

Сегодня в  дошкольном образовании происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества. Стандарт дошкольного образования  утверждает основные принципы:·...

ПРОЕКТ «Детский сад и семья- настоящие друзья».

Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности ...

Социальный проект "«Детский сад и семья - настоящие друзья»

Я предстовляю социальный проект "Детский сад и семья - настоящие друзья" для того, что бы можно было организовать совместную работу с детьми, родителями и педагогами....

Социальный проект "Детский сад и семья - настоящие друзья"

Реализация совместного проекта "Детский сад и семья - настоящие друзья"...