Опыт работы по использованию мнемотехники в ДОУ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Опыт работы по использованию мнемотехники
«Использование мнемотехники в Детском саду».
«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
С помощью использования мнемотехники, решаются следующие задачи:
- развитие связной и диалогической речи у детей;
- развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же, с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
- обучение детей правильному звукопроизношению;
- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала, я, знакомила детей с мнемоквадратами (рис.1) – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем, усложняла занятия, демонстрируя мнемодорожки (рис.2) – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы (рис.3). Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
«Котенок пьет молоко» Рис.1
«Осенью опадают листья. Льют дожди. Люди стали одевать теплую одежду. Птицы готовятся улетать в теплые края». (Рис. 2)
| |||
Мне мама приносит | игрушки, конфеты, | но маму люблю я | совсем не за это. |
Веселые песни она напевает | нам скучно вдоем никогда не бывает | Люблю свою маму, скажу я вам прямо. | Ну просто за то, что она моя мама. |
(Рис.3)
Используя символьные картинки на занятиях, я увидела, что сначала дети боялись пересказывать, потому что им казалось, что они ничего не запоминают и не могут выразить свои мысли. Но постепенно они поняли, что по картинкам пересказывать — это интересно, занятно и совсем не сложно. Постепенно это превратилось в посильную игру. Даже просили на каждом занятии «поиграть с картинками»! Ведь заучивать ничего не надо, нужно только играючи
«читать картинки». Дети играют, а я вижу в результате осмысленное запоминание.
Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.
Сначала мы с детьми пересказывали по картинкам, которые составляла я, оговаривая каждый символ, рассказывая сказку или рассказ. В дальнейшем, мы вместе вспоминали по мнемотаблице то, о чём говорили раньше, а затем кто-то из детей сам выкладывал по мнемотическим карточкам (это та же таблица, только разрезанная) свой рассказ.
Мнемотаблицы помогают при составлении рассказов о животных, птицах и насекомых. В средней группе мы с детьми составляем рассказы о зайце, лисе, волке, лягушке, бабочке и др.
В итоге работы с мнематаблицами и картинками дети, вместе со мной, научились придумывать символьные картинки и могут легко пересказать любой текст.
Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Я на доске по одному полю заполняю пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Методика выполнения:
- Берем заданное на изучение стихотворение.
- Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.
- Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
- После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
- Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
Мнемотаблицы можно и нужно использовать для составления описательных рассказов о времени года (осень, зима, весна). Если во второй младшей группе можно использовать четыре символа, в средней шесть, в старшей девять, то в подготовительной, можно в одно окошко поместить знак вопроса. Это значит, что ребёнок сам должен придумать окончание рассказа. Так же можно предложить детям самим придумать символы к рассказу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Опыт работы по теме: "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

Опыт работы по использованию элементов мнемотехники с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста
В работе представлен опыт работы с использованием мнемотехники для занятий с детьми и родителями.Даны методические рекомендации по использованию элементов мнемотехники как средства развития связной ре...

Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
Опыт работыТема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»...

Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"
Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи....

Выступление на педагогическом часе Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
Цель данного педагогического опыта – развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования приемов мнемотехники....
