«Развитие творческих способностей у детей».
методическая разработка на тему

Тарыкина Татьяна Владимировна

Что такое творческие способности?

Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент  образования города Москвы

Юго- западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №2115»

Структурное подразделение №5

        

«Развитие творческих способностей у детей».

Выполнила: воспитатель

Тарыкина Татьяна Владимировна.

Развитие творческих способностей у детей.

Что такое творческие способности?

Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит так: творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания, из компонентов творческого потенциала человека, составляют следующие способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

 6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

 9. Развитая интуиция.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Как и с какого возраста развивать творческий потенциал ребенка?

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" впервые годы жизни.

Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов

Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую книгу, кассету. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.

Взрослые должны помочь ребенку научиться, не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно, так же, устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

 

Говоря о проблеме творческих способностей детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи.

Игровые задания

        Данные задания представляют собой отдельные упражнения, этюды, способствующие развитию фантазии, воображения и художественного творчества.

 

1.Расскажи о своей игрушке. Покажи, как она двигается, говорит.

2.Представь, что ты стал домиком, диваном и прочим предметом. Расскажи о нем от его имени.

3.Представь, что ты на машине времени попал в будущее (прошлое). Что ты видишь?

4.С помощью любимого музыкального инструмента изобрази, как двигаются мишка, зайчик, птичка.

5.Изобрази медведя (лису, зайца и пр.) геометрической фигурой какого-либо цвета. (Например, медведь – коричневый квадрат, прямоугольник, овал).

6.Отгадай звуки (льется вода, рвется бумага, хрустит откусываемое яблоко и пр.).

7.Отгадай запах (духи, лекарство, растительное масло, лимон, кефир и пр.). Изобрази запах цветом.

8.Определи на ощупь вид материала (ткань, дерево, металл, стекло).

9. Придумай конец сказки или рассказа.

10. Расскажи о чуде, невероятном происшествии, случившимся с тобой.

11.Сочини стихотворение о  своем любимом существе, растении, игрушке, придумай к нему мелодию, спой,

12.Убеди нас, что это вовсе не чайник (не стул, не шкаф, не веник и пр.).

 

ПОМНИТЕ!

·        Любите ребенка

·        Радуйтесь его присутствию

·        Принимайте его таким, каков он есть

·        Не подрывайте его уверенность в себе 

·        Не отказывайте ему в своем доверии

·        Дайте ему повод любить вас

·        Помогите ребенку накопить собственный жизненный опыт

·        Идите с ним по жизни, при этом не тащите его за руку за собой, а подталкивайте вперед, готовясь вовремя отпустить от себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...

Консультация «Развитие творческих способностей у детей. Одаренные дети»

    Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а пото...

Роль развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством творческих игр в период адаптации к ДОУ.

Помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, раскрепоститься и социализироваться помогают сказки, творческие игры. Понятие «творчество» - объясняется в литературе достаточно многост...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.

Доступность  использования   нетрадиционных   техник  определяется  возрастными  особенностями  дошкольников. Самыми  простыми  и  доступным...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие.Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»

Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей второй младшей группы «Творческая мастерская»

Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...