Главные вкладки

    Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Планирование и проведение образовательной деятельности в условиях ФГОС"
    материал на тему

    Маркевич Наталья Леонидовна

    Обсуждение актуальных вопросов реализации образовательных стандартов дошкольного образования. Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов в условиях введения образовательных стандартов. Повышение профессиональной компетентности музыкальных руководителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar-praktikum_dlya_muzykalnyh_rukovoditeley.docx58.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум для музыкальных руководителей

    «Планирование и проведение образовательной деятельности

    в условиях ФГОС»

    Цель: Обсуждение актуальных вопросов реализации образовательных стандартов дошкольного образования. Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов в условиях введения образовательных стандартов. Повышение профессиональной компетентности музыкальных руководителей.

    Задачи:

    - методическая и информационная поддержка педагогов в условиях реализации новых стандартов;

    - выявление основных проблем, испытываемых музыкальными руководителями ДОУ в ходе введения ФГОС ДО.

    Предварительная работа: запись видео фрагментов образовательной  музыкальной деятельности в разновозрастных группах.

    Ход мероприятия:

    Добрый день, уважаемые коллеги! Изменения последнего времени, происходящие в системе дошкольного образования очень значимы. Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования,  главной целью которого является формирование успешной личности.

    Сегодня каждое дошкольное учреждение строит свою работу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.  ФГОС включает в себя три вида требований: к структуре основной общеобразовательной программы, к условиям ее реализации, к результатам освоения программы. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

    О ФГОС сказано много, и наверняка, в каждом образовательном учреждении прошёл ряд мероприятий посвящённых данной теме, сегодня же поговорим о том, что  из Стандарта мы с вами музыкальные руководители можем применить в своей деятельности.

    Например, об основных принципах развивающей предметно-пространственной среды:

    • Трансформируемость (предметная среда музыкального зала трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, видоизменяется и оформление в соответствии с временем года, тематикой развлекательного мероприятия, праздничной датой,  сюжетом театральной постановки).
    • Полифункциональность (мы можем вариативно использовать различные составляющие предметной среды, например, детские стульчики в музыкальных играх «Паровоз», «Займи стул», а так же использовать предметы-заместители, например, карандаши вместо барабанных палочек, самодельные шумовые инструменты  вместо настоящих детских музыкальных инструментов и т.п.).
    • Вариативность (предполагает наличие различных пространств, например, зоны для слушания и размышлений о музыке, зоны для музыкально-ритмической, исполнительской и театральной деятельности; вариативность так же предполагает разнообразие музыкальных инструментов, атрибутов и оборудования).

    К вариативности пространственной среды также можно отнести и специально оборудованные площадки на территории образовательной организации для осуществления музыкально-театрализованной деятельности. В нашем учреждении имеется такая площадка, она оборудована сценической зоной, зоной для двигательной активности детей и зоной зрительского восприятия. Перед началом мероприятия на свежем воздухе на площадке устанавливается необходимое оборудование, расставляются лавки, раскладываются на столах атрибуты, развешиваются на магнитных досках иллюстрации и портреты композиторов. Таким образом, осуществляется образовательная деятельность в летний период.

    • Доступность (предполагает свободный доступ детей к  детским музыкальным инструментам, атрибутам и т.п.).
    • Безопасность (соответствие требованиям надежности и безопасности использования всех элементов развивающей среды).

    Стандарт направлен на построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

     Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

    Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации НОД (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

    Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога.

    Партнерская позиция педагога предполагает принятие демократического стиля отношений, а неавторитарного, сопряженного с учительской позицией.

    Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве. В принципе, если музыкальный руководитель  не аккомпанирует на инструменте, то он всегда находится с детьми в едином пространстве.

    Организация пространства

    - Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, музицировании и т.п.

    Степень свободы 

    - Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Разрешено свободное общение (рабочий гул). Дети могут обсуждать задания, задавать друг другу вопросы и т.п.

    Организация непосредственной образовательной деятельности подобным образом способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

    На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция педагога проявляется особым образом.

    1. Начальный этап деятельности

    Музыкальный руководитель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».

    Наметив задачу для совместного выполнения, педагог, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

    2. Основной этап деятельности.

    В ходе процесса деятельности, педагог исподволь дает развивающее содержание (новые знания о музыке и музыкантах, танцевальные движения и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребёнка, поощряет, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

    3. Заключительный этап деятельности.

    Рефлексия – непринуждённая свободная форма анализа образовательной деятельности.  

    Таким образом, существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

    - добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

    - включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

    - свободное общение и перемещение детей во время образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства).

    В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности с детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».

    Если педагог правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к ней детей просто не возникает.  

    С внедрением Стандартов в образовательный процесс изменения коснулись формулировки цели и задач.

    В цели мы предполагаем создание условий для развития чего-либо.  В задачах мы формулируем то, что создаём для достижения цели.

    Обратите внимание на слайд. Сейчас мы попробуем по данному шаблону, работая в своих подгруппах, прописать цель и задачи образовательной музыкальной деятельности, в соответствии с определённой темой.

    Цель: Создание условий для художественно- эстетического развития             детей… ..

    Задачи:

    1. Создать условия…
    2. Обеспечить…
    3. Способствовать…

    Далее рассмотрим таблицу, представленную Институтом повышения квалификации  для письменного оформления  конспекта образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.

    Ход непосредственно-образовательной деятельности

    Этап образовательной деятельности

    Организация рабочего пространства

    Деятельность взрослого

    Деятельность детей

    Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития

    Вводная часть (планирование)

    Основная часть

    (Дело)

    Заключительная часть

    (Результат)

    Условия для проявления доброжелательности.

    Условия для развития коммуникативных качеств.

    Условия для проявления поисковой активности.

    Условия для развития самостоятельности и инициативы.

    Условия для развития исследовательских действий.

    Условия для выражения детьми своих мыслей.

    Условия для развития певческой активности.

    Условия для взаимодействия детей друг с другом.

    Условия для закрепления пройденного материала.

    Условия для развития речевой активности.

    видоизменяться в зависимости от предметно-развивающих условий, созданных в образовательном учреждении.

    Это, условия для проявления доброжелательности, условия для развития коммуникативных качеств, условия для проявления поисковой активности, условия для развития самостоятельности и инициативы, условия для слухового восприятия музыки, условия для выражения детьми своих мыслей, условия для развития певческой активности, условия для взаимодействия детей друг с другом, условия для закрепления пройденного материала, условия для развития речевой и двигательной активности. Выборочно.

    На завершающей стадии образовательного процесса, как правило,  проводится рефлексия. Этот этап педагог должен организовать так, чтобы это не являлось допросом, а проходило в стихотворной или игровой форме.

    Видеофрагмент.

    Или, например: в гости пришел корреспондент, или какой либо персонаж, либо детей снимает камера и им нужно высказать своё мнение. Этот этап очень важен для педагога, потому что информация, которую он получит от детей, послужит темой для новой образовательной деятельности. Педагог должен сделать выводы и самоанализ проведенного события, прежде чем приступить к разработке нового мероприятия.

    Исходя из вышесказанного, стоит добавить, психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании образовательного процесса имеет не столько знание педагогом возрастных особенностей ребенка, сколько учет его личностных характеристик и возможностей. Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанниками полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные впечатления и воспоминания.

    «Когда мы тратим время на планирование, его становится больше» (М. Рустам, индийский ученый). Уважаемые коллеги, не тратьте свое драгоценное время зря, сумейте правильно спланировать его и тогда Вам удастся сделать больше дел, чем Вы задумаете.

    И ещё немного о планировании. В 2015 году я приняла участие в Вебинаре  по теме "Электронная технология планирования работы музыкального руководителя" и хочу поделиться с вами полученной информацией. Данный материал был напечатан в журнале "Музыкальный руководитель" №4, 2013 год.

    Данная технология позволяет готовиться ежедневно к образовательной деятельности в соответствии с методическими требованиями, составление плана занимает не более пяти минут, позволяет в достаточной степени слушать с детьми на каждом музыкальном занятии музыку, использовать музыкально-дидактические игры и творческие задания.

    Такой календарный план направлен на целевые ориентиры музыкального развития, данный план можно смело показать самому компетентному проверяющему лицу в полной уверенности его методической оправданности.

    Далее просмотр календарного и перспективного планирования музыкальной деятельности по технологии Гомоновой Е.А. рассматривается и обсуждается на мультимедийном экране. Пример:

    Календарное планирование в младших группах

    Раздел\ неделя

               № занятия

    Усл. обозн.

    1

    1-2

    2

    3-4

    3

    5-6

    4

    7-8

    1

    9-10

    2

    11-12

    3

    13-14

    4

    15

    Слушание  

    Произвед. 1

    Произвед.2

    Произвед.3

    Произвед.4

    Произвед.5

    Муз\дид игра1

    Муз\дид игра2

    С1

    С2

    С3

    С4

    С5

    м\д1

    м\д2

    С1

    С2

    м\д1

    С3

    С4

    м\д2

    С5

    Пение

    Песня 1

    Песня 2

    Песня 3

    П1

    П2

    П3

    П1

    П1

    П2

    П2

    П3

    П1

    П3

    П2

    П3

    П1

    П2

    П3

    П1

    П2

    П3

    М\р. движ.

    Осн.движ.

    Движ. танца  1

    Комп. танца 1

    Движ. танца 2

    Комп.танца 2

    Движ.танца 3

    Комп. танца 3

    ОД

    ДТ1

    КТ1

    ДТ2

    КТ2

    ДТ3

    КТ3

    ОД

    ДТ1

    ОД

    КТ1

    ОД

    ДТ2

    ОД

    КТ2

    ОД

    ДТ3

    ОД

    КТ3

    Т1

    Т2

    Т1

    Т2

    Т3

    Игры

    Игра 1

    Игра 2

    Игра 3

    И1

    И2

    И3

    И1

    И2

    И3

    И1

    И2

    И3

    И1\И2

    И3

    Оркестр

    Орк.пьеса 1

    Орк.пьеса 2

    Атрибут 1

    Атрибут 2

    Атрибут 3

    Атрибут 4

    О1

    О2

    А1

    А2

    А3

    А4

    О1

    А1

    О1

    А2

    О1

    А1

    А2

    О2

    А3

    О2

    А4

    О2

    А3

    А4

    О1

    А1

    А2

    О2

    А3

    А4

    Уважаемые коллеги, я предлагаю вашим подгруппам вытянуть из этой шляпы - нотку определённого цвета радуги. (Участники вытягивают разноцветные  нотки, изготовленные из бумаги).  

     Рефлексия "Семь нот":  

    Подгруппу красной нотки просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятие - ФГОС.

    Участников с оранжевой ноткой попросим поделиться, какой информацией о ФГОС ДО вы обладаете. Коротко.

    Жёлтый цвет - это цвет радости и оптимизма, ждём от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества введения ФГОС ДО?

    Зелёная нотка собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для реализации ФГОС.

    Участники с голубой ноткой, какие вопросы у вас были до семинара? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?

    Синяя нотка собрала философов, умудрённых опытом людей. Мы просим вас поделиться впечатлениями о сегодняшнем мероприятии.

    От группы фиолетовой нотки ждём критический взгляд на проблему введения ФГОС ДО.

    Вывод. Выпускник детского сада, по Стандарту, должен прожить счастливую дошкольную жизнь, получив возможность для полноценного развития личности и социализации. Подготовка к школе, по мнению разработчиков Стандарта, должна вестись в большей степени в рамках развития и воспитания, чем целенаправленного обучения.

    Закончить семинар мне хотелось бы высказыванием всеми любимого русского писателя Л. Н. Толстого: "И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно".

    Творческих успехов!

    Городское управление образованием

     администрации города Черногорска

    ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

    Подготовили:

    Агафонова Н.Л., Морозова А.А.

    (музыкальные руководители

    МАДОУ, д/с "Калинка")

    г. Черногорск - 2016


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СЮЖЕТНО- РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

    Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.Без игры нет, и не м...

    Семинар практикум для педагогов. Анализ и самоанализ организованной образовательной деятельности в ДОУ по ФГОС ДО.

    Соответственно, и организованная образовательная деятельность  в группах должна соответствовать нововведениям. Поэтому нужен постоянный контроль работы коллектива. Для этого проводится анализ ООД...

    Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

    Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации основной образовательной программы дошкольного образования"...

    Приказ о проведении городского семинара - практикума по теме: «Преемственность форм организаций образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» и планом работы МДБОУ на 2016-2017 учебный год.

    Приказ о проведении городского семинара  - практикума  по  теме: «Преемственность форм организаций образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» и п...

    Приказ о проведении городского семинара – практикума по теме: «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».

    Приказ о проведении городского семинара – практикума по теме: «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО», с показом ...

    " Игра как средство образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО"

    В презентации  отображена деятельность с воспитанниками старшего дошкольного возраста пр игровой деятельности в условиях ФГОС....