Долгосрочный проект "Столовая "Пташка".
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Левина Татьяна Юрьевна

В проекте участвовали воспитатели и дети всех возрастных групп, родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_ptichya_stolovaya.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                            детский сад №4

Конспект долгосрочного проекта по экологии,

                 

                     «Столовая «Пташка».

                                                            Подготовили: воспитатели

                                                                                    Никитина Е.А., Левина Т.Ю.

                                               Вязьма 2017 год 

                                         Мы       кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник – снегири, ярче утренней зари.

Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев – стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог налетели семь сорок.

В воскресенье, воскресенье

Было общее веселье.

Информационная карта проекта

  1. Полное название проекта: «Столовая «Пташка».
  2. Участники: воспитатели всех возрастных групп, дети, родители, музыкальный руководитель.
  3. Вид (тип) проекта: информационный, практико-ориентированный, долгосрочный.

            Актуальность  данного  проекта:

 Очень важно познакомить детей с раннего возраста с некоторыми важными экологическими закономерностями: влияние количества и доступности корма на поведение и образ жизни зимующих птиц; зависимость выживания зимующих птиц от продолжительности зимнего периода.
Наглядно показывать существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению чувства и желания помогать зимующим птицам.


Проблема:

   Зимой нет ягод, семян, насекомых; птицам нечем питаться. Как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время? 

Цель: 

       Воспитывать защитников природы, дать экологические знания о жизни зимующих птиц нашего края, научить быть милосердными и заботливыми.

Задачи:

  • формировать представления детей о том, что птицы могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям;
  • обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами;
  • вызывать желание детей и родителей  помочь птицам в зимнюю бескормицу;
  • формировать гуманное отношение к птицам;
  • способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.
  • развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

 Краткое содержание проекта: 

- знакомство детей с разными видами птиц (зимующие, перелетные);

- прослушивание аудиозаписи с голосами птиц;        

- оформление альбомов;

- знакомство с разнообразием кормушек для птиц, их изготовление;

- рассматривание образцов птичьего корма;

- проведение дидактических и подвижных игр;

- продуктивная деятельность детей (рисование птиц, аппликация,

оригами);

- итоговое мероприятие – развлечение.

Ожидаемые результаты

  • повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей и воспитанников;
  • развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира — птицам;
  • освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; подкармливать птиц.
  • успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников;
  • пополнение методической базы группы  по экологическому воспитанию;
  •  совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; 

Родитель:        

- активный участник в проекте;

- способный воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта.

         II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

  • Заготовка корма для птиц
  • Изготовление кормушек
  • Подкормка и наблюдение за птицами
  • Выставка детских работ «Покормите птиц зимой»
  • Тематические выставки

III этап – заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта
  • Презентация проекта (представление опыта работы на педагогическом совете).
  • Организация птичьей столовой на территории детского сада.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
  • Активное участие родителей и специалистов детского сада в реализацию проекта.

  

Этап

Формы работы

Задачи

Срок реализации

I этап

1. Беседа о видах птиц.

Закрепить знания детей о птицах, проживающих в нашем регионе.

 

Октябрь 2017

 

2. Рассматривание альбома «Птицы».

Октябрь 2017

 

3. Слушание аудиозаписи 

«Голоса птиц».

Учить детей узнавать птиц по голосам.

Октябрь 2017

 

4. Чтение письма от зимующих птиц.

Заинтересовать детей для организации последующей проектной деятельности.

Октябрь 2017

 

5. Создание команды – друзей птиц.

Обобщить знания детей о зимующих птицах.


Обобщить знания детей о птицах; установить связь между формой клюва и питанием птиц. Дать детям знания о том, какой корм нужен птицам.

Октябрь 2017

 

6. Чтение произведения «Осенние хлопоты зимующих птиц».

II этап

 

1. Рассматривание птиц (иллюстрации): ворона, воробей, дятел, синица, сорока, сова, клест.

 

2. Загадывание загадок о зимующих птицах (прил. 3).

Обобщить знания детей о зимующих птицах.

Ноябрь 2017

 

3. Конструирование из бумаги (оригами) – «Снегирь»

Развивать творчество детей; формировать навыки исполнительского мастерства; вырабатывать сложную координацию движений кисти.

Ноябрь 2017

 

4. Чтение произведения Т.Д.Нуждиной «Дятел»; чтение стихотворения 
Ю.Синицыной «Синицы».

Способствовать более яркому восприятию детей информации об изучаемых птицах.

Ноябрь 2017

 

 

 

5. Д/ игра «Угадай птицу по описанию» (прил.4).

Активизировать внимание и память детей, развивать логическое внимание.

Ноябрь 2017

 

6. Аппликация «Сова».

 

Ноябрь 2017

 

7. Беседа «Из чего можно 
изготовить кормушку»

Развивать доказательную, связную речь у детей.

Ноябрь 2017

 

8.Рассматривание 
иллюстраций разных видов 
кормушки.

Формировать готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ (птиц), сопереживать им. Поощрять стремление заботиться о тех, кто зависит от человека.

Ноябрь 2017

 

9.Рисование «Нарисуй, кто 
прилетел к твоей 
кормушке».

Ноябрь 2017

III этап

1. Изготовление кормушек с родителями

Декабрь 2017

 

2. Выставка кормушек, 
изготовленных совместно с 
членами семей – «Ярмарка 
кормушек».

Декабрь 2017

 

  1. Вывешивание кормушек на участке детского сада.

Открытие птичьей столовой «Пташка»

Декабрь 2017

 

5. Д/игра «Угощение для 
наших пернатых друзей».

Обогащать словарный запас детей.

Февраль 2018

 

8. Акция «Хлебные крошки»: беседа «Берегите хлеб – наше богатство»; чтение стихотворения С. Михалкова «Булка»;


дискуссия «Почему нельзя выбрасывать хлеб?»

Продолжать формировать представления детей о бережном отношении к хлебу.

 

Дать знания об использовании оставшегося от обеда хлеба.

Февраль 2018

 

9. Составление ответного 
письма птицам.

Воспитывать добрые отношения к маленьким соседям по планете – птицам.

Февраль 2018

 

10.Изготовление подарка для птиц: рисунок детского сада с кормушками и кормом для птиц.

 

 

 

 

 

 Способствовать развитию движений детей во время подвижных игр. 

Февраль 2018

 

11. Игротека: пальчиковые игры (прил.5)

·         
д/игры (прил.4)

·         
подвижные игры (прил.1)


игра-соревнование «Кто быстрее соберет и назовет свою птицу».

На протяжении всего проекта.

Март 2018

 

12.Подготовка выставки рисунков «Птицы – наши друзья».

 

Март 2018

                                                                           Приложение 1:                         

Подвижные игры:

 “Собачка и воробьи”

Цели: закреплять знания о характерных движениях птиц; учить имитировать их голоса.

Материал: эмблемы с изображением воробьев, мягкая игрушка (собачка).

Ход игры

Воспитатель объясняет детям: “Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц). Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (Ребенок собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть.”

Воспитатель:

Скачет, скачет воробей:
Скок-поской! Скок-поскок!
(Дети скачут, кто как может.)
Кличет маленьких детей:
“Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив!”
(Дети повторяют: “Чив! Чив! Чив!”)
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
“Чик-чирик! Чик-чирик!”
(Дети повторяют: “Чик-чирик!”)

Воспитатель говорит: “Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко”.

Ребенок (“собачка”) выбегает и громко лает: “Ав-ав!” “Воробьи” разлетаются в разные стороны.

Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза.

“Ворона и собачка”

Цели: учить подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу.

Материал: большая пушистая собака (игрушка), эмблемы с изображением ворон.

Ход игры

Воспитатель произносит:

Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны: “Кар! Кар! Кар!”

Дети прыгаю, изображая ворон, издают каркающие звуки.

Педагог подходит к “воронам”, берет в руки игрушечную собачку и говорит:

Тут собачка прибежала
И ворон всех разогнала: “Гав! Гав! Гав!”

“Вороны” разбегаются в разные стороны.

Игра повторяется по желанию детей 2-3 раза.

“Птички, раз! Птички, два!”

Цели: упражнять детей в выполнении движений.

Ход игры

Воспитатель говорит: “Сейчас будем играть. Есть ли у птичек лапки? А глазки, крылышки?”

Птички, раз! (Дети выдвигают вперед одну ногу.)
Птички, два! (Выдвигают другую ногу.)
Скок-скок-скок! (Дети скачут на обеих ногах.)
Птички, раз! (Дети поднимают “крылышко”.)
Птички, два! (Поднимают “крылышко”.)
Хлоп! Хлоп! Хлоп! (Дети хлопают в ладоши.)
Птички, раз! (Дети закрывают рукой один глаз.)
Птички, два! (Закрывают другой глаз.)

“Птички” открывают глаза и бегают, машут “крылышками”, чирикают, пищат.

Воспитатель: “Все полетели!”

По желанию игра повторяется 2-3 раза.

“Снегири”

Цель: закреплять умение выполнять движения в соответствии с тектом.

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка по бокам)
В красных майках снегири. (
4 поворота головы в сторону)
Распушили перышки – 
(«отряхиваются»)
Греются на солнышке.
Головой вертят (
повороты головы )
Улететь хотят. (
вправо – влево)
Кыш! Кыш! Улетели! (
бегают и машут «крыльями»).
За метелью полетели!

“Вороны”

Цель: научить детей подражать движениям и голосам птиц; двигаться не мешая друг другу

Ход игры

Как под елочкой зеленой
Скачут весело вороны. Кар-Кар!
(Дети бегают по комнате, размахивая ручками, как крыльями).
Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. Кар-Кар!
(Дети ходят по комнате)
Только к ночи умолкают.
Спят, вороны отдыхают. Кар-Кар.
(Дети садятся на корточки, ручки под щеку - засыпают).

“Птички в гнездышках”

Цель: Упражнять детей в беге в разных направлениях, в умении слышать сигнал воспитателя, ориентироваться в пространстве. Дать понятия о том, что птицы живут в гнездышках.

Описание игры: С одной стороны площадки или комнаты свободно раскладывают обручи по количеству детей. Каждый ребенок стоит в своем обруче – это гнездышко, в нем живет птичка. По сигналу птички вылетают из гнезд и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – клюют корм. “Полетели птички в гнезда!” - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется.

Когда игра будет усвоена детьми, можно вести новые правила – разложить 3-4 больших обруча – “в гнезде живет несколько птиц”. На сигнал “полетели птицы в гнезда” дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 малыша. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

                                                                                          Приложение 2:

Физкультминутки:

“Снегири”

Снегири летят, крыльями машут.
Им на месте не сидится, 
Завертелись как волчок,
Прыг - скок, прыг - скок. 
Полетели пообедать, 
Но кругом лишь снег, да снег. 
Хорошо, что им кормушку, 
Сделал добрый человек!

“Птички”

Птички в гнездышках сидят 
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят (Дети “разлетаются”, машут руками, как крыльями.)
Птички полетали.
Крыльями махали, на деревья сели
Вместе отдыхали.

                                                                          Приложение 3:

                                       Загадки:

Очень шустрый, суетливый,
Разговорчивый, крикливый,
По дорожке прыгает,
“Чик-чирик” - чирикает.
(Воробей)

Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!" 
(Воробей)

Прыгнет раз, прыгнет два,
Почирикает слегка,
Крошки подбирает,
Сразу улетает.
(Воробей)

Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. 
(Дятел)

Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. 
(Синичка)

Любит мошек, крошки, сало,
Вкус имеет без изъяна,
Угадайте, что за птица,
Желтогрудая ...
(Синица)

На окошко села птичка —
Желтогрудая ...
(Синичка)

Всю ночь летает
- мышей добывает.
А станет светло
- спать летит в дупло. 
(Сова)

Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном!
(Голубь)

Маленькая голова,
Шея дюже коротка,
Лапки словно ей подстать,
Любит очень ворковать!
(Голубь)

Скрипит, свистит, но так поёт,
Весной покоя не даёт,
Кафтанчик красненький на нём,
Зовётся птица ...
(Снегирем)

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка
Очень ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Подбирает эта птица!
Вам она, друзья, знакома,
Как ее зовут? 
(Ворона)

                                                                                                          Приложение 4:

Дидактические игры:

Игра “Кто как кричит?”.

Цель: развитие слухового внимания, памяти, умения подражать крику птиц.

Ход игры. Дети прослушивают аудиозапись с голосами зимующих птиц.

Задание: угадать птицу по голосу.

Игра “Разрезные картинки”.

Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать картинки, выделять главные признаки, складывать из 4-х частей целое изображение.

Ход игры. Детям предлагаются разрезные картинки с изображением птиц, необходимо собрать из них целое изображение.

Игра “Угадай, кого не стало?”.

Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания; формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности.

Материал: картина “Птицы на кормушке”.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картину и запомнить птиц на картине. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну птицу с картины.

Задание: назвать, какой птицы не стало.

Игра “Что за птица?”

Цель: Учить узнавать птицу по внешнему виду; развивать речь, память, мышление.

Материал: картинки с изображением птиц.

Ход игры: Воспитатель показывает детям изображения птиц. Дети называют птицу, которая изображена на рисунке, затем вместе с воспитателем описывают птицу (например, синица маленькая, желтогрудая, поет: синь-синь).

                                                                                                 

                                                                                                       Приложение 5:

                                       Пальчиковые игры:

Сорока белобока

                Ты, сорока-белобока,

                Научи меня летать,                                            машем крыльями

                Ни высоко, ни далеко –                     руки вверх, руки в стороны

                Только море увидать.                               ладонь козырьком

Совушка-сова

                Совушка-сова, большая голова,               руки ребенка обнимают

                На суку сидит,                                    его лицо и плавно поворачивают        

                Во все стороны глядит –               голову вправо-влево

                Да вдруг как полетит!                                         «улетаем»

Дятел

                Дятел дерево долбит:                     левая ладонь прямая – это «дерево»,

                Тук-тук-тук.                             правая – все пальцы собраны – это «дятел»

                                                                              Правая стучит в левую.

                 Целый день в лесу стоит:          смена рук. Левая стучит в правую.

                 Стук, стук, стук.

Сорока-ворона

                 Сорока-ворона кашу варила,      указательный палец водит по тыльной

                 Деток кормила.                           стороне ладони круговыми движениями

                 Этому дала в ложку,                       загибаем пальцы (кроме большого)

                 Этому – в поварешку,                               по одному к ладони

                 Этому – в горшок,

                 Этому – вершок.

                 - А ты, Пахомочек,                            потряхиваем большой палец

                 Мой котёночек,                                       за ногтевую фалангу

                 Печку топи,

                 Деток корми.

Сорока-белобока

                 Сорока – белобока,         указательный палец одной руки
                Кашку варила,                                           водит круговыми движениями
                Деток кормила,                                               по ладони другой руки.
                Этому дала,                                         загибаем пальчики начиная с мизинца

                 Этому дала,
                Этому дала,
                Этому дала,
                А этому не дала:                                          показываем большой палец
                Он дров не рубил,
                Воду не носил,
                Печку не топил,
                Кашку не варил.
                Ничего не получил!                                            разводим ладони

Воробушки

  Воробушки чирикают: указательные и большие пальцы

                 

«Чирик-чирик-чирик!     обеих рук то смыкаем, то размыкаем

               

 Просыпал кто-то просо!            указательные и большие пальцы сомкнуты.

                 

Скорей склюем все зернышки!                 стучим ими по коленям.

                 

Теперь почистим носики,            из указательных и больших пальцев                                                                           рук  делаем скрепленные между собой  колечки и разрываем их.                  

 Теперь расправим пёрышки!»       быстро шевелим пальцами обеих рук.

        

«Кормушка»

                 Сколько птиц к кормушке нашей               ритмично сжимать и

                 Прилетело? Мы расскажем.                          разжимать кулачки.

                 Две синицы, воробей,                       на каждое название птицы загибаем

                 Шесть ворон и голубей,                                 по одному пальчику

                 Дятел в пестрых перышках -                  

                 Всем хватило зернышек.            ритмично сжимать и разжимать кулачки 

«Снегири»

                  За углом для птиц новинка                            «шагают» пальцы по столу

                  Там столовая «Рябинка».

                  Погляди-ка, детвора,                                    сжимаем и разжимаем кулачки

                  Взошла красная заря!                                                              

                  Снегири, скорей проснитесь,                             открываем «клювики».

                  И рябинкой угоститесь.                                 «клюют» пальцы в щепотке


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей младшего дошкольного возраста

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей второй младшей группы. Проводился с целью формирования духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к бли...

Презентация долгосрочного проекта

Презентация представляет учебный материал по использованию проектного метода в детском саду. Создана в Microsoft PowerPoint 2007....

Долгосрочный проект "Путешествие копейки"

Очень часто участие детей в семейном бюджете ограничивается требованиями что-то купить, дать денег и т.п. Родители возмущаются необоснованными, на их взгляд, требованиями своих чад, а те, в свою очере...

"Золотые руки русских мастеров" комплексный долгосрочный проект

Проект разработан для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями декоративно-прикладного искусства, историей его возни кновения, развитием и ролью в культуре русского народа....

Групповой долгосрочный исследовательский-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫

Групповой долгосрочный исследовательско-творческий проект ≪Дерево нашего участка≫ . Цель, направление деятельности проекта: Исследовательская, деятельность по изучению жизни дерева во взаимосвязи...

Долгосрочный детский проект "Космос"

Информационно-исследовательский, традиционный проект...

Проект познавательный, долгосрочный « Я люблю свою страну»

Методическая разработка, интеграция в вопросах духовно - нравуственного воспитания детей дошкольного возраста во всех видах деятельности детей...