Игра - жизненная лаборатория детства
статья по теме

Светлана Николаевна Исакова

«Игра – жизненная лаборатория детства» (С.Т. Шацкий)

В нашем современном обществе существует много понятий, что такое «игра».

Игра – это форма деятельности в условиях, ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий в предметах науки и культуры.

Для игры характерны следующие особенности: наличие определенных правил, состязательность, непредсказуемость очередных ситуаций и др.

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции, в результате которой возникают личностные новообразования. Игра это единственная деятельность для детей, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

Как говорил М. Горький:- «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».

Все свободное время дети играют. Во дворе и в комнате, на улице и на берегу речки заводят свои игры. У сельских детей это могут быть старинные игры и хороводы, которые они узнали от своих бабушек и дедушек (например: «Бояре», «Маки», «Весна-весняночка», «Вдоль по улице Ванюша».  Городские дети играют в свои игры.

Почти в каждой местности есть свои игры, которые родились  и получили распространение только в данном месте. Во многих играх есть игровые припевы – короткие или длинные песни, исполняющиеся на простых, доступных каждому ребенку мелодиях.  Игра – это всегда развлечение, забава и,  обязательно, соревнование, стремление каждого участника победить.

Игра – хороводы – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний.

В сюжетах хороводных песен глубоко отражен народный быт. Очень ярко выражено эстетическое восприятие красоты родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», «кудрявая березка», цветущая калина, лазоревые цветы. Молодежь украшает себя венками из  свежераспустившейся зелени и цветов. Участвуя в хороводе – в маленьком театрализованном представлении, дети будто переносятся в сказочный мир, становятся царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белым лебедем, дедом Ярмаком и коршуном.

Игры-хороводы – жанр мелодичный. Оптимистичность, энергия, веселье и полнота ощущения жизни любование красотой природы и человека делают их и в наше время жизненными, неувядаемо прекрасными и любимыми детьми.

Характерным примером хороводной игры является игра весенне-летнего цикла «Заря-зарница». Все стоят в кругу, «Заря-зарница» становится за кругом, в руках у нее платочек. Хоровод двигается в одну сторону, «Заря-зарница» в другую. Она кладет платочек любому на плечо и говорит: «За водой пошла». Кто стоит в это время в кругу, говорят: «Раз, два, три, не воронь, беги как огонь!». Тот, кому положили платочек на плечо и «Заря-зарница» бегут в разные стороны за кругом до свободного места. Кто не успел добежать, кто не успел добежать, становится «Зарей-зарницей», и игра продолжается.

Текст хоровода:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые.

В этой игре дети разучивают народные напевы на доступную для детей мелодию, участники должны изобразить различных персонажей. Эта игра обеспечивает двигательную активность детей, развивает ловкость, быстроту координации, укрепляет здоровье и обеспечивает активный отдых.

В других народных играх делается акцент на хореографию, на разучивание плясовых элементов в  сочетании с пением.

Примером такой игра является игра «Вдоль по  улицы Ванюша».

Практически во всех хороводных играх применяются не сложные элементы народной пляски (кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку и носок), разнообразные хороводные построения (парами, построение в шеренгу, кругами со сменой направленности, выходы в круг), имитация повадок и движений животных и птиц. Выполнение всех этих движений требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Необходимо научить детей выполнению ритмического рисунка.

В дополнение к выше сказанному, из опыта исследовательских работ в различных детских садах, можно сделать выводы, что двигательная активность детей в хороводных играх, контролируемая необходимостью соблюдения всех нюансов и правил народной игры ( в том числе, нужных движений и определенного ритма), в совокупности с определенными словами той или иной части народной игры, безусловно и неоспоримо развивают  все высшие психические функции ребенка, и, в первую очередь, речь, а кроме этого – самоконтроль, выдержку и силу воли, то есть – произвольное поведение, что должно быть чрезвычайно важным  приобретением  к концу дошкольного возраста. Народные игры  для полноценного развития речи предоставляют колоссальные возможности, которые мы может и должны использовать сегодня в современных условиях дома и в дошкольных учреждениях. Народные игры содержат в себе все необходимое для развития детей, включая развитие речи дошкольников.

Важным элементом воспитания хороводной игрой может стать и знакомство с традиционным народным костюмом, его изготовление и примерка во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений., просеянных сквозь сито веков.

Чтобы не утратить ценный источник народной культуры, важно уже с первых лет сделать фольклор ближе к детям. Он должен занять достойное место в воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Народные, фольклорные, хороводные игры»

«Игра – жизненная лаборатория детства» (С.Т. Шацкий)

В нашем современном обществе существует много понятий, что такое «игра».

Игра – это форма деятельности в условиях, ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий в предметах науки и культуры.

Для игры характерны следующие особенности: наличие определенных правил, состязательность, непредсказуемость очередных ситуаций и др.

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции, в результате которой возникают личностные новообразования. Игра это единственная деятельность для детей, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

Как говорил М. Горький:- «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить».

Все свободное время дети играют. Во дворе и в комнате, на улице и на берегу речки заводят свои игры. У сельских детей это могут быть старинные игры и хороводы, которые они узнали от своих бабушек и дедушек (например: «Бояре», «Маки», «Весна-весняночка», «Вдоль по улице Ванюша».  Городские дети играют в свои игры.

Почти в каждой местности есть свои игры, которые родились  и получили распространение только в данном месте. Во многих играх есть игровые припевы – короткие или длинные песни, исполняющиеся на простых, доступных каждому ребенку мелодиях.  Игра – это всегда развлечение, забава и,  обязательно, соревнование, стремление каждого участника победить.

Игра – хороводы – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний.

В сюжетах хороводных песен глубоко отражен народный быт. Очень ярко выражено эстетическое восприятие красоты родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», «кудрявая березка», цветущая калина, лазоревые цветы. Молодежь украшает себя венками из  свежераспустившейся зелени и цветов. Участвуя в хороводе – в маленьком театрализованном представлении, дети будто переносятся в сказочный мир, становятся царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белым лебедем, дедом Ярмаком и коршуном.

Игры-хороводы – жанр мелодичный. Оптимистичность, энергия, веселье и полнота ощущения жизни любование красотой природы и человека делают их и в наше время жизненными, неувядаемо прекрасными и любимыми детьми.

Характерным примером хороводной игры является игра весенне-летнего цикла «Заря-зарница». Все стоят в кругу, «Заря-зарница» становится за кругом, в руках у нее платочек. Хоровод двигается в одну сторону, «Заря-зарница» в другую. Она кладет платочек любому на плечо и говорит: «За водой пошла». Кто стоит в это время в кругу, говорят: «Раз, два, три, не воронь, беги как огонь!». Тот, кому положили платочек на плечо и «Заря-зарница» бегут в разные стороны за кругом до свободного места. Кто не успел добежать, кто не успел добежать, становится «Зарей-зарницей», и игра продолжается.

Текст хоровода:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые.

В этой игре дети разучивают народные напевы на доступную для детей мелодию, участники должны изобразить различных персонажей. Эта игра обеспечивает двигательную активность детей, развивает ловкость, быстроту координации, укрепляет здоровье и обеспечивает активный отдых.

В других народных играх делается акцент на хореографию, на разучивание плясовых элементов в  сочетании с пением.

Примером такой игра является игра «Вдоль по  улицы Ванюша».

Практически во всех хороводных играх применяются не сложные элементы народной пляски (кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку и носок), разнообразные хороводные построения (парами, построение в шеренгу, кругами со сменой направленности, выходы в круг), имитация повадок и движений животных и птиц. Выполнение всех этих движений требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Необходимо научить детей выполнению ритмического рисунка.

В дополнение к выше сказанному, из опыта исследовательских работ в различных детских садах, можно сделать выводы, что двигательная активность детей в хороводных играх, контролируемая необходимостью соблюдения всех нюансов и правил народной игры ( в том числе, нужных движений и определенного ритма), в совокупности с определенными словами той или иной части народной игры, безусловно и неоспоримо развивают  все высшие психические функции ребенка, и, в первую очередь, речь, а кроме этого – самоконтроль, выдержку и силу воли, то есть – произвольное поведение, что должно быть чрезвычайно важным  приобретением  к концу дошкольного возраста. Народные игры  для полноценного развития речи предоставляют колоссальные возможности, которые мы может и должны использовать сегодня в современных условиях дома и в дошкольных учреждениях. Народные игры содержат в себе все необходимое для развития детей, включая развитие речи дошкольников.

Важным элементом воспитания хороводной игрой может стать и знакомство с традиционным народным костюмом, его изготовление и примерка во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений., просеянных сквозь сито веков.

Чтобы не утратить ценный источник народной культуры, важно уже с первых лет сделать фольклор ближе к детям. Он должен занять достойное место в воспитательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра: «Научная лаборатория». Исследование свойств воздуха.

Сюжетно-ролевая игра: «Научная лаборатория». Исследование свойств воздуха....

Конспект сюжетно-ролевой игры «Секретная лаборатория Х» для детей подготовительной группы

Конспект сюжетно-ролевой игры «Секретная лаборатория Х» для детей подготовительной группы...

Кто в детстве в игры не играл,тот и детства не видал

Сценарий праздника народных игр ...

Игра –путешествие «Лаборатория планет». Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель; актуализация и закрепление знаний и представлений детей о космосе , о планетах Солнечной системы (названия, основные особенности, примерное расположение)....

Родительское собрание" Игра- жизненная потребность ребёнка"

Познакомить родителей с играми, привлечь родителей и детей к игровой деятельности...

Экологическая игра "Жизненный цикл растения"

Групповые задания способствуют развитию коммуникативных навыков:-сплачиванию детского коллектива, -выявлению активных и пассивных детей,- показывают умения детей распределить роли внутри коллектива,-у...