«Роль сказки в развитии детей группы компенсирующей направленности»
консультация на тему

Трошина Анна Васильевна

Опыт работы «Роль сказки в развитии детей группы компенсирующей направленности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

В своё время А.С.Экзюпери высказал мысль, что единственной настоящей роскошью является роскошь человеческого общения. Об этом рассуждали философы на протяжении веков, и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....

Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Уже с малых лет необходимо приучать ребёнка говорить не только на языке быта, а используя в своей речи всё богатство русского языка.

Передо мной встал вопрос: «Каким же образом, сделать речь ребёнка яркой, выразительной и правильной? Как сделать этот процесс интересным и увлекательным?

Чем увлечь?

Что показать?

Что ребятам рассказать?

Тут на помощь, как всегда,

Мудрость народная пришла.

А заключалась эта мудрость в русских народных сказках.

Чем же так хороши русские народные сказки?

•        Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.

•        Сказкам присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы.

•        В ходе работы над литературным материалом идет интенсивное обогащение речи ребенка средствами выразительности речи;

•        При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Почему же у меня возникло желание поработать над этой темой? Этому способствовали определённые условия.

Условия возникновения опыта

•        Развитие коммуникативных способностей у дошкольников, владение речью как средством общения и культуры является одним из главныхпоказателей психологической готовности ребёнка к школьному обучению, важной частью всего воспитательно-образовательного процесса.

•        Результаты диагностических обследований детей дошкольного возраста разных групп свидетельствуют о том, что одним из проблемных вопросов остаётся вопрос развития связной речи у дошкольников, формирования умения творческого рассказывания, проявление речевого творчества;

•        Исчезло традиционное общение с книгой - семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки, исчезло стремление взрослых заинтересовать детей художественными произведениями.

Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.

Сказки – первые произведения искусства, они способны преподать ребёнку множество уроков.

Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.

Теоретическая база опыта

Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме, я сделала вывод, что можно использовать ресурсы сказок в формировании и развитии речи дошкольника. А для успешной реализации работы подготовила:

•        перспективный план по развитию речевых способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказками для всех возрастных групп;

•        создала картотеку игровых упражнений, направленных на развитие всех компонентов речи и речевого творчества дошкольников посредством использования материала сказок;

•        создала картотека пальчиковых игр, физкультминуток, загадок, чистоговорок сказочного содержания ;

•        оформила подборку присказок, пословиц, имеющих смысловую взаимосвязь с содержанием различных сказок;

•        подобрала материал для оформления наглядной информации для родителейвоспитанников по вопросам речевого развития дошкольников

Система работы

Моя система работы по знакомству дошкольников со сказкой включает в себя:

•        непосредственное знакомство со сказкой,

•        развивающие и дидактические игры по содержанию сказки,

•        организация творческой деятельности на её основе.

Работа  с народными сказками проводится с использованием разнообразных стратегий и организационных форм.

На первом этапе происходит знакомство со сказкой. Рассказываю детям сказку с показом иллюстраций по ходу рассказывания, организуется беседа по содержанию сказки. Вопросы подбираются таким образом, чтобы дети могли найти ответ самостоятельно, а не просто согласиться с взрослым. (Кого встретил колобок в лесу первым? Что произошло при встрече?). После этого организуется совместное рассказывание с выкладыванием картинок или моделей: квадратов-заместителей (герою подбирается квадратик соответствующего размера).

Чтобы заинтересовать детей использую различные способы мотивации:

•        Работа с обложкой книги

•        Рассказываю сказку в роли бабушки-Загадушки

•        Через игру «Волшебный сундучок», когда сказку рассказывают предметы

•        Используя разные виды театра

Планируя работу со сказкой по развитию речи на втором этапе подбирается речевой материал: игры и упражнения на развитие ЗКР, лексико-грамматического строя речи, такие как:

«Скажи наоборот», «Опиши героя», «Кто знает другое слово», «Бывает-не бывает», «Закончи предложение», «Придумай много красивых слов»

Третий этап работы хотелось бы выделить. Так как главной целью моей работы является умение ребёнка выразить себя, обогатить речь, сделать речь фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной, предлагаются задания для организации творческой речевой деятельности:

•        пересказать эпизод сказки от имени героя,

•        придумать сказку наоборот,

•        сказку на новый лад,

•        изменить сюжет сказки путём ввода нового героя,

•        написать письмо герою.

Вопросы на развитие воображения, побуждают детей фантазировать (Подумайте, можно ли спасти Колобка от лисы, есть ли у Колобка друзья в лесу, что было бы если бы Колобок стал большой как слон)

Важное место занимает организация творческой деятельности на основе сказки, где хочется особое место отвести театрализованным играм детей. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Дети сами сочиняют, импровизируют, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.  В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Для реализации поставленной задачи была создана предметно-развивающая среда: содержательно-насыщенная, вариативная, трансформируемая, доступная и безопасная. В группе оформлен уголок «Сказка за сказкой», где в свободном доступе есть атрибуты для театрализации. Они несут двойную пользу детям: кроме того, что дети вспоминают знакомые сказки или придумывают свой сказочный сюжет, здесь идёт развитие мелкой моторики через игры «Сказки на прищепках», «Волшебный сундучок».

Дети любят играть в настольные игры по сказкам: «Из какой мы сказки», «Пропущенный кадр».

Результативность опыта

•        сформировалось умение излагать сказку связно, последовательно, логично передавая в пересказе основные моменты сказочного произведения как с опорой на наглядную модель, так и по памяти;

•        дети стали самостоятельно строить речевое высказывание при пересказе знакомых художественных произведений и сочинении собственных историй;

•        свободно пользоваться интонациями;

•        расширился словарный запас различными средствами языковой выразительности;

•        у детей повысился интерес к художественным произведениям;

В дальнейшем я буду продолжать работу над темой «Использование сказки в речевом развитии» и планирую изучить методику работы с картами Проппа, которые можно использовать для обучения детей творческому рассказыванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.

Мониторинг  индивидуального развития  детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.  Данный мониторинг состоит из четырех блоков:    I...

Презентация к мониторингу индивидуального развития детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.

Презентация к мониторингу  индивидуального развития  детей группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.  Данный мониторинг состоит из четырех блоков:...

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Сводная таблица речевого развития детей группы компенсирующей направленности с ТНР

Сводная таблица составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающей ...

Проектная деятельность как особая форма развития детей групп компенсирующей направленности»

Проектная деятельность в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. "Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и...

«Сказкотерапия как средство психоэмоционального развития детей групп компенсирующей направленности»

Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих э...