Статья "Математика в детском саду"
статья на тему

Идрисова Оксана Мансуровна

Математика Царица всех наук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Математика  в детском саду"

Автор: Воспитатель МБДОУ № 21 город Гай

Идрисова Оксана Мансуровна

Математика — царица всех наук
Гаусс Карл Фридрих

Математика — наука, исторически основанная на решении задач о количественных и пространственных соотношениях реального мира путём идеализации необходимых для этого свойств объектов и формализации этих задач. Наука, занимающаяся изучением чисел, структур, пространств и преобразований.

Умение считать — это еще не все. Ребенку необходимо уметь хорошо выражать свои мысли, чтобы понимать задачи и устанавливать связи между фактами, которые хранятся в памяти. Для того чтобы выучить таблицу умножения, нужны память и речь. Именно поэтому некоторым людям с поврежденным мозгом трудно умножать, хотя другие виды счета не представляют для них сложности.

Математика в детском саду – это начало начал в мир цифр. Без математики в жизни прожить не удастся никому. Первые шаги лучше делать в дошкольном учреждении.

Начинать стоит с того, что ребенок выучит счет от одного до десяти. Для этого должны найтись крупные цифры и элементарный счетный материал . Это может быть всё что окружает ребенка. Счёт можно закреплять  и на прогулке.

Ребенок должен выучить название цифр, как они записываются (внешний вид) и сам счет (последовательность цифр). Не стоит задавать   детям выучить сразу все 10 цифр, так как не для всех такая нагрузка посильна. И вообще, во время занятия следует постоянно следить за внимательностью малышей. Если они потеряли концентрацию, плохо слушают, начинают крутиться и отвлекаться, значит они просто устали. В этом случае стоит прервать занятие, так как преподносимый материал при таком поведении все равно не усвоится.

Очень полезно периодически возвращаться назад и повторять пройденный материал. Такие качели пойдут ребенку только на пользу, ибо нельзя учиться новому, не запомнив предыдущего. Воспитатель в детском саду закладывает фундамент будущих успехов на поприще точной науки, а фундамент любого дома должен быть очень крепким.

После того, как выучили цифры от одного до десяти, математика в детском саду должна решить первую важную задачу – привить воспитанникам понятие количества. Он должен понять, что в окружающем мире очень часто приходится определять точное количество чего-либо. В этот момент цифры приобретут совсем другое значение и станут определением этого самого количества.

Согласно психологическим тестам у среднестатистического ребенка это понятие начинает формироваться к 2,5-3 годам, поэтому и воспитателям такие занятия не стоит проводить раньше. Суть урока обязательно заключается в счете чего-либо. Здесь можно воспользоваться любознательностью ребенка и в качестве первичных методических пособий использовать игрушки. Самые простые вопросы: сколько у собачки ушек?, сколько у кошечки глазок?, сколько у тигренка лап?, сколько иголочек у ежика? Таким образом игровая форма занятия как всегда поможет вам максимально комфортно преподнести для ребенка необходимый материал. Вот так с легкостью малыш запомнит суть цифр и получит правильные ассоциации.

Как уже стало понятно, задания по элементарному счету можно проводить в свободной обстановке. Парта или стол, конечно же, дисциплинируют, однако вносят большой элемент казенщины, от которой малыш быстро устает. Обучение в кружочке на полу среди игрушек в свободной обстановке делает диалог раскрепощенным и естественным. Попутно можно организовать игры на элементарное сложение и вычитание. Это просто – жили-были два зайчика, к ним в гости пришел ежик. Сколько всего стало зверят? Таким же образом придумываются задачи и на вычитание. Далее можно предлагать детям самим придумывать задачки и разыгрывать сценки. Только запомните – никогда не делайте акцент на цифрах. Ребенок проще запоминает все на подсознательном уровне. Это всегда лучше, чем тупое заучивание.

Игры с применением задачек на сложение и вычитание можно с легкостью практиковать на открытом воздухе. Для этого выбирается тема, интересная ребенку. Например, девочке будет интересны задачи с куклой: дайте кукле два цветочка и три травинки. Мальчики больше увлекаются солдатиками и машинами.

Со временем, когда ребенок с легкостью будет считать и понимать суть цифр до пяти, можно подключать более сложные задания – считать до десяти. Самый простой и бесхитростный вариант счета до десяти – пальчики. Они постоянно на виду, поэтому их легко складывать и отнимать. Кроме того, ребенку будет интересно, как они сгибаются и разгибаются при разборе задачки. Со временем при хороших успехах детей можно поднять планку знаний до двадцати. Лишние десять цифр вам свободно дадут пальчики на ногах. Однако занятия с голыми ногами обязательно проводить либо летом, либо в теплом помещении. Если в группе прохладно, то найдите какой-нибудь другой объект для подсчитывания.

Следующая задача, которую решает математика в детском саду, - это объяснение понятий «больше», «меньше» или «равно». В жизни они уже могут знать эти понятия. Например, у Васи кусочек торта больше, чем у меня. У меня машинка меньше, чем у Пети. И так далее. Но все эти понятия связаны с признаками предметов (в данном случае с объемом), а нам необходимо перевести мышление малыша в плоскость цифр. Для такой задачи очень хорошо подходят кубики, из которых можно построить дом (в высоту). Например, Колю просят построить дом из двух кубиков, а Машу – из трех. Затем задается вопрос: чей дом больше? Ответ очевиден – у Маши. Таким образом на примере игры сравниваются числа.

Понятие равенства можно также рассматривать на кубиках. Беря за основу предыдущую задачу, просим Колю добавить еще один кубик. Понятно, что по высоте дома сравняются, однако у малыша останется в памяти факт, что к меньшему числу всегда можно добавить большее. После твердого запоминания этих фактов можно придумать аналогичные примеры на вычитания. Также эффективно сравнение на пальчиках, только в этом случае проще сравнивать количество загнутых пальчиков на левой и правой руках.

В старших группах такие занятия смогут дать малышу знания на умножение и деление. К этому этапу лучше приступать, когда ребенок свободно владеет примерами на плюс и минус. Начинать всегда проще с деления. Положите перед тремя малышами кучку из шести шариков и предложите им разделить шарики поровну. Используя разные комбинации игрушек, можно научить детей делить на два, три и четыре.

Аналогично воспитатель придумывает примеры на умножение. Сколько всего нужно кубиков, чтобы Вася, Таня и Лена построили одинаковые трехэтажные дома? Ответ – девять. Таким образом закладываются азы знания школьной таблицы умножения и деления.

Задачи на математическую логику – это отдельная большая область занятий с детьми. Здесь математика тесно переплетается с умением ребенка мыслить, внимательно следить за окружающим миром и группировать предметы по каким-либо сходным признакам. Мы постоянно в жизни встречаемся с разделением или группированием по одному или нескольким признакам. Ребенок частенько делает это дома, только не отдает себе в этом отчет. Например, из вазы с несколькими видами конфет малыш обычно выбирает только те, которые ему больше понравились. И таких примеров множество.

Задача воспитателя – постепенно переходить от общих ярко выраженных схожих признаков к более мелким, переплетая при этом логику и математику. Эта методика помогает ребенку уловить саму суть и в последствии развивает внимательность малыша. Элементарное упражнение – у вас есть коробка с кубиками и шариками, при чем игрушки могут быть разноцветные. Задача – разложить и посчитать отдельно кубики и шарики, не обращая внимание на их цвет. Далее усложняем ситуацию – необходимо разложить и посчитать кубики и шарики еще и по цвету.

Если в группе недостаточно однотипных игрушек для занятия сразу со всеми детьми, то в ход идет обычная цветная бумага или картон. Из них можно вырезать любое количество квадратиков, кружочков, треугольников и других несложных геометрических фигур. Естественно, что они должны будут отличаться по цвету. Такой набор выдается каждому ребенку на каждый стол и стоит в итоге очень дешево.

На улице, особенно осенью при наличии нескольких видов деревьев можно попросить детей собрать по три листика каждого вида. Такой гербарий – отличное бесплатное пособие по логике и математике.

Когда малыши поймут закономерность поиска отличий, эти отличия постепенно делаются меньше. Это могут быть, например, разной формы трубы на домике-аппликации. Уже не интересно искать именно домик, важно найти домик с определенным мелким признаком. Если говорить о цветных геометрических фигурах, то можно на них поставить точку и попросить детей найти определенную фигуру определенного цвета именно с точкой. Малыши таким образом учатся обращать внимания на мелкие детали. Это поможет им в жизни быть более внимательными, больше замечать и при необходимости описания больше вспоминать подробностей.

Верхней ступенью занятий будут задачи на нахождение отличий у двух предметов. Например, посадите перед малышами двух зайцев и спросите у детей, чем они отличаются. Желательно, чтобы зайцы друг от друга отличались не сильно, это заставит детскую голову работать энергичней, присматриваться к объектам, находить общие черты и не обращать на них внимание, делая акцент только на различиях. Усложнить задачу можно следующим способом: взять абсолютно одинаковые игрушки и самостоятельно внести в них одно-два незначительных изменения. Например, два одинаковых по цвету и форме ведерка могут отличаться только наклейкой. Получается немного упрощенный знаменитый ребус «найди десять отличий».

Эту чисто логическую задачу можно запросто связать с математикой. Например, построив несколько домов из кубиков двух цветов можно поставить перед детьми вопрос: покажите два домика с одинаковым количеством одинаковых по цвету кубиков. Детям придется посчитать, сколько в каждом доме кубиков одного цвета, а затем заняться сравнением. Естественно, что такие задачи требуют хорошей базовой подготовки малыша.

Если ребенок правильно запоминает материал, ему можно давать примеры на счет, сложение, вычитание и сравнение просто так, мимоходом. При этом совершенно не важно что и где считать. Это могут быть стульчики за столом, зайчики на полке или рыбки в аквариуме. Важно, чтобы малыш это делал с легкостью и непосредственностью. Например, во время дежурства по группе попросите ребенка проследить, чтобы за каждым столом стояло по четыре тарелки (по количеству детей за столом). Таким образом убивается сразу несколько зайцев: ребенок считает, сравнивает и хорошо выполняет свои обязанности дежурного.

Вся вышеприведенная теория должна практиковаться очень дозировано и вдумчиво, так как имеет два больших краеугольных камня. Первый камень – переход к следующему этапу осуществляется только при условии полного понимания предыдущего. Каждый ребенок в группе должен запомнить и понять материал. Второй момент – как ни парадоксально, но такие занятия в детском саду не должны давать слишком много материала, иначе ребенку в первом и втором классе школы просто будет нечего делать. В данном случае отсутствие интереса на уроке математики из-за того, что он все знает, может привести к равнодушию и опусканию рук. Эти «симптомы» потом лечить очень тяжело.

И последнее. Не бывает целой группы детей с одинаковыми умственными способностями. Проводя такие комплексные занятии, воспитатель сразу же определит уровень развития и понимания ребенка. В процессе обучения очень важно подтягивать отстающих и уделять внимание самым способным. Родителям и одних и других детей нужно рекомендовать занятия дома. Отстающим, чтобы наверстывали, успешным, чтобы не теряли интерес к обучению, необходимо ставить новые более интересные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...