«Модель комфортной адаптации к дошкольному образовательному учреждению»
статья (младшая группа) на тему

Емельянова Ольга Александровна

В статье рассматривается актуальность проблемы адаптации ребенка к доу

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Модель комфортной адаптации к  дошкольному образовательному

 учреждению»

В  «Концепции содержания непрерывного образования» среди приоритетных задач выделено «обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения». В психолого-педагогических условиях оговаривается необходимость создания «образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности». Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с  тяжелыми переживаниями, сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка.

Большой вклад в изучении проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик и др.

Н. Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей в детском саду , раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования  к подготовке в семье, к детском саду.

Т. В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психологического развития в дошкольном возрасте.

Анализируя научные разработки, а так же психолого-педагогические труды  по проблеме психологической и физиологической адаптации детей к условиям ДОУ я пришла  к  выводу о необходимости помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования.

Характер адаптации зависит от нескольких факторов:

  1. возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни дети от 10- 11 месяцев до 1,5 лет);
  2. состояния здоровья и уровня развития ребенка;
  3. биологического и социального анамнеза (беременность, роды), режим дня, питания, игры, заболевания в течении трех месяцев.

Прогноз адаптации ребенка к ДОУ зависит от:

- медицинского прогноза (составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в ДОУ, отражается в медицинской карте).

- психолога- педагогического (составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психа -эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течении 3-5 дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, так же учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера .

Необходим комплексный подход для благоприятного течения адаптации:

  1. Правильная организация игровой деятельности.
  2. Создание в группе эмоционально-благоприятной атмосферы.
  3. Работа с родителями.

Поэтому цель своей педагогической деятельности я вижу в создании оптимальных условий для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

При достижении поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Обеспечение индивидуализации и дифференциации подход в период адаптации.
  2. Формирование предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, позволяющей обеспечить психофизическое благополучие ребенка.
  3. Налаживание сотрудничества с родителями для оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста.

При работе с детьми я придерживалась следующих принципов:

- принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;

- принцип последовательности и  по - этапности внедрения и применения методик;

- принцип комплектности;

- принцип творческой активности.

С целью обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к детям и составления прогноза адаптации, мною была проведена диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. Для этого использовались следующие методы:

- изучения карт здоровья детей - это позволило составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе построения дальнейшей работы;

- анкетирование и беседы с родителями-  с целью определения степени социализации ребенка, прирученности к режиму дня, нервно - психическом состоянии ребенка . По результатам анкетирования, с теми родителями, у которых ребенок был не готов к поступлению в ДОУ, я проводила индивидуальные беседы, консультации, рекомендовала почитать методическую литературу.

- наблюдение – когда ребенок пришел в группу. На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации ребенка к ДОУ, определить степень тяжести ее протекания. Все наблюдения за ребенком оформлялись в листах адаптации, которые по окончании подшивались в истории развития малыша и в картах нервно - психологического развития.

Наблюдения производились ежедневно, карты заполнялись на протяжении одного месяца.

Течение адаптации у детей происходило по - разному. Некоторое переживали сразу бурно и тяжело, но не долго, несколько детей спустя неделю или две начинали испытывать и выражать стрессовое состояние, которое длилось почти месяц, но по моим наблюдениям тяжелой адаптации не было ни у одного ребенка. Почти все дети переболели в период адаптации. Спустя 3 месяца после начала комплектации можно было увидеть группу, в которой начинают формироваться представления о режимных моментах  у детей: у детей появился аппетит, все умеют пользоваться горшками, играют, спят.

Адаптацию ребенка к ДОУ я считаю законченной, если:

  1. у него отсутствует заболевания;
  2. есть динамика массы тела
  3. динамика психомоторного развития.

На протяжении всего адаптационного периода я проводила игровые занятия, основными задачами которых были:

- преодоление стрессовых состояний у детей, снятия эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

-  развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

-  развитие речевой активности, восприятия, внимания;

-  развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

-  развитие игровых умений и навыков

Во время таких игровых занятий старалась вызвать эмоциональный отклик у каждого ребенка, вступить с каждым в непосредственный контакт и дать возможность каждому ребенку проявить необходимую активность. Ежедневно во второй половине дня я организовывала минуты свободного общения. Вместе с детьми располагались на ковре и рассказывала или читала сказки, пели песенки, показывала театры. С помощью такого общения я старалась вызвать добрые чувства друг к другу, помогала им ощутить состояния эмоционального комфорта, возбудить у них интерес к новым сторонам жизни. Ведущим способом общения становится понимание, признание личности малыша, основанное на умении взрослых занять позицию ребенка.

В дошкольном образовательном учреждении ребенок приобретает опыт эмоционально - практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в важных для его развития сферах жизни. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования. Среда окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, создания комфортных условий для воспитания. При формировании развивающей среды я стараюсь учитывать особенности детей группы: возраст, уровень развития, интересы и склонности.

Правильно организованная среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребенка, в котором уютно и радостно.

Для комфортного пребывания в группе созданы все необходимые условия . Мебель размещена таким образом, что она образовывает маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно. Так же имеется живой уголок: растения и зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

В группе имеется спортивный уголок, который удовлетворяет потребность детей 2-3 лет в движении. Уголок оформлен так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем. Там же есть горка, корзина с мячами, матрац, обручи, кольца. Горка с 3-мя пологими ступеньками и скатом. Так же расположен уголок с игрушками-двигателями (набор с машинами).

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическая действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Поэтому в группе создан уголок изо - творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

В осеннее - зимнее время дети играют в уголке «Песка и воды» в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды

разной конфигурации и объема: ложки, сита, воронки, формочки. Дети могут купать резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать её струёй, пускать по воде кораблики и т.д.

Как показывают наблюдения , по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2-3 месяцев).

Проблемы со сном вызваны не только внутреннем напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущения психологического комфорта, защищенности, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Мое кредо - ласковое обращения с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Многие мамы, бабушки, считают, что их ребенок ещё слишком мал, что с ребенком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки для рассматривания, « он их порвет», что им хватает занятий в детском саду. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше

времени уделять своему ребёнку: вместе с ним играть, рассматривать красочные иллюстрации, книги.

Я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром или вечером), во время бесед давала родителям рекомендации: учить ребёнка манипулировать предметами – чтобы игрушки были яркими, по возможности должен быть строительный материал, различные пирамидки, матрешки и т.д. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях.

На родительских собраниях мною были рекомендованы игры «Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т.д.

Оформила газету для родителей: «Давайте играть вместе», в которой родители могли увидеть своих детей в процессе игры, прочитать рекомендации.

Проводила консультации для родителей на темы: « Я играю целый день, мне играть совсем не лень», «Поговорим об агрессии», «Как помочь родителям трудных детей», «Живу по расписанию» и т. д.

Поступление ребенка в группу детей раннего возраста вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируется определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От тог как пройдет привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит и дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатель и родители объединят свои усилия и

обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Проанализировав результаты, можно заключить, что работа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей. В течение последнего времени не было ни одного ребёнка с тяжелой степенью адаптацией. У детей наблюдается:

~ спокойное настроение в течение дня;

~ адекватное отношение к предложениям взрослых;

~ общение со взрослыми по собственной инициативе;

~ умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

~ желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

~ спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;

~ моют руки перед едой, самостоятельно едят, одеваются и раздеваются;

~ появляются элементы ролевой игры, появляются сложные сюжетные перестройки, с помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называют их;

~ может играть со сверстниками без участия взрослых..

Для оценки эффективности педагогической работы был проведен анализ посещаемости и заболеваемости детей, который показал эффективность воспитательной деятельности в адаптационный период .

Таким образом, следует считать, что выбранная мной методика адаптации детей к ДОУ является успешной, а условия создаваемые – благополучными. При выбранном подходе к детям в период адаптации, я помогла им социализироваться, приобрести навыки и привычки необходимые для посещения детского сада.

В дальнейшем, планирую, продолжать изучение инновационных программ, поиск и внедрение новых творческих подходов при работе с детьми раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ

Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду....

Современная модель комфортной адаптации детей в ДОУ

Проблема адаптации человека к условиям социальной действительности, пройдя сквозь века, все равно актуально. Определяется это, прежде всего тем, что еще недостаточно полно изучены средства, механизмы,...

Консультация для воспитателей с презентацией на тему: «Организация игровых занятий, как форма комфортной адаптации ребёнка раннего возраста к ДОУ»

        Адаптация ребёнка раннего возраста к детскому саду легче всего происходит в привычной для ребёнка среде –  игре....

Презентация в рамках стажировочной площадки Организация игровых занятий - как формы комфортной адаптации детей раннего возраста к ДОУ Подготовил воспитатель МБДОУ ДСКВ №7 с. Кухаривка Авдеева Н.А 2015г

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме...

Проект «Современная модель комфортной адаптации детей к условиям ДОУ»

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, ...

«Комфортная адаптация дошкольников как результат совместной работы воспитателя, педагога-психолога и родителей»

Адаптация ребенка — непростой процесс для всех: самого ребенка, его родителей и воспитателей....