Опыт применения Лего и робототехнических конструкторов в развитии технического творчества детей.
проект (подготовительная группа) на тему

Сычева Елена Жантагировна

Весь образовательный процесс в дошкольном учреждении идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника, таких как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность. А мы, педагоги, всегда находимся в активном поиске, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что, прежде всего, сами должны обучаться современным технологиям. Ведь мы живем в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Наши дети  хотят это  изучать, использовать и понимать.

 

Передо мной, как и перед любым педагогом, встал вопрос: как эффективно использовать технологии LEGO–конструирования и робототехники в образовательном процессе? Для этого был создан алгоритма, который включает в себя три этапа: подготовительный, практический и организационный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕГО И РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОРОВ В РАЗВИТИИ

                                 ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА  ДЕТЕЙ»

Воспитатель МБДОУ «ДС «Ёлочка» Сычева Е.Ж. (из опыта работы)

           Введенный в действие ФГОС ДО, задает ориентиры развития всей системы дошкольного образования и направлен на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.  Достичь положительных результатов возможно за счет обновления содержания образования с помощью инновационных технологий.

Все технические достижения современного общества активно проникают во все сферы жизни человека и вызывают огромный интерес детей к современной технике. Наши дети легко осваивают информационные, компьютерные  технологии, а также технологии роботостроения.

 В настоящее время в детских сада появились новые развивающие игры и игрушки. Особый интерес дети проявляют к LEGO–конструированию, так как в процессе игры дети могут получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Дети могут самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) создавать простейшие механизмы, изучая на практике законы физики, математики и информатики.

Весь образовательный процесс в дошкольном учреждении идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника, таких как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность. А мы, педагоги, всегда находимся в активном поиске, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что, прежде всего, сами должны обучаться современным технологиям. Ведь мы живем в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Наши дети  хотят это  изучать, использовать и понимать.

Передо мной, как и перед любым педагогом, встал вопрос: как эффективно использовать технологии LEGO–конструирования и робототехники в образовательном процессе? Для этого был создан алгоритма, который включает в себя три этапа: подготовительный, практический и организационный.

     Рассмотрим подробно каждый этап.

     Первый этап – подготовительный. На этом этапе проходит изучение возможностей внедрения технологии в образовательный процесс. Я использовала для этого технологию «ментальные карты». Предлагаю вам принять участие в этой деятельности.

      Итак, в центре листа размещаем проблему «Как изучить (познакомиться) с технологиями LEGO–конструирования и робототехники».  Какие пути решения этой проблемы вы предлагаете? Где мы можем узнать о практическом использовании этих технологий?

  1. Познакомиться с опытом других – «Опытный человек». Это могут быть педагоги, родители, знакомые, дети школьного и дошкольного возраста.
  2. Собрать разнообразную информацию по данной теме – «Сбор информации». Где мы можем найти информацию? В Интернете, в библиотеке (книги), на ТВ, в музеях и на выставках.
  3. «Специально организованное обучение». Новые знания и практический опыт мы можем получить на вебинарах, семинарах, конференциях, тренингах, мастер – классах, на курсах повышения квалификации.
  4. «Самостоятельное изучение» методом проб и ошибок.

        

Итогом наших усилий на первом этапе являются знания. И следующая задача состоит в использовании этих знаний в профессиональной деятельности. И мы переходим ко второму этапу.

Второй этап – практический. На этом этапе проходит непосредственное разработка мини – проектов и создание технических объектов в виде игрушек, разнообразных машин, бытовых приборов и т.д.

Создание мини – проекта начинается  с проблемной ситуации. Нам хорошо известно, что детей трудно заинтересовать каким – либо (новым) материалом, если цель его изучения им непонятна.

Ценность «проблемной ситуации» еще и  в том, что оно, воздействуя на эмоции (удивление, недоумение, восхищение), пробуждает потребность в познании нового.

Проблемные ситуации могут возникнуть и в процессе игры, и во время занятия,  и в процессе беседы…

В нашем мини - проекте «Робот – помощник Фунтик» была определена проблемная ситуация: Необходимо свой дом содержать в чистоте и порядке, а это требует больших затрат времени и сил. Но, в то же время, каждый родитель и ребенок хотят больше времени проводить вместе: поиграть, почитать, сходить всей семьей в парк, кинотеатр и др.

При обсуждении этой проблемы была выработана гипотеза: создание такого домашнего Робота - помощника, который выполнял бы несколько функций поможет увеличить количество свободного времени у членов семьи для совместного отдыха и времяпрепровождения.

       Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:

1. Собрать информацию по данной теме: проведены опросы детей, родителей и воспитателей группы о нужности робота – помощника в каждом доме; организован (совместно с родителями) поиск информации в разных источниках (энциклопедии, художественная литература, Интернет – ресурсы и пр.) о уже существующих технических устройствах – помощниках в домашних делах; проведены виртуальные экскурсии на выставку «Роботы будущего».

2. Проанализировать полученную информацию: сделаны выводы о том, что человек всегда стремился создать себе помощников в самых разных делах. Дети и взрослые нашей группы заинтересованы в создании робота – помощника, учитывая то, что в современном мире уже существует множество видов роботов.

3. Составить план работы над проектом, где подробно обсуждалась технологическая часть (см. инженерную книгу).

4. Представить результат своей работы: проведены демонстрация робота  испытательные работы во второй младшей группе. Отметили, что наш робот – помощник Фунтик справляется со своими обязанностями и выполняет все запланированные «конструкторами» функции.

    У нашей команды появилась идея: в будущее мы хотим, чтобы появились такие роботы на улицах нашего города для уборки мелкого мусора.

      Третий этап – Организационный.

Использование технологий LEGO-конструирования и робототехники доступны и интересны  для людей самого разного возраста.

Но сейчас, не хватает  специалистов, обладающих знаниями в этой области. Именно поэтому, на данном этапе я планирую проведение мастер – классов, семинаров, тренингов для педагогов и родителей детского сада

Заключение

Главный результат всей работы - это полноценное всестороннее развитие личности ребенка, что крайне необходимо каждому из них в современном мире. Я считаю, предложенная система работы позволит:

  • создать условия и образовательную среду,  помогющие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать и  познавать окружающий мир. для творческой, исследовательской деятельности с целью открытия, самостоятельного добывания новых знаний в процессе решения новых для ребенка проблем;
  • сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и  личностную заинтересованность в происходящем через игру, близкую и понятную  ребёнку;
  • развивать все психические функции (память, мышление, воображение, восприятие, речь, ощущение, внимание);
  • развивать психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, для дельнейшего  обучения в начальной школе.

  Завершить хочу такими словами:

«Лего»-умная игра,

Строить, составлять, искать!

Приглашаю всех друзей

 «Лего» собирать скорей!

Взрослым тоже интересно:

В «Лего» поиграть полезно!



Предварительный просмотр:

«ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕГО И РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОРОВ В РАЗВИТИИ

                                 ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА  ДЕТЕЙ»

Воспитатель МБДОУ «ДС «Ёлочка» Сычева Е.Ж. (из опыта работы)

           Введенный в действие ФГОС ДО, задает ориентиры развития всей системы дошкольного образования и направлен на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.  Достичь положительных результатов возможно за счет обновления содержания образования с помощью инновационных технологий.

Все технические достижения современного общества активно проникают во все сферы жизни человека и вызывают огромный интерес детей к современной технике. Наши дети легко осваивают информационные, компьютерные  технологии, а также технологии роботостроения.

 В настоящее время в детских сада появились новые развивающие игры и игрушки. Особый интерес дети проявляют к LEGO–конструированию, так как в процессе игры дети могут получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Дети могут самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) создавать простейшие механизмы, изучая на практике законы физики, математики и информатики.

Весь образовательный процесс в дошкольном учреждении идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника, таких как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность. А мы, педагоги, всегда находимся в активном поиске, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что, прежде всего, сами должны обучаться современным технологиям. Ведь мы живем в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Наши дети  хотят это  изучать, использовать и понимать.

Передо мной, как и перед любым педагогом, встал вопрос: как эффективно использовать технологии LEGO–конструирования и робототехники в образовательном процессе? Для этого был создан алгоритма, который включает в себя три этапа: подготовительный, практический и организационный.

     Рассмотрим подробно каждый этап.

     Первый этап – подготовительный. На этом этапе проходит изучение возможностей внедрения технологии в образовательный процесс. Я использовала для этого технологию «ментальные карты». Предлагаю вам принять участие в этой деятельности.

      Итак, в центре листа размещаем проблему «Как изучить (познакомиться) с технологиями LEGO–конструирования и робототехники».  Какие пути решения этой проблемы вы предлагаете? Где мы можем узнать о практическом использовании этих технологий?

  1. Познакомиться с опытом других – «Опытный человек». Это могут быть педагоги, родители, знакомые, дети школьного и дошкольного возраста.
  2. Собрать разнообразную информацию по данной теме – «Сбор информации». Где мы можем найти информацию? В Интернете, в библиотеке (книги), на ТВ, в музеях и на выставках.
  3. «Специально организованное обучение». Новые знания и практический опыт мы можем получить на вебинарах, семинарах, конференциях, тренингах, мастер – классах, на курсах повышения квалификации.
  4. «Самостоятельное изучение» методом проб и ошибок.

        

Итогом наших усилий на первом этапе являются знания. И следующая задача состоит в использовании этих знаний в профессиональной деятельности. И мы переходим ко второму этапу.

Второй этап – практический. На этом этапе проходит непосредственное разработка мини – проектов и создание технических объектов в виде игрушек, разнообразных машин, бытовых приборов и т.д.

Создание мини – проекта начинается  с проблемной ситуации. Нам хорошо известно, что детей трудно заинтересовать каким – либо (новым) материалом, если цель его изучения им непонятна.

Ценность «проблемной ситуации» еще и  в том, что оно, воздействуя на эмоции (удивление, недоумение, восхищение), пробуждает потребность в познании нового.

Проблемные ситуации могут возникнуть и в процессе игры, и во время занятия,  и в процессе беседы…

В нашем мини - проекте «Робот – помощник Фунтик» была определена проблемная ситуация: Необходимо свой дом содержать в чистоте и порядке, а это требует больших затрат времени и сил. Но, в то же время, каждый родитель и ребенок хотят больше времени проводить вместе: поиграть, почитать, сходить всей семьей в парк, кинотеатр и др.

При обсуждении этой проблемы была выработана гипотеза: создание такого домашнего Робота - помощника, который выполнял бы несколько функций поможет увеличить количество свободного времени у членов семьи для совместного отдыха и времяпрепровождения.

       Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:

1. Собрать информацию по данной теме: проведены опросы детей, родителей и воспитателей группы о нужности робота – помощника в каждом доме; организован (совместно с родителями) поиск информации в разных источниках (энциклопедии, художественная литература, Интернет – ресурсы и пр.) о уже существующих технических устройствах – помощниках в домашних делах; проведены виртуальные экскурсии на выставку «Роботы будущего».

2. Проанализировать полученную информацию: сделаны выводы о том, что человек всегда стремился создать себе помощников в самых разных делах. Дети и взрослые нашей группы заинтересованы в создании робота – помощника, учитывая то, что в современном мире уже существует множество видов роботов.

3. Составить план работы над проектом, где подробно обсуждалась технологическая часть (см. инженерную книгу).

4. Представить результат своей работы: проведены демонстрация робота  испытательные работы во второй младшей группе. Отметили, что наш робот – помощник Фунтик справляется со своими обязанностями и выполняет все запланированные «конструкторами» функции.

    У нашей команды появилась идея: в будущее мы хотим, чтобы появились такие роботы на улицах нашего города для уборки мелкого мусора.

      Третий этап – Организационный.

Использование технологий LEGO-конструирования и робототехники доступны и интересны  для людей самого разного возраста.

Но сейчас, не хватает  специалистов, обладающих знаниями в этой области. Именно поэтому, на данном этапе я планирую проведение мастер – классов, семинаров, тренингов для педагогов и родителей детского сада

Заключение

Главный результат всей работы - это полноценное всестороннее развитие личности ребенка, что крайне необходимо каждому из них в современном мире. Я считаю, предложенная система работы позволит:

  • создать условия и образовательную среду,  помогющие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать и  познавать окружающий мир. для творческой, исследовательской деятельности с целью открытия, самостоятельного добывания новых знаний в процессе решения новых для ребенка проблем;
  • сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и  личностную заинтересованность в происходящем через игру, близкую и понятную  ребёнку;
  • развивать все психические функции (память, мышление, воображение, восприятие, речь, ощущение, внимание);
  • развивать психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, для дельнейшего  обучения в начальной школе.

  Завершить хочу такими словами:

«Лего»-умная игра,

Строить, составлять, искать!

Приглашаю всех друзей

 «Лего» собирать скорей!

Взрослым тоже интересно:

В «Лего» поиграть полезно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Опыт работы по развитию  технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....

Мастер класс "Мини-технология "Лего-сказка" в развитии технического творчества детей совместно со взрослыми в процессе создания атрибутов для игр-драматизаций"

В презентации представлено описание мини технологии лего сказка в развитии технического творчества детей совместно со взрослыми в процессе создания атрибутов для игр-драматизаций, фотографии готовых п...

Самообразование на тему "Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО – конструирования "

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспита...

Конструктор "Cuboro" как средство развития технического творчества детей

laquo;Конструктор «Cuboro» как средство развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста»....

Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего

Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего...

Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего

В статье представлен опыт работы детского сада по реализации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Статья будет интересна руководителям, старшим воспитате...