Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дороже всех титулов - доброе сердце»
рабочая программа на тему

Белозерова Анна Владимировна

Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям русской культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа; развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorozhe_vseh_titulov_-_dobroe_serdtse_.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

        

Программа

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

«Дороже всех титулов - доброе сердце»

Тамбов, 2017

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа  духовно-нравственного воспитания «Дороже всех титулов - доброе сердце.»

Разработчик программы

Белозерова А.В.

Основная цель программы

Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям русской культуры и освоения духовно-нравственных традиций российского народа; развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Задачи программы

  • Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников.
  • Воспитание чувства  почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через  компетентностный подход в образовании.
  • Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.
  • Способствовать повышению значения семейных ценностей.
  • Приобщение к культуре и традициям русского народа.

Участники реализации программы

  • Дети
  • Воспитатели
  • Родители
  • Социум

Методическое обеспечение программы.

Материально-технический ресурс:

-фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

Организационный ресурс.

Педагогам необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у воспитанников  сформируются следующие  представления:

  • о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
  • о духовных и нравственных ценностях;
  • о ценностном отношении к окружающему их миру;
  • об истории и культуре своей страны;
  • научатся беречь и поддерживать красоту;
  • проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание;

Ожидаемые конечные результаты

Планирование воспитательного процесса в соответствии с данной программой, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

                                      

Основные принципы программы:

1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2.Культурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

3.Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

5.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

                       

Основные направления программы:

     Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

  • формирование духовности  дошкольников через отношение к живой и неживой природе;
  • восприятие литературных произведений;
  • эстетическое развитие детей;
  • сотрудничество семьи и ДОУ
  • обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.

Формы работы:

С детьми:

  • Организованная образовательная деятельность;
  • Беседы;
  • Прогулки;
  • Наблюдения;
  • Игры;
  • Праздники;
  • Литературные вечера, досуги;
  • Экскурсии;
  • Выставки;
  • Чтение художественной литературы;

С родителями

  • Родительские собрания;
  • Дни открытых дверей;
  • Консультации;
  • Выставки;
  • Праздники;
  • Спортивные мероприятия;
  • Анкетирование

Этапы реализации программы

  • Выявление затруднений участников Программы;
  • Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
  • Изучение теоретических вопросов;
  • Предварительная работа, сбор материалов;
  • Организация работы творческих групп.
  • Разработка и принятие Программы, оформление пособий;
  • Наработка практического материала;
  • Установление взаимосвязи  с социальными институтами.
  • Разработка и реализация проектов.
  • Подведение итогов работы.

Основное содержание программы

«Дороже всех титулов - доброе сердце.»

    Программа включает в себя 7 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, Дома школьника, общественных организаций.

Тематические блоки:

Наименование блока 

Основные темы

Задачи

Формы работы

1. Ты да я!

-«Мой детский сад»

-«Моя семья»

-«Все на белом свете солнышкины дети»

-«Вглядись в себя – сравни с другими»

-«Я и моё имя»

-«Чем мы похожи, чем отличаемся»

- Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидульность, особенность, неповторимость.

- Повысить педагогическую культуру родителей

- Гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сад и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства

- изучение семей, семейных традиций

- создание альбомов о семье

-тестирование;

-анкетирование;

-опрос;

-творческие работы;

-педагогические наблюдения;

-беседы.

-составление генеалогических деревьев;

- проведение совместных вечеров, праздников

2. Мой любимый город.

-История города

Достопримечательности города.

«Тепло родного дома»

- Формировать у детей понятие о принадлежности к своему городу, сознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного города.

- Чтение художественной литературы;

- творческие работы;

- проекты;

- выставки;

- семейные чтения;

- создание фотоальбомов «Путешествие по городу»;

- участие в акциях; 

- изготовление макета города,

- разучивание стихотворений, песен.

3.Обучение и труд рядом идут

«В труде человек хорошеет»

- Воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

- Воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других людей;

- чтение художественной литературы;

- участие в субботниках;

- создание фотоальбома «Профессия моих родителей»;

- сюжетно-ролевые игры;

- продуктивная деятельность: рисование, ручной труд, аппликация, лепка;

самообслуживание, дежурство;

- участие в смотрах-конкурсах;

- создание предметно-развивающей среды.

4. Край мой Тамбовский.

-История Тамбовского края;

-Природа Тамбовской области;

Достопримечательности Тамбовской области;

-Формировать представления о родном крае;

-Расширять знания о природе родного края;

-Воспитывать уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края;

-Расширять знания детей о святынях, воспитывать любовь и уважение к святым местам;

- создание фотоальбома;

- беседы;

- выставки сотворчества;

- проведение консультаций, родительских собраний;

- чтение художественных произведений;

- проведение досугов;

-виртуальные экскурсии, презентации.

5. Дорога добра.

-«Доброе слово, что ясный день»;

-«Дружим с добрыми словами»;

-«Подари другому радость»;

-«Добрым жить на белом свете веселей»;
-Чего  в других не любишь, того не делай сам;

-«Хорошие песни к добру ведут»;

-День добрых дел.

- Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям;

-Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи;

-Способствовать формированию эмоционально-положительных интонаций в речевом общении;

-Формировать умение разрешать конфликтные ситуации мирным путём;

-Воспитывать желание совершать хорошие поступки;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- театрализация по мотивам сказок;

- игры;

-создание видеописем для отсутствующих детей «Мы скучаем без тебя»;

- проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека»;

- анкетирование;

- разучивание стихотворений, песен.

6. Я – россиянин.

-Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом);

-Сохраним и приумножим растительный и животный мир

России

-«Мы соберем дружный хоровод»;

-«С русским задором по русским просторам»;

-Мы помним и гордимся;

-Традиции народных праздников;

-Любимые сказки;

-«Я имею право…!»;

-«Наши соседи».

-Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом;

-Воспитывать бережное отношение к природе;

-Приобщать детей к духовному наследию русского народа;

-Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;

- Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

-Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества;

-Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание альбомов, карт, репродукций;

- участие в конкурсах;

- педагогические проекты;

- продуктивная деятельность;

- проведение тематических праздников;

- познавательные праздники, досуги;

- сюжетно-ролевые игры;

- народные игры.

7.Братья наши меньшие.

-«Домашний любимец»;

-«Дружок»;

-«Мы с тобой одной крови»;

-«Не проходите мимо»;

-«Села птичка на окошко»;

-«Дверь откройте поскорей – кот мяучит у дверей»;

-Что бы сделал я;

-«Мы в ответе за тех, кого приручили».

-Воспитывать чувство милосердия к брошенным животным;

-Формировать основы

 поведения в обращении с животными;

-Учить оказывать помощь животным.

- создание книги «Наши питомцы»;

-беседы о бездомных животных;

-чтение художественных произведений о животных;

- ООД;

-создание презентаций;

-создание песочной анимации «Пропала собака»;

-показ спектаклей;

-выставки рисунков;

-составление рассказов;

-решение проблемных ситуаций.

                                 

Целевые ориентиры

Младший дошкольный возраст

  • Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи
  • Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах
  • Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым
  • Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи
  • Формирование начал экологической культуры

Средний дошкольный возраст

  • Осознание принадлежности к своему городу, национальности;
  • Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку;
  • Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
  • Развитие способности верить в себя и в свои возможности;
  • Формирование представлений о природе родного края и гуманного отношения к ней.

Старший дошкольный возраст

  • Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству;
  • Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины;
  • Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться;
  • Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества;
  • Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы «Впустите в сердце доброту»

Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки....

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...