Самоанализ НОД за 15 минут: рекомендации воспитателям
консультация на тему
Статья из журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
Светлана Юркова,
методист МБУ «Центр развития образования» г. Калачинска Омской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnala.docx | 94.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
Светлана Юркова,
методист МБУ «Центр развития образования» г. Калачинска Омской области
http://e.stvospitatel.ru/article.aspx?aid=519482&utm_source=lettertrigger&utm_medium=letter&utm_campaign=lettertrigger_day2_obr_ssvdu
Самоанализ НОД за 15 минут: рекомендации воспитателям
Воспитатели часто обращаются к вам с вопросом, как правильно проанализировать образовательную деятельность с детьми? В чем их проблема: они не знают структуру анализа или не понимают его цели? Предлагаем удобную схему самоанализа НОД. С помощью уточняющих вопросов воспитатели быстро выявят недочеты.
Современный воспитатель должен уметь анализировать и оценивать собственную педагогическую деятельность и работу коллег. Без этих умений невозможно представить его профессиональное развитие. Но если оценка занятия с детьми1, которое провел другой педагог, не составляет труда, то самоанализ непрерывной образовательной деятельности (далее — НОД) вызывает у воспитателей затруднения. С чем это связано?
Одна из главных причин в том, что воспитатель в данном случае не внешний наблюдатель, а участник, он находится внутри процесса.
Вторая причина — необходимость ежедневно говорить просто, чтобы понимали дети. В результате не всегда получается переключиться на деловой стиль речи и профессиональную терминологию. Педагогам мешает психологическая инерция — привычка действовать стандартно в типовых ситуациях.
Еще одна причина — воспитатели боятся неправильно использовать термины, т. к. терминология в сфере образования в последнее время постоянно обновляется. Об этом свидетельствуют вопросы, которые они задают на педагогических сайтах, где есть обратная связь.
Методисты и педагоги используют разные схемы анализа НОД. Какую из них выбрать? Рассмотрим схему, которая поможет воспитателям сделать выводы в условиях ограниченного времени (приложение).
Данная схема самоанализа соответствует структуре НОД. Благодаря этому воспитатель может установить взаимосвязь между ее структурными компонентами, оценить их целесообразность и эффективность.
+
Ребенок познает мир, развивается, социализируется, приобретает определенные личностные качества в ходе деятельности. Поэтому и структура НОД будет примерно такой же, как структура деятельности человека в общем смысле:
Воспитатель так организует образовательную деятельность, чтобы ребенок исходя из своих потребностей и мотивов совместно с ним поставил цель, выбрал средства, осуществил деятельность, получил результат и осмыслил В отличие от схем анализа, в которых рассматриваются отдельно различные аспекты без привязки к этапам НОД (формы и методы, организация развивающей предметно-пространственной среды, стиль общения педагога с детьми и пр.), такая схема представит занятие целостно и даст больше информации для понимания замысла педагога и качества его реализации. Это будет не пересказ основных моментов, а именно анализ.
В начале анализа воспитатель озвучивает цель НОД и ее задачи. Далее объясняет, как поэтапно воплощалась идея занятия. Предлагаемая схема анализа содержит уточняющие вопросы, которые педагог использует в качестве ориентиров. С их помощью он определяет достоинства и недочеты НОД.
Некоторые вопросы можно включить в анализ любого из этапов НОД. Например, вопрос о создании ситуации успеха и психологического комфорта или вопрос об использовании диалоговых форм.
Данная схема удобна тем, что любой вопрос легко трансформируется в ответили начало ответа — отправную точку — для построения связного высказывания о каком-либо аспекте анализируемого этапа. Это облегчает задачу воспитателя при самоанализе НОД.
его.
НАПРИМЕР:
Была ли цель привлекательна для воспитанников? — К сожалению, не для всех детей поставленная цель оказалась привлекательной. Два мальчика не проявили интереса к организованной деятельности и захотели играть с машинками. Только во второй половине занятия они присоединились к остальным. Считаю, что нужно более тщательно продумывать этап мотивации и постановки цели, использовать другие приемы, чтобы в следующий раз вся группа была увлечена общим делом.
Осуществлялась ли в ходе самостоятельной работы педагогическая поддержка? Каким образом? — В ходе самостоятельной работы я стремилась осуществлять педагогическую поддержку через подсказку, похвалу, подбадривание, тактильный контакт. Двоим воспитанникам оказывала практическую помощь, так как у них низкий уровень развития моторики по сравнению с другими детьми. Но вместе мы достигли желаемого результата.
КАКИЕ ВОПРОСЫ НЕ ВКЛЮЧЕНЫ В АНАЛИЗ НОД?
- Формальные вопросы. Например, вопрос об интеграции образовательных областей или соответствии материала возрастным особенностям детей.
- Выполнение санитарно-гигиенических требований. Эти требования в ДОО должны выполняться по умолчанию. Однако если педагог нарушил их, обратите на это внимание.
- Вопросы о формах и методах организации детской деятельности. Они могут быть названы, но не списком, а в контексте анализа конкретного этапа, с обоснованием их выбора
Все этапы НОД должны быть целесообразными, т. е. соответствовать цели. Анализ этапа рефлексии — один из самых сложных. Как понять, насколько рефлексия НОД соответствовала цели? Существует несколько вариантов:
- обсудить и оценить результаты деятельности, сравнить результаты с замыслом;
- обсудить процесс деятельности, удовлетворенность процессом и результатом;
- выявить ценность полученного нового знания, умения;
- провести рефлексию настроения и эмоционального состояния;
- выявить перспективы и новые возможности.
Например, если цель НОД — сформировать навык, то в ходе рефлексии педагог обсуждает с детьми результаты деятельности, сравнивает их с замыслом: «Получилось ли у нас все так, как мы задумали в начале занятия?».
Если цель заключалась в развитии взаимодействия между детьми, то следует обсудить именно процесс деятельности и взаимодействие между воспитанниками в этом процессе: «Дружно ли вы работали? Кто и как помог товарищу? Удалось ли вам договориться?».
Если воспитатель планировал сформировать или закрепить какое-то знание и донести до воспитанников его ценность, то он обсуждает, где и как в жизни дети будут его применять (например, правила дорожного движения).
Если воспитатель стремится развивать воображение и умение планировать, то в итоге НОД стоит поговорить с детьми о перспективах деятельности: «А как еще можно.? Что можно было бы добавить к.? Что ты будешь делать в следующий раз.?».
Кроме того, в работе с детьми всегда следует фиксировать внимание на эмоциональной составляющей совместной деятельности. Это важно для формирования положительной самооценки ребенка, его самоутверждения.
Таким образом, с помощью предлагаемой схемы самоанализа НОД воспитатель покажет целесообразность всех ее этапов и определит, достигнута ли поставленная цель. Главное, что вывод будет подкреплен аргументами (развернутыми ответами на вопросы), а педагог продемонстрирует умение видеть плюсы и минусы организованной им образовательной деятельности.
Схема самоанализа НОД
Этап НОД | Вопросы-ориентиры | ||
Мотивация | Как педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью? | ||
Постановка цели | Была ли четко сформулирована детская цель? | ||
Совместная работа по нахождению способов деятельности | Как происходил выбор способов деятельности? | ||
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | Определил ли педагог в ходе НОД, что могут сделать дети самостоятельно, а что совместно с ним? | ||
Рефлексия (подведение итогов, обсуждение результатов) | Каким образом педагог подвел итог НОД? |
Примечание. Данную схему можно использовать для самоанализа и анализа НОД, которую организует другой педагог.
1Разработчики ФГОС ДО допускают слово «занятие», если педагог вкладывает в него современный смысл. Это не занятие по школьному типу, а «занимательное дело», которым заняты дети. — Примеч. авт.>
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта " Педагог".
В данном материале содержатся методические рекомендации планирования профессионального развития педагогов образовательной организации и включает в себя последовательное выполнение определенных этапов....
Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»...
САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образованияна основе профессионального стандарта «Педагог» Ф.И.О. Назаренко Марина Александровнаобразовательная...
Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя
Профессиональный стандарт «Педагога» ...
Схема самоанализа за 15 минут
Памятка для воспитателей...
Рекомендации по самоанализу открытого занятия НОД для воспитателей.
Представляю Вашему вниманию план-конспект, которым можно воспользоваться при написании самоанализа открытого занятия....