Статья "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".
статья на тему
Здоровьесберегающее пространство в группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_55.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Одинцова О.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №89 Приморского района
Санкт-Петербурга
«Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС»
Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая среда.
Требования ФГОС ДО направлены на создание социальной ситуации развития для всех участников образовательного процесса, которые:
-гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
-обеспечивает эмоциональное благополучие детей, комфортность их пребывания в учреждении;
-создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
-обеспечивает открытость дошкольного образования;
-создает условия для участия родителей и социальных партнёров вобразовательной деятельности.
Основными нормативно-правовыми документами на данный момент в сфере здоровьесбережения для нас являются:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные Приказом Минобрнауки России
4. СанПиН
5. ФГОС.
При создании предметной среды мы руководствуемся следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;
трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы,разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
В структуру здоровьесберегающего пространства ДОУ входят следующие компоненты:
1.Инфраструктура детского сада:
-медицинский кабинет,
-спортивный зал,
-музыкальный зал,
-бассейн,
-участки на территории ДОУ.
При оснащении группового помещения мы должны учитывать:
-Безопасные условия,
-Санитарно – гигиенические требования,
-Возрастные и индивидуальные особенности,
-Федеральные образовательные государственные требования,
-Современный дизайн в интерьере детских помещений и т.д.
2.Здоровьесберегающая предметно - пространственная среда:
-Центры здоровья в группах. (уголок здоровья в группе)
-Центры двигательной активности.
-Центры экологического образования в группах.
-Центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья).
-Центры обучения ПДД.
-Центры конструктивной деятельности.
-Центр экспериментально-исследовательский.
-Центр искусства и музыкально – театральной деятельности.
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых;
- двигательную активность детей;
- возможность для уединения ;
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей
Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие
- художественно – эстетическое развитие
- физическое развитие
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:
В раннем возрасте (1 год – 3 года):
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками:
- экспериментирование с материалами и веществами;
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
- рассматривание картинок;
двигательная активность;
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет):
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательно – исследовательская;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- конструирование из разного материала;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная;
- двигательная
-познавательно – исследовательская;
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- конструирование из разного материала;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная;
- двигательная
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
2) особенностей его эмоционально-личностного развития;
3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.
Необходимо в группе создать физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги, кольцебросы, снегоступы, цветные дорожки, тканевые султанчики, классики, поролоновые бревнышки и т.д).
Предметно-пространственная среда в группе должна быть оформлена таким образом, чтобы было для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности.
Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.
Движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:
-создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
-помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;
-стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
-формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, и это позволяет быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.
Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.
3.Образовательно – методическая среда:
-Образовательная программа ДОУ.
-Банк образовательных методик и технологий, применяемых педагогами в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса.
-Библиотека методической литературы,
-Модель образовательного и методического процессов.
-Система работы с родителями.
-Банк интерактивных форм работы с педагогами по здоровьесбережению.
-Картотеки оздоровительных технологий, игр и т.д.
-Журналы здоровья.
- Нетрадиционное оборудование для закаливания4.Здоровьесберегающее пространство для родителей:
-Информационные стенды в группах.
-Наглядно – информационный материал для родителей.
-Консультативная работа с родителями в процессе совместных, открытых и досуговых мероприятий.
-Консультативная медицинская работа.
-Клубные встречи.
-Сайт детского сада также является активной площадкой для трансляции принципов здорового образа жизни.
Современное дошкольное образовательное учреждение рассматривается как игровое пространство, определяющее среду безопасной жизнедеятельности и сбережения здоровья ребенка, в которой, благодаря усвоению ребенком многообразной системы отношений со средой, обеспечивается сохранение физического, психического, социально эмоционального здоровья ребенка, определяется стратегия поведения посредством выбора игровых ролей и действий, укрепляющая саму систему отношений и здоровье ребенка.
Время жизни ребенка, оставляющее глубокие следы на всю дальнейшую жизнь, позволяющее пробовать свои силы и самостоятельно распоряжаться своими созданиями.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»!
Литература:
1. Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2009.
2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2007.
4.ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)) от 17 октября 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая ср...
Методическая разработка на тему:"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".
Материал о структуре здоровьесберегающего пространства....
Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС
Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты.По мнен...
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
В статье говорится о созданиии здоровьесберегающего ,конфортного для детей пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС...
Статья на тему: "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"
Статья на тему: «Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС»...
Статья :"СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС"
Статья :"СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС"...
Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДОО
Сатья про создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДОО...