Статья "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".
статья на тему

Одинцова Ольга Викторовна

Здоровьесберегающее пространство в группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_55.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Одинцова О.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №89 Приморского района

Санкт-Петербурга

«Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС» 

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

 Одним из главных показателей качества дошкольного образования  является созданная в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая среда.

 Требования  ФГОС ДО направлены на создание социальной ситуации развития для всех участников образовательного процесса, которые:

-гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

-обеспечивает эмоциональное благополучие детей, комфортность их пребывания в учреждении;

-создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

-обеспечивает открытость дошкольного образования;

-создает условия для участия родителей и социальных партнёров вобразовательной деятельности.

  Основными нормативно-правовыми документами на данный момент в сфере здоровьесбережения для нас являются:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011г. N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

3.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные Приказом Минобрнауки России

4. СанПиН

5. ФГОС.

 При создании предметной среды мы руководствуемся следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

полифункциональности: предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

трансформируемости: данный принцип тесно связан с  полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы,разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

доступности:  среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

 безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

В структуру здоровьесберегающего пространства ДОУ входят следующие компоненты:

1.Инфраструктура детского сада:

-медицинский кабинет,

-спортивный зал,

-музыкальный зал,

-бассейн,

-участки на территории ДОУ.

При оснащении группового помещения мы должны учитывать:

-Безопасные условия,

-Санитарно – гигиенические требования,

-Возрастные и индивидуальные особенности,

-Федеральные образовательные государственные требования,

-Современный дизайн в интерьере детских помещений и т.д.

2.Здоровьесберегающая предметно - пространственная среда:

-Центры здоровья в группах. (уголок здоровья в группе)

-Центры двигательной активности.

-Центры экологического образования в группах.

-Центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья).

-Центры обучения ПДД.

-Центры конструктивной деятельности.

-Центр экспериментально-исследовательский.

-Центр искусства и музыкально – театральной деятельности.

     Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых;

- двигательную активность детей;

- возможность для уединения ;

- реализацию различных образовательных программ;

- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

- учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей

Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие

- художественно – эстетическое развитие

- физическое развитие

    Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:

В раннем возрасте (1 год – 3 года):

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками:

- экспериментирование с материалами и веществами;

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет):

- игровая;

- коммуникативная;

- познавательно – исследовательская;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд;

- конструирование из разного материала;

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

- музыкальная;

- двигательная

-познавательно – исследовательская;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд;

- конструирование из разного материала;

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- музыкальная;

- двигательная

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

1) индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

2) особенностей его эмоционально-личностного развития;

3) индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

 

Необходимо  в группе создать  физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги, кольцебросы, снегоступы, цветные дорожки, тканевые султанчики, классики, поролоновые бревнышки и т.д).

Предметно-пространственная среда в группе должна быть оформлена таким образом, чтобы было для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности.

Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

  Движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

-создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;

-помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;

-стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;

-формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, и это позволяет быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

3.Образовательно – методическая среда:

-Образовательная программа ДОУ.

-Банк образовательных методик и технологий, применяемых педагогами в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса.

-Библиотека методической литературы,

-Модель образовательного и методического процессов.

-Система работы с родителями.

-Банк интерактивных форм работы с педагогами по здоровьесбережению.

-Картотеки оздоровительных технологий, игр и т.д.

-Журналы здоровья.

- Нетрадиционное оборудование для закаливания4.Здоровьесберегающее пространство для родителей:

-Информационные стенды в группах.

-Наглядно – информационный материал для родителей.

-Консультативная работа с родителями в процессе совместных, открытых и досуговых мероприятий.

-Консультативная медицинская работа.

-Клубные встречи.

-Сайт детского сада также является активной площадкой для трансляции принципов здорового образа жизни.

Современное дошкольное образовательное учреждение рассматривается как игровое пространство, определяющее среду безопасной жизнедеятельности и сбережения здоровья ребенка, в которой, благодаря усвоению ребенком многообразной системы отношений со средой, обеспечивается сохранение физического, психического, социально эмоционального здоровья ребенка, определяется стратегия поведения посредством выбора игровых ролей и действий, укрепляющая саму систему отношений и здоровье ребенка.

Время жизни ребенка, оставляющее глубокие следы на всю дальнейшую жизнь, позволяющее пробовать свои силы и самостоятельно распоряжаться своими созданиями.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать:   «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»!

Литература:

1. Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2009.

2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2007.

4.ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)) от 17 октября 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"

 Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая ср...

Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС

Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты.По мнен...

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

В статье говорится о созданиии здоровьесберегающего ,конфортного для детей пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС...

Статья на тему: "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"

Статья на тему: «Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС»...

Статья :"СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС"

Статья :"СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ  ФГОС"...

Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДОО

Сатья про создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДОО...