СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Бурлакова Елена Семеновна

В статье говорится о созданиии здоровьесберегающего ,конфортного для детей пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бурлакова  Е.С., воспитатель

ГБДОУ детский сад №97 Калининского района

Санкт – Петербурга

Всероссийская научно - практическая КОНФЕРЕНЦИЯ « Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования»

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ  ФГОС

Одним из главных показателей качества дошкольного образования  является созданная в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ и, соответственно, в каждой группе ДОУ здоровье - сберегающая предметно–пространственная развивающая среда, сформированная  по  принципам полифункциональности,  трансформируемости, вариативности, насыщенности, доступности, безопасности. Наша задача – укрепление  физического  и психического здоровья  детей . Чтобы укрепить физическое здоровье  детей  в группе создан

  • спортивный уголок  где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование  (кегли, обручи, резиновые и матерчатые мячи разных размеров, дорожки здоровья, кольцебросы)  и нестандартное,  изготовленное педагогами и родителями (тоннели, пеньки, гантели, разноцветные плоскостные круги, самодельные дорожки здоровья, мешочки с песком для занятий по профилактике сколиоза, тканевые султанчики, В нашем спортивном уголке есть спортивный комплекс с лестницами,  перекладиной, кольцами, канатом  
  •  Предметно-пространственная среда в группе должна быть оформлена таким образом, чтобы было для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности. «Активный» сектор достаточно большой, примерно 2/3 группы, мебель  расположена вдоль стен, что позволило освободить центральную часть для развития двигательной активности детей. Этот сектор похож на спортивный зал (спортивный комплекс, ковер, много свободного места)  Прием пищи и непосредственная образовательная деятельность проходит за столами  которые расположены на расстоянии друг от друга, причем два узких стола расположены вдоль стен,  чтобы у детей была возможность уединиться в игре. Такое расположение мебели позволяет производить тщательную влажную уборку группы  
  • Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: вся мебель закреплена, игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа, не содержат опасных для не содержат опасных для физического и психического здоровья детей элементов.. Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы и стульчики промаркированы в соответствии с ростом детей. Доступен запасной выход из группового помещения.
  • В группе постоянно проводятся беседы о здоровье и спорте, в специальном уголке имеются  материалы о здоровом образе жизни: правильном питании, двигательной активности, влиянии природы на здоровье; о факторах, вредящих здоровью, картотеки стихов, поговорок, загадок. Картотеки подвижных и спортивных игр, физ.минуток, гимнастик Иллюстрации о зимних и летних видах спорта. Пособия на развитие дыхания, мелкой моторики.

Чтобы укрепить психическое здоровье детей предметно – пространственная среда группы организована так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься своим любимым делом  Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, тем самым реализуется потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении Это достигается следующим образом :

  • предметно – пространственная среда группы содержательно насыщена . В группе имеются пособия, материалы, игрушки, охватывающие все виды детской деятельности
  •  Пространство группы трансформируется в зависимости от  ситуации: столы можно поставить друг за другом, по кругу, сдвинуть попарно. Используя стулья, ширмы, занавеси, кубы дети имеют возможность трансформировать предметно-игровую среду в зависимости от своих интересов, что способствует развитию активного воображения, самостоятельности и свободной игровой деятельности.
  • Образовательное пространство группы  хорошо оснащено (магнитная  доска, коврограф, четырехместные столы, стеллажи, прозрачные  контейнеры, ящики на колесиках, шкафы с открытыми нижними полками и закрытыми верхними, книжная стойка, интерактивный  стол,  стол для песочной анимации).
  •  Пространственная среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, к каждому центру в группе
  •  Игры, пособия, мебель полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности: мягкие конструкторы, модели домов, мелкие игрушки используются детьми не только в конструкторской деятельности, но и в театрализованной, сюжетно-ролевой (в игре «Моряки» пригодятся стульчики, канат из спортивного уголка, колокольчик -  из музыкального и т.д.
  • .Развивающая предметно-пространственная среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Игровой материал периодически пополняется, появляются новые предметы, стимулирующие речевую, игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Педагоги мобильно заменяют один уголок другим, используя принцип новизны. Таким образом,  среда  группы является вариативной
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности
  • При создании предметной развивающей среды учтена гендерная специфика, группа обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков
  • Развивающая предметно-пространственная среда соответствует возрастным особенностям детей в соответствии с требованиями рабочей программы группы
  • В построении развивающего пространства учитывается принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности.
  •  Групповое помещение условно разделено на сектора: активный, продуктивный и сектор уединения в каждом из которых находятся, доступные детям, игровые, исследовательские, познавательные центры которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. Оснащение секторов меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса Такое размещение оборудования позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Возможность свободного подхода к каждому центру в группах способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников

Активный сектор

Интегрируемые образовательные области: « Физическое развитие» «Художественно - эстетическое развитие» « Социально- коммуникативное развитие»

  1. Спортивный уголок
  2. Центр конструирования
  3. Театральный уголок
  4. Музыкальный уголок
  5. Центр сюжетно – ролевых игр
  6. Уголок юного водителя

 

Продуктивный сектор

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»:

  1. Оборудование для художественно - продуктивной деятельности
  2. Оборудование для экспериментальной и исследовательской деятельности
  3. Уголок « Безопасность»
  4. Уголок ознакомления с русской культурой
  5. Игры и пособия по речевому развитию
  6. Развивающие игры с математическим содержанием
  7. Игры для развития сенсорики и мелкой моторики
  8. Оборудование для проведения НОД
  9. Настольно - печатные игры
  10. Настольные строители и конструкторы

Сектор уединения Интегрируемые образовательные области : « Речевое развитие»  , «Познавательное развитие»

  1. Книжный уголок
  2. Уголок природы
  3. Уголок отдыха

Таким образом, предметно - пространственная среда в группе  является здоровьесберегающей и полностью соответствует требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"

 Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая ср...

Статья "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".

Здоровьесберегающее пространство в группе ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....

Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС

Здоровье выступает основой жизнедеятельности человека, представляет собой сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты.По мнен...

Статья на тему: "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"

Статья на тему: «Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС»...

Статья :"СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС"

Статья :"СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ  ФГОС"...

Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДОО

Сатья про создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДОО...