Мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"
методическая разработка на тему

Выступление+мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystupleniemaster-klass.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Саранск

Департамент по социальной политике

Управление образования

Мастер-класс для педагогов:

«Плоскостное моделирование – как средство развития творческого мышления дошкольников»

                                                                                   

                                                                         

                               

                                                                                    Подготовила и провела:

             Сермина И.А.

             воспитатель I кв. категории

                                                                               МДОУ «Детский сад №55»

Саранск, 2017 год

«Танграм»

Об игре:

Танграм – это геометрическая головоломка, которая требует от детей самостоятельного поиска решения. Его ещё называют «геометрическим конструктором» или «головоломкой из картона».

 Считается более простой головоломкой.

 Танграм представляет собой квадрат, разрезанный на 7 разных частей.

Игра развивает:

- логическое мышление

- воображение (репродуктивное и творческое)

- восприятие формы

- внимание

- зрительно-моторную координацию

- глазомер

- выделение основных признаков объекта

Игра предназначена для детей с 3 лет.

С чего начать?

Первый этап.

   Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

   Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

   Для малышей 3-4 лет достаточно сложным заданием будет положить фигурки «Танграма» на готовый образец. При этом детям нужно будет сопоставить размер и форму фигурок, найти правильное положение, да и точно разместить фигурку на основе-подсказке не так то просто, как кажется. После того, как дети справляются с заданиями, можно предложить вариант игры посложнее.

   Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

Второй этап.

   Через несколько занятий и игр с «Танграмом», можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. Для детей 5-7 лет по силам будет складывать модели из фигурок «Танграма» уже рядом с карточкой-ответом. В этом случае, карточка может не соответствовать реальным размерам деталей «Танграма». Как только ребёнок легко будет справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из фигур.

Третий этап.

   Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 7 лет.

   Для детей от 7 лет «Танграм» становится игрой-головоломкой. Ребёнку можно предложить собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки. Дети смогут справиться с такой задачей, только если они уже раньше играли в более лёгкие варианты этой головоломки.

   Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать из других деталей…
Дальше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

   Это уже посложнее - фигуры человека бегущего и сидящего.

   Самые трудные фигуры в этой головоломке, прямоугольник и треугольник.

   «Танграм» можно использовать как часть любого интегрированного занятия, во время свободных игр и индивидуальных игр.

«Пентамино»

Об игре:

Игра предназначена для полезного общения родителей с детьми дошкольного и школьного возраста, групповых занятий с детьми, а также для интеллектуальной разминки взрослых.

Пентамино – это очень популярная игра и головоломка одновременно.

Это творческая игра, требует от ребёнка поисковой активности при выполнении нового.

Примечание. Игра «Пентамино» достаточно сложна, поэтому лучше использовать её после того, как ребёнок приобретёт опыт работы с другими, более простыми, головоломками, например, с «Танграмом».

Игра развивает:

- восприятие формы

- способность выделять фигуру из фона

- выделение основных признаков объекта

- глазомер

- аналитико-синтетические функции

- воображение (репродуктивное и творческое)

- зрительно-моторную координацию

- умение работать по правилам

Игра предназначена для детей с 5 лет.

Состав игры:

Игровой набор «Пентамино» состоит из 12 разных по форме, но равных по площади элементов. Каждый элемент состоит из пяти равных квадратов. При решении задач и головоломок фигурки можно вертеть и переворачивать.

Из элементов можно складывать различные фигуры, симметричные узоры, буквы алфавита, цифры.

С чего начать?

Первый этап.

   Основным правилом является то, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект элементы. Поскольку для ребёнка такая задача чаще всего оказывается непосильной, начинать освоение игры лучше с варианта использования головоломки в качестве геометрической мозаики. Или складывать их один в другой, а в получившейся собранной фигуре искать признаки сходства с животными или знакомым предметом.

Второй этап.

   Через некоторое время можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. Для дошкольников можно предложить изображение с показанным на нём расположением элементов головоломки. Можно предложить собрать фигуру наложением на изображении или рядом с изображением выложить фигуру.

Третий этап.

   Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части. Рекомендуется предлагать детям с 7 лет.

   Детям можно предложить чистое контурное изображение, рядом с которым нарисованы необходимые для его построения элементы головоломки. Дети постарше могут попробовать собрать изображение наложением на чистый контур, не пользуясь этой подсказкой. (Или, отобрав из комплекта нужные элементы по подсказке, собрать фигуру рядом с её изображением.) Нарисованную «подсказку» можно закрыть листом бумаги.

   Самым сложным является собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению. В данной игре ребёнок-дошкольник с подобным заданием, скорее всего, не справится. Но собрать картинку по уменьшенному изображению с прорисовкой деталей - сможет.

   Самый трудный этап – уложить фигуры «Пентамино» в прямоугольник. (Существует 2 339 различных способов)

   «Пентамино» можно использовать только во время свободных игр и индивидуальных игр, так как эта головоломка является достаточно сложной и требует некоторое время для решения поставленной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников».

В проекте представлен материал по работе  кружка " Умелые ручки".Цель проекта:Создание условий для развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности, с использованием метод...

Мастер-класс на тему: «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс на тему:«Логико-математические игры, как средство  развития логического мышления у дошкольников»...

Мастер-класс для родителей "Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творческих способностей младших дошкольников"

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творческих способностей младших дошкольников»...

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольника»

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольника»...

Мастер-класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей на тему:«Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»...

Мастер – класс для воспитателей «Логико-математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер - класс для воспитателей "Логико - математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников"...

Мастер класс для педагогов "Системный оператор одно из средств развития инженерного мышления дошкольников"

Мастер класс составлен для ознакомления  педагогов ДОУ с методом ТРИЗ технологии "Системный оператор"...