Интеллектуальная игра для педагогов «Знатоки русского языка»
методическая разработка на тему

Игра направленана на повышение профессиональных компетенций педагогов ДОУ по русскому языку. Педагогам предлагается разделиться на команды при помощи жеребьевки и ответить на вопросы по фонетике, граматике, стилистике, правописанию. Команды по очереди выбирают шар с номером вопроса из мешка. Вопрос появляется на экране. После ответа на вопрос право выбора переходит к другой команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_dlya_pedagogo1.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для педагогов

«Знатоки русского языка»

Цель: развитие профессиональных компетенций педагогов.

Средства: шары 4 цветов, шары с цифрами, мультимедийный проектор, экран.

Правила игры:

        Педагогам предлагается разделиться на команды при помощи жеребьевки. Каждый из мешка достает шар, имеющий определенный цвет. Педагоги с одинаковыми по цвету шарами создают команду. Педагоги, вытянувшие белый шар становятся членами жюри.

        Педагогам предлагается ответить на вопросы, зашифрованные под номерами (на экране табло). Команды по очереди выбирают шар с номером вопроса из мешка. Вопрос появляется на экране. После ответа на вопрос право выбора переходит к другой команде.

Критерии оценки:

За правильный и полный ответ команде начисляется 1 балл. Жюри может добавить 1 балл за оригинальность ответа, творческий подход, сложность вопроса. Выбирается 1 команда, набравшая наибольшее количество баллов – Победитель.

Ход игры:

        Ведущий приветствует участников игры, объявляет тему, объясняет правила, проводит жеребьевку и разминку.

        После ответа на 8 вопросов с педагогами проводится шуточная физкультминутка.

Разминка «Вопрос-ответ»

Ответьте на вопросы:

  • Что такое звуки?
  • Что такое буквы?
  • Сколько в русском языке гласных звуков?
  • Сколько в русском языке согласных звуков?
  • Какие звуки всегда твердые?
  • Какие звуки всегда мягкие?
  • Назовите формы речи?

Угадайте современное значение старославянских слов:

КРУЖЛЯВЫЙ – прыщавый, кудрявый, веснушчатый

УВАРАХТАТЬСЯ – испачкаться, укутаться, заблудиться

ОСТОЛОПИТЬСЯ – сердиться, упрямиться, растеряться

ВСТРЕСНУТЬСЯ – влюбиться, спохватиться, встряхнуться

ЕЛДАЕЧКИ – пшеничные лепешки, старинные женские украшения, качели

Вопросы интеллектуальной игры

        На экране появляется табло с зашифрованными вопросами:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Культура речи (фонетика, грамматика)

  1. Правильно расставьте ударение в словах: торты, ходатайство, сливовый пирог, иконопись, каталог, красивее, жалюзи, алфавит, банты, звонит.
  2. Выберите правильный вариант: 1. У (их, ихнего) сына новая машина. 2. Мы жили в (их, ихнем) доме две недели. 3. Они узнали новость позже от (её, неё). 4. Ты же старше (него, его), поэтому тебе легче решить задачу. 5. (Помаши, помахай) мне на прощание. 6. Прыгают, кричат (машут, махают) руками. 7. Купить килограмма полтора (мандаринов, мандарин). 8. Мама купила шесть пар (носков, носок). 9. Я не знаток (басен, басней) Эзопа. 10. «Айвенго» - роман Вальтера (Скотт, Скотта).
  3. Выберите правильный вариант: 1. фенОмен или феномЕн. 2. бАрмен или бармЕн. 3. На мой день рождения или на моё день рождения. 4. Одеть платье или надеть платье. 5. Который час или сколько времени.
  4. Выберите правильный вариант: 1. Обусловливать, обуславливать, обусловливать=обуславливать. 2. Обезболивать, обезбаливать. 3. Имплантант, имплонтант, имплантат. 4. Круглое отверстие на кухонной плите: комфорка, конфорка, камфорка. 5. Ароматерапия, аромотерапия.

Развитие связной речи

  1. Игра «Веселый поэт» Придумать чистоговорки, начинающиеся с та-та-та, ту-ту-ту, ас-ас-ас, со-со-со…
  2. Игра «Подбери слова» (по очереди каждый член команды, не повторяясь). Придумать как можно больше слов определений про ОСЕНЬ: Осень какая? Что делает осенний лист? Что можно делать с осенним листом?
  3. Игра «Скороговорка» Нужно произнести скороговорку с различной интонацией, передавая различное отношение к случившемуся: 1. Констатация факта 2. Сожаление 3. Радость 4. Злость 5. Удивление. 6. Разный логический смысл.
  4. Игра «Длинная история». Работа с карточками у доски. Первый игрок выкладывает на стол и придумывает предложения, в котором упоминается изображенный на карточке предмет, второй игрок выкладывает свою карточку и тоже составляет предложение, чтобы оно с предыдущим образовывало связный рассказ и т.д.

 

Правописание различных частей речи

  1. Исправьте самые распространенные ошибки в русскоязычных запросах в поиску яндекса: Однакласники, Тайланд, агенство, зделать, рассписание, скочать, поликлинника, офицальный, руский, программа.
  2. Правописание предлогов: ехать (на встречу, навстречу) товарищу. 2. Ехать (на встречу, навстречу) с товарищем. 3. Поговорить (на счет, насчет) экзаменов. 4. (не смотря, несмотря) на усталость, мы быстро все решили. 5. (в продолжении, в продолжение, впродолжении) книги вы узнаете много интересного.
  3. Выберите правильную форму числительного: 1. Человек со (ста, сто со стами) проблемами. 2. Не хватает 1252 учебников (тысячи двухсот пятидесяти двух, тысяча двести пятьдесят двух, тысячи двести пятьдесят двух, тысячи двести пятидесяти двух). 3. У меня нет 800 (восьмиста, восемьсот, восьмисот) евро. 4. Около 1500 эйро (около полтора тысячи, около полутора тысячи, около полуторы тысячи). 5. Радоваться 300 новым участникам (трёмстам, трёхстам, триста).
  4. Выберите правильный вариант: 1. (незакончившееся, не закончившееся) собрание. 2. (не навидимый, ненавидимый) всеми кот. 3. (непривыкшие, не привыкшие) к долгой работе руки. 4. Дрова (не напиленны, ненапилены, не напилены). 5. (не замерзающие, незамерзающие) зимой реки.

Культура речи (стилистика)

  1. Найдите ошибку, объясните и исправьте её: 1. Вечер, посвященный русскому языку, будет  проведен в субботу утром. 2. Ваши замечания я прослушал. 3. Глубоко за полдень мы отправились гулять. 3. Глубоко за полдень мы отправились гулять. 4. Перед нами была глухая стена. 5. Он уже распелся.
  2. Найдите ошибку, объясните и исправьте её: 1. Противник приближался все ближе. 2. В образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки. 3. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку. 4. Все были настроены на деловой настрой. 5. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, на аэропорт!»
  3. Исправьте ошибки: 1. Поднять тост. 2. Одержать успех. 3. Играть значение. 4. Дешёвые цены. 5. И вот наступил праздный день!
  4. Исправьте ошибки: 1. Мы помним и восхищаемся подвигами героев. 2. Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив. 3. Покатавшись на катке, у меня болят ноги. 4. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили. 5. А.С.Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Пока жюри подводит итоги, предлагаем еще поиграть:

Угадайте, о каком фразеологическом обороте идет речь

  1. Что предлагают держать шире человеку, чтобы он уже ни на что не надеялся? (рот, карман, сумку, кошелек)
  2. Что сжигают, когда хотят сказать, что сделан решительный шаг, после которого нельзя отступить, вернуться к прежнему? (мосты, яхты, квартиры, деньги)
  3. К чему предлагают человеку вернуться, если он отвлекся от основной темы? (к нашим баранам, к нашим коровам, к нашим свиньям)
  4. В древности, когда неграмотные люди хотели что-либо запомнить. Они носили с собой палочки и дощечки и делали на них всевозможные заметки и зарубки. Отсюда пошло выражение:… (заруби себе на носу, на доске, на память)
  5. Непрошенная помощь, услуга. Которая приносит больше вреда, чем пользы, называется: … (заячья услуга, лисья услуга, медвежья услуга)

В заключении Рефлексия:

«Продолжите фразу» (вытягивают на листочках начало фразы, которую нужно продолжить)

  • Мне понравилось…
  • Особенно интересно было…
  • Я получила удовольствие от…
  • Для меня было сложным…
  • Не совсем было понятно…
  • Возьму в работу…
  • Я сегодня поняла…
  • Я воспользуюсь приемом…
  • Сегодня меня раздражало…
  • Я получила информацию…

Награждение:

        Команда победитель награждается медалями.

Внутри команды педагоги выбирают самого активного педагога - «Знатока русского языка»

Оценочная таблица

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

Дополнительные баллы

ИТОГО

1 команда – Желтые

2 команда – Красные

3 команда - Зеленые

4 команда - Синие

Ответы:

Разминка: кудрявый, испачкаться, растеряться, спохватиться, пшеничные лепешки

Вопросы:

  1. тОрты, ходАтайство, слИвовый пирог, Иконопись, каталОг, красИвее, жалюзи, алфавИт, бАнты, звонИт.
  2. У их сына, мы жили в их, позже от нее, старше его, помаши мне, машут руками, полтора мандаринов, шесть пар носков, знаток басен Эзопа, роман Вальтера Скотта.
  3. фенОмен, бАрмен, на мой день рождения, надеть платье, который час
  4. обусловливать=обуславливать, обезбаливать, имплантат, конфорка, ароматерапия
  1. одноклассники, таиланд, агентство, сделать, расписание, скачать, поликлиника, официальный, русский, программа
  2. навстречу, на встречу с товарищем, насчет, несмотря на, в продолжении
  3. со ста проблемами, тысячи двухсот пятидесяти двух, восьмисот, около полутора тысяч, тремстам
  4. незакончившееся собрание, ненавидимый всеми кот, не привыкшие к долгой работе, дрова не напилены, не замерзающие зимой
  5. мероприятие, посвященное русскому языку, будет проведено в субботу утром. Ваши замечания я выслушал. После обеда мы отправились гулять. Перед нами была стена. Непонятно: или он начал петь, увлекся, или, пропев некоторое время, начал петь свободно.
  6. Противник приближался, … показал бессовестного человека, который всех обманывает и берет взятки. Я налил ежу молока в блюдце и положил его в коробку. Все были настроены по-деловому. В аэропорт.
  7. Произнести тост, одержать победу или иметь успех, играть роль и иметь значение, дешевые товары и низкие цены, праздничный день, праздный образ жизни.
  8. Мы помним героев и восхищаемся их подвигами. Не только, но и … Покатавшись на катке, я почувствовал боль в ногах. А затем, готовясь к экзаменам, он стал совсем другим. А.Пушкин пишет, что чувства добрые он лирой пробуждал.

Список литературы.

1. Арушанова А.Г. “Речь и речевое общение детей 3-7 лет”

2. Алябьева Е.А. “Развитие воображения и речи детей 4-7 лет”

3. Гризик И. В. “Обучение детей описанию предметов”

4. Конина М.М. “Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста”

5. Короткова Э.П. “Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста”

6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. “Учите, играя”

7. Ушакова О.С. “Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин”

8. Ушакова О.С. “Методика развития речи детей дошкольного возраста”

9. Швайко Г.С. “Игры и игровые упражнения по развитию речи”

10. Фразеологический словарь русского языка.

11.Опыт работы: учениц 9 класса Лиепайской средней школы №8 Купряшова Алина и Любицкая Виктория.

Подготовила ст. воспитатель МБДОУ № 1 Борискова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловые игры для воспитателей "Неповторимый русский язык", "Словесная мозаика"

Деловая  игра проводится для совершенствования  педагогической  компетентности воспитателей, закрепления  знаний и умений педагогов в работе по использованию  методов и ...

Интеллектуальная игра для педагогов «Знатоки проектного метода»

Целью интелектуальной игры для педагогов «Знатоки проектного метода» является - закрепить знания воспитателей о применении проектного метода в образовательной деятельности....

Мини-игра для педагогов "Знатоки русской речи"

Мини-игра для педагогов на знание правил русского языка...

Пальчиковые игры на английском и русском языках с использованием массажных шариков «Су-Джок» и «Гонзиков»

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорн...

«Дидактические игры в обучении детей русскому языку»

Выступление на общеродительском собрании по теме: «Дидактические игры в обучении детей русскому языку»...

Дидактическая игра на татарском и русском языках "Тылсымлы саннар" ("Волшебные числа")

Дидактическая игра предназначена для ФЭМП в старшей и подготовительной группах. Можно использовать материал для счёта и решения задач в пределах десяти, развития речи, ознакомления с окружающим миром....

Интеллектуальная игра для коллег « О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

Расширяем  круг знаний коллег на педсовете и  их компетентность в области русского народного творчества, обычаев и традиций древних славян....