Познавательно-исследовательская деятельность у дошкольников с использованием авторской тетради "Маленький исследователь" (А.И. Савенков)
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Елдова Евгения Валерьевна

     «Маленький исследователь» - это необычная авторская тетрадь, она создана специально для того, чтобы развивать детскую любознательность, учить ребёнка с удовольствием исследовать окружающий мир, добывать новые знания, самостоятельно и  оригинально мыслить.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г. Назарово – 2017 год Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края Познавательно-исследовательская деятельность у дошкольников с использованием авторской тетради «Маленький исследователь» (А.И. Савенков) Елдова Е.В. - воспитатель высшей квалификационной категории.

Слайд 2

В связи с введением ФГОС определено новое направление в развитии детей: формирование универсальных предпосылок учебной деятельности. ПРОБЛЕМА ЗАДАЧА: Организация познавательно – исследовательской деятельности для формирования предпосылок учебной деятельности с использованием авторской тетради.

Слайд 3

РЕЗУЛЬТАТЫ инновационной деятельности с детьми подготовительной группы в процессе подготовки к школе Параметры Критерии Начало исследов. Заключит. этап Февраль2016 Май 2017 Сформированность умения видеть проблему и выдвигать гипотезы -умеет видеть проблему и ставить вопросы; -умеет доказывать и делать выводы; -умеет высказывать предположения и строить планы по их проверке; - умеет давать определения понятиям 52% 48% 42% 54% 74% 72% 68% 80% Сформированность умения экспериментировать -умеет осуществлять поиск информации, материалов необходимых для исследований по определенной тематике; -умеет обрабатывать собранный материал 48% 46% 86% 80% Сформированность умения публичного выступления -умеет представить доклад; -умеет анализировать информацию; -умеет общаться со сверстниками и взрослыми 32% 40% 96% 52% 62% 100%

Слайд 4

Авторская тетрадь «Маленький исследователь»

Слайд 5

Поиск информации в литературе

Слайд 6

Обсуждение темы

Слайд 7

Классификация

Слайд 8

Наблюдение

Слайд 9

Проведение опыта

Слайд 10

Центр «Почемучка»

Слайд 11

Работа детей в центре познавательно-исследовательской деятельности



Предварительный просмотр:

  1. Организуя познавательно-исследовательскую деятельность у дошкольников с использованием рабочих тетрадей «Маленький исследователь» мы обеспечивали преемственность детского сада и школы в процессе формирования предпосылок учебной деятельности.
  2.  «Маленький исследователь» - это необычная авторская тетрадь, она создана специально для того, чтобы развивать детскую любознательность, учить ребёнка с удовольствием исследовать окружающий мир, добывать новые знания, самостоятельно и  оригинально мыслить.

Кроме того, дети учатся самостоятельно выполнять элементарные поручения, обращаться за помощью, в диалоге умеют услышать и понять вопрос, выполнить его инструкции умениями работать по правилу и по образцу. Проявляет интерес к разным источникам.

  1. Начиная работать с данной тетрадью мы провели беседу с детьми:

Спросили у детей, есть ли у них желание стать исследователями? И в этом нам поможет тетрадь, которая появилась у нас в уголке. Все вместе рассмотрели тетрадь и каждый ребёнок озвучил,то что его интересует и выбрали тему для исследования.

  1. Мы выстраивали работу с учетом рекомендаций книги.

 Как выбрали тему исследования?

Дети  выбирали  тему которая привлекала, увлекала и интересовала их. Эта работа возможна только на добровольной основе, навязанная тема эффекта не даёт!

- При выборе темы обращали внимание, чтобы она приносила пользу ребёнку, чтобы ребёнок получал знания, умения и навыки.

- Темы были оригинальные, необычные, неожиданные.

-Исследовательская работа  проводилась  ребёнком совместно  со взрослым, поэтому тема  вызывала  интерес  у обоих участников. (работая совместно с ребёнком мы получали  знания вместе с ним).

-Исследуемая тема соответствовала  возрастным  особенностям детей.

- и конечно мы  сопоставляли  желания и возможности ( есть ли специальная литература, средства и материалы, если  не возможно собрать нужные данные по той или иной теме, то это будет поверхностное решение проблемы и пустословие!

5.  Гипотеза исследования

Одно из главных умений исследователя-умение выдвигать гипотезы, предположения. Гипотеза-это предположительный ответ, на предложенный проблемный вопрос. Мы  научили  вырабатывать детей  гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», поэтому нам годились простые, даже фантастические гипотезы. Гипотезы дали  нам увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с разных сторон. Дети высказывали предположения, догадки зарисовывали их в тетради.

  1. Как провести исследование ( для взрослых)

Используем карточки! ( подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, посмотреть кино и телефильмы, обратиться к компьютеру, спросить у людей, провести эксперимент), И по предложенному плану мы сможем находить новые знания.

Например: Хочешь узнать о голубях и их поведении. Можно использовать все вышеназванные методы ( самостоятельно подумать, посмотреть телефильм, поискать информацию в интернете, книгах, провести эксперименты и т.д

Пример №2: Исследовать проблему земли от астероидов. Понаблюдать и экспериментировать – не удастся! В этом случае, чтение литературы, интернет, фильмы, беседы со специалистами.

6. А сейчас я расскажуо каждом методе использования проведения исследования   (карточки)

1. « Подумать самостоятельно»

Исследование начнали с размышлений, вопросов.

Например: Тема исследования про собак Собаки бывают большие и маленькие  ребёнок зарисовывал схематично в тетради, гладкошёрстные и лохматые, злые, добрые, домашние сторожевые, идея зафиксирована. Обращали внимание в конце на то, что бы дети после своих умозаключений, рассуждений получили вывод, что они поняли для себя!

2 « Посмотреть в книгах»

Так как дошкольники не умеют читать, но есть мы воспитатели, всегда поможем  ребёнку. У себя в группе мы подобрали информационные энциклопедии с иллюстрациями, которые читали и рассматривали вместе с детьми. Самое главное при рассматривании и чтении извлекали максимум новой информации. Дети также всё зарисовывали, схематично, что узнали нового!

3 «Посмотреть в кино»

Подобрали современные, научные, учебные фильмы и  просматривали их , не только как способ провести время, но и как средство исследования какой-либо проблемы.  Учили детей извлекать информацию из телевидения, фиксировать её и записывать.

4 « Обратиться к компьютеру»

Компьютер верный помощник исследователя. У многих взрослых предубеждение что не следует ребёнка ориентировать на работу с компьтером, это не верно! Интернет – это бесконечный источник информации. (10- 15 мин. 2 раза в неделю) Всё что узнали записали , зарисовали.

 Спрашивали у других людей, родителей. Показали детям, что можно много узнать интересной  информации от других людей, если просто расспрашивать их  о чём исследуешь. Представили ребёнку возможность самому поговорить с разными людьми. Проводили экскурсии. Подготовили его к таким беседам.

5. Понаблюдать

Интересный способ получения знаний- наблюдение. Для того чтобы узнать что-то новое, можно понаблюдать за предметом исследования. Обьяснили, что много средств и приспособлений для наблюдения, но главным средством наблюдения остаются наши глаза.Наблюдая ребёнок  точно фиксировал полученные результаты в тетрадь. Анализ этих результатов и открывал путь к обобщению.

 6 Провести эксперимент

Слово эксперимент означает проба, опыт. Это главный метод познания в большенстве наук. Создавали ребёнку условия для экспериментирования. Дошкольники проводили опыты с магнитом и металлами, с водой красками, строили правильные умозаключения исходя из результатов экспериментов.

Подготовка к защите

Когда были собраны все сведения, проведены наблюдения,эксперименты, подготовлены выводы, только тогда дети делились своими знаниями с другими! В торжественной обстановке  докладывали о результатах своих исследований, кто-то представлял доклад в виде рисунков, кто-то в форме доклада, рассказа, все результаты исследования дети не просто докладывали, а защищали их!  

От чего зависит успех!!!

Подвели детей к тому  чтобы они следовали простым правилам: Не ограничивали себя, познавали всё , что их окружает Не делали поспешных выводов, не боялись совершать ошибки и были смелыми в принятии, решений. Приняв решение действовали уверенно и без сомнений. И  у них было желание добиться хороших результатов! Мы выбрали для себя следующие направления исследований: живая природа, человек, общество, земля, культура, техника.

Сосредоточились и вложили в исследование всю свою энергию и добились хороших результатов.

Результаты:

В дальнейшем, в школе благодаря тетради А.И.Савенкова «Маленький исследователь» дети смогут успешно пройти адаптацию в школе, т.к. в школе дети продолжают работать в познавательно-исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой

Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»

Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...

Опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

Горохова Ирина ВладимировнаГод рождения: 1987год.Образование: высшее, Шадринский государственный педагогический институт , 2011г.Квалификационная категория: соответствие, 2013гМесто работы: МАДО...