Пояснительная записка к компьютерной презентации «Методический семинар»
методическая разработка на тему

Золотова Виктория Юрьевна

Использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

 

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад «Родничок» г. Кондрово

     Пояснительная записка к компьютерной презентации

«Методический семинар»

Золотова Виктория Юрьевна

Воспитатель

        2017

Использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

Актуальность.
В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением в системе общего образования подрастающего поколения,  в том числе дошкольников, т.к. в этот период начинается формирование  экологической культуры человека.

Термины «экологическое воспитание» и «экологическое образование» стали обычными в лексиконе педагогов ДОО. В то же время многие возможности формирования отношений детей с природой не реализуются

Одна из задач, поставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, звучит так: « развитие эмоционально-ценностного восприятия … мира, природы». Эта задача реализуется в рамках экологического образования. Эмоционально-ценностное отношение невозможно при наличии у детей представлений о природе как о чем- то ценном, т.е. здесь должны присутствовать элементы экологического обучения. [1].

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве, возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими исследованиями: С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой,  П.Г.  Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой, А.С. Миронова. [5].

Различия в подходах исследователей делают затруднительным формирование единого понимания процессов становления у ребенка дошкольного возраста экологических представлений. Педагоги ищут новые формы, средства и методы экологического образования.

Для дошкольников ведущей деятельностью является игра. В настоящее время в практике работы ДОО широкое распространение получили экологические игры. Усвоение знаний о природе при помощи игр, вызывающей переживание, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием.

Чтобы правильно строить работу по формированию экологических представлений за основу были взяты следующие документы:

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 №1155
  • Профессиональный стандарт педагога от 18.10.2013 №544-н
  • Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» г. Кондрово

Цель работы: изучить влияние  экологизированных игр на процесс экологического образования дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить значение игры в процессе экологического образования.
  2. Формировать  у детей первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
  3. Развитие способностей детей к познанию мира природы.
  4. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
  5. Воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Под экологическим образованием детей дошкольного возраста понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

 Комплекс взаимосвязанных задач в области экологического обучения, воспитания и развития ребенка включает в себя:

– формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

– развитие познавательного интереса к миру природы;

– формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

– воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

– формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

– формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

– освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

– формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

– формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. [4].

Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников

        В настоящее время ведется поиск активных форм, методов, технологий экологического образования дошкольников. Большое значение имеет игра,  выполняющая мотивационную, обучающую, развивающую, воспитательную, коммуникативную и другие функции.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру.

Игры с экологической направленностью

Игры с правилами имеют готовое содержание, четко сформулированные правила с заранее установленной последовательностью действий. В некоторых таких играх имеется сюжет, в них разыгрывается роль. Среди игр с правилами следует особо выделить народные, передающиеся из поколения в поколение. Есть игры народные, которые связаны с главным занятием славян-земледельцев: «Уж мы просо сеяли», «Жнец», «Мак», «Огород». В некоторых играх отражаются игровые действия: «Пастух и стадо», «Лошадки». С помощью дидактических игр воспитатель уточняет, закрепляет, расширяет имеющиеся представления детей о предметах и явлениях природы. Игры позволяют детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают положительное эмоциональное отношение к природе. Особое место отводится играм, содержание которых позволяет ребенку установить существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями природы («Лисы и зайцы», «Что сначала, что потом?»); средой обитания и особенностями питания («У кого какие зубы?», «Накорми животных»); между средой обитания и поведением животных («Угадай, какой я зверь», «Где я живу – не скажу, отгадай, я покажу»); экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям определенной среды («Хищные насекомые», «Загадочная тропинка», «Чей след?»).

Дидактические игры имеют различную классификацию. Так, Е.И. Удальцова, А.К. Бондаренко  классифицируют игры по характеру используемого материала на предметно-манипулятивные, настольно-печатные и словесные. Предметно-манипулятивные игры проводятся с использованием различных предметов природы (листьев, семян, цветов, фруктов, овощей, камешков и т.д.). В качестве примера таких игр можно назвать следующие: «Путаница», «Вершки и корешки», «Угадай на вкус», «Коллекционер впечатлений», «Ящик ощущений»,

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок» и др.).В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания дошкольников о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры должны иметь словесное сопровождение, которое может предварять восприятие картинки, либо сочетаться с

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Они не требуют специального оборудования. Проводятся для закрепления у дошкольников знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх представления о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Что это за птица?», «Кто летает, бегает и прыгает?», «Когда это бывает» и др.

Сюжетные игры – те игры, в которых действия, согласно ее  правилам, выполняются соответствующими участниками (исполняют роли), а содержание отражает определенный сюжет. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации. Например: «Магазин цветов», «Консервный завод». Основные природные материалы, которые предлагает использовать В.А. Дрязгунова в играх – это овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения. Овощи и фрукты привлекают детей, прежде всего, своей формой, окраской, вкусом, запахом. Так как многие овощи и фрукты сохраняются в течение всего года, с ними можно проводить разнообразные игры во всех возрастных группах независимо от сезона. Комнатные растения удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти половину года в нашей стране деревья и кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остаются зелеными постоянно, а некоторые цветут даже зимой. [7].

Следующим видом игр с правилами являются подвижные игры экологического содержания («Волки и овцы», «Комары и лягушки», «Пищевая пирамида» и др.), которые носят имитационный характер.

Творческие игры с экологическим содержанием имеют большое значение для развития детей [5]. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий, наблюдений, чтения природоведческой литературы. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Сюжетно-ролевые игры основаны на моделировании содержания экологической деятельности («Экскурсия по зоопарку», «Магазин цветов», «Экологическое путешествие», «В гостях у Лесовичка» и др. Сюжетно-ролевые игры учат решать экологические проблемы через понимание и сотрудничество, поощрение личного участия и личной ответственности; развивают образную память и воображение как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия. Сюжет и атрибутику ролевой игры могут иметь театрализованные экологические праздники, конструкторские игры, труд детей в природе

В исследованиях И.А. Комаровой, С.Н. Николаевой отмечается, что некоторые элементы сюжетно-ролевой игры можно использовать в экологическом образовании. Данные авторы называют их игровыми обучающими ситуациями (ИОС) и выделяют несколько их видов [3].

Первый вид – ИОС с игрушками-аналогами. Игрушечных аналогов животных много – это мягкие, резиновые, деревянные, пластмассовые и др. Аналоги растений – это пластиковые елочки, пальмы, цветы, муляжи овощей, фруктов и др. Действуя с данными игрушками, ребенок постепенно получает отчетливые представления о специфических особенностях того или иного живого организма на основе ряда существенных признаков. Второй вид – ИОС с литературными персонажами, биография которых связана с природой. В перечне произведений для детей, предложенных в программах воспитания, их много – это «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Приключения Чиполино» и др. Третий тип – ИОС-путешествия. Путешествие в данном случае – это собирательное название различного рода игр во время посещения выставок, зоопарка, салона природы, экскурсии, походы и экспедиции.

Одним из видов ролевых игр, интересных для детей дошкольного возраста, являются театрализованные игры, основанные на литературных произведениях. Эти своеобразные спектакли привлекают ребят возможностью поиграть, нарядиться в необычные костюмы, подвигаться под музыку.

Строительно-конструктивные игры («Экологический конструктор», «Экологические кубики», «Мастерская Лесовичка», «Экоград» и др.) связаны с моделированием, художественным творчеством, ручным трудом и предусматривают создание каких-либо предметов (моделей). У детей формируются представления об освоении новых территорий, проектировании городов, машин в соответствии с природоохранными требования

В соответствии с поставленными задачами дальнейшая работа включала три этапа.

  1.  Определение исходного уровня экологических представлений у детей.
  2.  Создание системы работы с использованием игр для формирования экологических представлений.
  3.  Проведение контрольной диагностики уровня сформированности экологических представлений у детей.

Для определения исходного уровня экологических представлений использовалась диагностика по методике С.Н. Николаевой

Выводы по первичной диагностике:

Высокий уровень -10% , средний уровень -  40% , низкий уровень- 50%.

Анализируя результаты проведенной диагностики можно сделать вывод: у детей преобладает низкий уровень экологических представлений. Знания бессистемные, отрывочные. Дети допускают ошибки в названии представителей животного мира. Не соотносят представителей животного мира со средой обитания. Многие дети с трудом выделяют объекты живой и неживой природы.

Работа началась с пополнения развивающей предметно-пространственной среды

 «Центра природы» различными настольно печатными играми. В которых бы четко просматривалась экологическая направленность это:

- приспособленность растений и животных к среде обитания;

- взаимосвязь объектов природы;

- охраняемые объекты;

-положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

Для проведения самостоятельных игр приобретены фигурки животных, грибов; изготовлены гербарии растений, коллекции плодов, семян, минералов. Созданы макеты природных сообществ и природных зон. Для организации экологической деятельности детей используется не только «Центр природы», но и территорию ДОО. Здесь располагаются различные объекты: «Тенистый уголок», «Птичья столовая», «Зеленая аптека», «Цветник». Например на объекте «Птичья столовая» воспитанники знакомятся с жизнью птиц родного края, в разные времена года, их повадками. Учим детей заботиться о птицах, а так же играем в игры «Узнай по голосу», «Кому что нужно», «Перелет птиц». На объекте «Зеленая аптека» дети узнают о лекарственных растениях (ромашка, подорожник, мята,  одуванчик и др.), наблюдаю за их жизнью, сравнивают, собирают семена. Для закрепления полученных знаний проводим игры «Мы растения», «Чем полезна», «Угадай что лечит?». Объект «Хвойники», на нем дети учатся выделять отличительные признаки хвойных растений, проводят сравнения хвойных и лиственных деревьев. У детей формируются представления о значении деревьев в жизни человека. Играют в игры «Мы деревца», «С какого дерева листок», «К названному дереву беги» «Следопыты», «Кто с кем дружит».

Важное значение,  для экологического образования детей имеет цветник на нашем участке. На нем мы выращиваем с детьми,  неприхотливые растения: календулу, бархатцы, сельвою, астры). Используя эти растения, показываем, как видоизменяется вид растения, под воздействием человека. Какая часть растения подвергается изменению. Играем в игры «Что цветет?», «Узнай по части», «Узнай по запаху»

«Песочная мозаика» это площадка с песком обрамленная рамкой. Для создания в ней композиций дети используют камни, ветки, шишки, семена и плоды. Часть материала для песочной мозаики дети собирают самостоятельно или на прогулках вместе с родителями. При этом неукоснительно соблюдается правило, для панно можно использовать только упавшие ветки, шишки, листья.

Возле объектов размещены различные природоохранные знаки. Они помогают изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждают к фантазии и творчеству, вызывают желание вносить посильный вклад в охрану природы.

Разнообразное, умелое использование природных элементов позволяет даже на небольших территориях ДОО представить максимум возможностей для игр  и занятий детей в природе.

Важным элементом экологического образования являются прогулки с детьми. Мы традиционно включаем в прогулки наблюдения с воспитанниками за явлениями природы. Растительным и животным миром, неживой природой. Цель экологических наблюдений – сформировать представление  о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. При наблюдении за растениями обращаем внимание на следующие факторы: название, классификация, внешний вид, условия, необходимые для роста и развития, среда обитания, значение растения в жизни человека. В наблюдениях за животными выясняли следующее: название, внешний вид, классификация, способ передвижения, способ добывания пищи, среда обитания, значение в природе и жизни человека. При проведении прогулок мы используем комплекс карточек развивающих прогулок, систематизированных с учетом сезонов и тематики ознакомления дошкольников с природой. Наблюдения, двигательную деятельность, трудовую объединяем с игровой деятельностью.

Наряду с традиционными прогулками проводим   две-три прогулки – походы. Прогулка-поход в местный краеведческий музей. Дети знакомились с животными и растениями края. Экскурсоводы провели с детьми викторину по данной теме.

Интересная, познавательная игра состоялась в городской библиотеке по теме «По страницам книг писателя-натуралиста В. Бианки или Е. Чарушина». Включены разнообразные игры в тематический день

Для закрепления в сознании детей норм и правил поведения в природе, обсуждали и проигрывали с детьми следующие ситуации:

  • Дети нарвали большой букет ромашек, а воспитатель на них рассердился. Почему?
  • Дети принесли в группу маленького птенца. Что ты скажешь им?
  • Ягоды по одной собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?

Важное значение придаем организации непосредственно образовательной деятельности с использованием игровых обучающих ситуаций  с экологической направленностью. Часто игровые образовательные ситуации строили на основе героев литературных произведений: «Чиполино знакомит детей с овощами», «Старичок-Лесовичок учит отличать ядовитые грибы от съедобных», «Пчела Майя ведет детей на цветущий луг». В игровой форме проведена НОД где дети знакомились с природными зонами

Чтение художественной литературы экологического содержания так же сочетаем с игровой деятельностью. В рамках программы детей знакомили со сказками В. Бианки, рассказами М. Пришвина, И. Акимушкина. В соответствии с технологией работы после чтения и беседы дети отражают свои впечатления в играх. Обыгрывают эпизоды и поступки героев. Например, после чтения книжки «Теремок» В. Бианки, была организована театрализация этой сказки. Изготовили атрибуты, знакомились с внешним видом и повадками дятла, скворца, сыча, белки, куницы, медведя. В игровой форме далось показать детям сложный для восприятия материал о взаимосвязях в природе. В рассказе М. Пришвина «Птицы под снегом» также представлен материал экологического содержания. Описывается образ жизни, приспособление к среде, зимующих птиц: рябчика, тетерева, серой куропатки; показана роль снега (тепло, пища, убежище); пищевые связи (хищные птицы). После чтения провели дидактические игры «Зимующие и перелетные птицы» «Корм для птиц».

С целью определения эффективности проделанной работы по использованию игры в экологическом образовании дошкольника, была проведена контрольная диагностика.

После констатирующей диагностики можно сделать следующие выводы высокий уровень составил  - 27 %, средний -58   %, низкий -15 %

Вывод: уровень экологических представлений детей повысился:

- заметно изменилось отношение детей к объектам природы, вместо простого созерцания, любования и потребительского отношения, дети стали проявлять заботу об объектах природы. Это сказалось на их отношении к трудовой деятельности, они стали охотнее выполнять различные поручения в уголке природы, цветнике.

- дети стали более внимательные, наблюдая за жизнью растений и животных, она стали замечать признаки приспособленности их к среде обитания.

- пополнились знания детей об охраняемых объектах, о природоохранной деятельности взрослых.

- в различных видах игр более точно стали передавать повадки животных, демонстрируют знания биологических профессий.

        Однако стали видны те недочеты в работе, над которыми, нам предстоит работать в дальнейшем:

- усиливать игровую мотивацию при организации различных видов деятельности в экологическом образовании;

- экологические представления закреплять в играх-опытах

- более тщательно относится к подбору игр с экологическим содержанием и их планированию.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  2. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие — Ярославль: Академия развития: 2003. — 112 с.
  3. Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. 1992.-65 с. Бондаренко А. «Дидактические игры в детском саду», М.,1991.
  4. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека.// Дошкольное воспитание,-2002,-№ 4,-С.2
  5.  Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа . – М.: Гном, 2013.
  6. Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - М.:Сервисшкола,2007..
  7. Саморукова П. Как знакомить дошкольников с природой. — М.: Просвещение 1983.-25 с. Сосновская Е. Методика ознакомления с природой.- М: Приор-издат.2005-208с.
  8. Усова А. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. Запорожца.- М.: Просвещение,1980.-237


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Компьютерная презентация методической разработки на тему «Развитие способности к сопереживанию, сочувствию и общению с живыми и неживыми объектами при формировании интереса к миру природы»

Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, воспитание интереса к природному миру: живой и неживой природе – основная задача экологического и социального...

Пояснительная записка к конкурсному заданию " МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР"

Слайдовая призентация https://cloud.mail.ru/public/HgyX/S1fHGB1EN...

Пояснительная записка к методическому семинару "Педагогические технологии в образовательном пространстве в ДОУ"

Пояснительная записка к методическому семинару "Педагогические технологии в образовательном пространстве в ДОУ"...

Презентация методического семинара на конкурс "Воспитатель года" 2017.

Опыт работы учителя -  логопеда  "Развивающие дидактические игры"...