Пояснительная записка к методическому семинару "Использование ИКТ в образовательной области "Речевое развитие" в соответствии с требованиями ФГОС
статья на тему

Татьяна Викторовна Данилова

Пояснительная записка к методическому семинару для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методическому семинару

«Использование ИКТ в образовательной области «Речевое развитие»

в соответствии с требованиями ФГОС»

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день,

а на завтрашний день детского развития.

Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития.

Л.С.Выготский.

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Цель моей деятельности - раскрыть влияние ИКТ на речевое развитие детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ позволяет мне наиболее эффективно решать задачи речевого развития (в ФГОС ДО):

1.овладение речью как средством общения и культуры;

2.обогащение активного словаря;

3.развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4.развитие речевого творчества.        

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является речевое развитие у дошкольников.  Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. 

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др.  

                                                                                                                                    

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно,существенно меняет практику повседневной жизни. Мне,педагогу — дошкольнику следует адаптироваться к новому информационному веку. В нашей стране компьютеры используются в образовании уже очень давно. Постепенно использование ИКТ входит в систему дошкольного образования. Использование компьютера открывает для меня неограниченные возможности, но все же применение его на занятиях осложнено тем, что отсутствует методика использования ИКТ в образовательном процессе, нет регламента программы. Педагогам приходиться самостоятельно разрабатывать методику работы с компьютерными технологиями.Но все же дальнейшее самообразование в данной сфере деятельности просто необходимо, ведь информационно- коммуникативные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса. В своей работе использую компьютер как средство:

*создания электронной библиотеки;

* электронного портфолио;

*копилки дидактических игр;

*создания презентаций для родителей и детей;

*проведения мониторинга.                 

 Мониторинг в программе Excel, куда вносятся результаты диагностики, позволяет обрабатывать результаты автоматически и не требует много временных затрат. Дает возможность длительного хранения и проведения сравнительного анализа на начало и конец учебного года.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка — дошкольника. Ведь именно от уровня развити речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и польноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из — за неразвитости речи, бедности словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по равитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях  в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным,привлекательным и по — настоящему современным. Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно — воспитательных целях в дошкольных учреждениях следует строить с учетом здоровьесберегающих технологий. Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.

В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую следующие варианты:        

    1.составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам;

    2.составление рассказов по серии сюжетных картинок;        

    3.для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук;

    4.рассказы по цепочке;        

    5.игры: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает».

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое колличество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.

Системная работа по использованию интегрированного обучения и информациооных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, почерпнуть новые знания.

Применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации.

Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.

Особое внимание в применении ИКТ на занятиях по развитию речи уделяется мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. В настоящее время выбор мультимедийных программ развивающего характера довольно обширен. Из всего многообразия хорошо зарекомендовали себя программы издательства «Новый диск», «Медиа Хауз», «Studio». Работа с данной программой предполагает многообразные формы деятельности детей. Это дает возможность сделать речевую деятельность вариативной (фонетическая, связная, монологическая).

Использование мною данного материала на занятиях по развитию речи способствует усвоению большего количества материала.

Для разнообразия и поддержания стабильного интереса, эффекта новизны дополняю занятия DVD дисками из серии «Чудо — малыш». Данные диски дополняю аудиодисками с записью текстов сказок, звуками предметного мира, мира природы, обучению построению предложений. Благодаря заданиям, предложенным данной серией дисков провожу большую словарную работу, работу над формированием грамматически правильной речи с использованием фрагментов иллюстраций.

Согласно перспективному планированию по программе «От рождения до школы» с учетом требований ФГОС я использую материал «Чудо — малыш» на занятиях как по развитию речи, так и и на занятиях по ознакомлению с художественной литературов. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране и они с большим желанием вливаются в работу на занятии.

Следует отдать должное мультимедийным презентациям, как одним из составляющих использования ИКТ.

Для большей эффективности строю презентации с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в нее включаю аннимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей НОД. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые стали прекрасными помощниками при проведении занятий. Грамотно подобранный материал позволяет отследить уровень знаний детей и спланировать дальнейшую работу. Овладевая навыками создания презентаций педагог постепенно входит в мир современных технологий, значительно меняется понимание роли компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания.

В процессе работы мною были составлены презентации с элементами игры «Ловкие пальчики», «Угадай, какая сказка», «Занимательные рассказы».

Большую роль в работе с использование новых информационных технологий играют компьютерные игры как новый вид развивающего обучения.В своей работе с дошкольниками по развитию речи использую компьютерные игр в серии «Логобург». Содержание этой продукции многообразно, перечислю наиболее часто используемые мной:

Задание « Какой, какая, какие» - пополнение словаря прилагательными.

Задание «Чей малыш» - образование уменьшительно — ласкательных слов.

Задание «Что сначала, что потом» - развитие умения перессказывать по серии сюжетных картинок.

Задание «Ау» - развитие силы голоса, интонационной выразительности речи.

Задание «Времена года», «Фрукты», «Овощи» - способствует лучшей усваимости определённых лексических тем НОД.

Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий - облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес к обучению.

Опыт организации воспитательно — образовательного процесса с использованием ИКТ на НОД по речевому развитию  способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интелектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Материал содержит основные принципы совместной работы педагогов и родителей в условиях новых стандартов (ФГОС) дошкольного образования....

«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...

Педагогический совет «Особенности построения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Цель педсовета: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.Форма проведения: деловая игра...

Современные технологии организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление "Применение игровых технологий в образовательном процессе во 2 мл. группе"...

ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образоват...

«Комплект учебно-методических материалов для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Задачи коррекционно-развивающей работыФормировать умения преодолевать трудности.Формировать умение, вести себя организованно, в соответствии с принятыми нормами и правилами в обществе.Развивать долгов...