Методический материал "Современные технологии воспитания и социализации обучающихся"
методическая разработка на тему

В течение многих лет происходит процесс реорганизации всей системы образования, что интенсифицирует новые поиски более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения.

Содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

На сегодняшний день данная тема остается актуальной еще и потому,  в последние годы увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети наиболее остро нуждаются в помощи, которая, благодаря современным технологиям воспитания, будет способствовать их социализации в обществе.

Стоит более подробно рассмотреть данную тему с учетом каждого этапа:

- что такое технология;

- что такое современные технологии воспитания;

- что такое современные технологии социализации.

Термин технология образован от двух латинских слов: «техне» - искусство, мастерство, ремесло; и «логос» - наука. Технология – это концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и результат внедрения научных достижений. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения.

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания:

·        Ориентировки (формирования представления о воспитательных целях).

·        Исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности).

·        Контроля и корректировки.

Новые технологии социализации ребенка–дошкольника позволяют эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность, т.е. те качества, которые необходимы не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Базой формирования социальных навыков у ребенка служит развитие у него саморегуляции поведения, как одной из центральных линий развития детей. Механизмами развития саморегуляции поведения детей в ДОУ являются:

·        Создание развивающей комфортной среды, единого пространства социализации и включение родителей в социально значимую для детей деятельность.

·        Трансляция всеми участниками образовательного процесса в ДОУ значимых образцов социального поведения.

·        Регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей.

·        Создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социаьно-значимую деятельность.

Как уже отмечалось выше, использование технологий воспитания и социализации эффективны и необходимы для детей с ОВЗ. Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.

У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации затруднен, так как эти дети имеют различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития и затрудняют им вести полноценную жизнь. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания. Поэтому ДОУ должно создать все необходимые условия для формирования и постоянного проявления социальной активности ребенка с особыми потребностями.

Чтобы эффективно помочь таким детям необходимо использовать современные технологии воспитания и социализации в совокупности с другими технологиями учитывая индивидуальные особенности каждого.

В развитии ребенка огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги отмечают огромные возможности игры для решения воспитательных задач.

В теорию игры значительный вклад внесла Н. К. Крупская. Подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста,- писала она, - игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего».

Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное  значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Длительные наблюдения за играми, изучение их содержания у детей разных народов и на различных исторических этапах общественного развития позволяют сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь людей, условия, в которых живет ребенок, его семья.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой деятельности должно соответствовать требованиям:

·        Выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей ребенка.

·        Предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи.

·        Объяснение игры – кратко, четко, только после возникновения интереса ребенка к игре.

·        Игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС.

·        Организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог активно проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

·        Развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении ребенка в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности.

·        Окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

В своей работе я широко использую игру не только с целью обучения детей, но и с целью их воспитания и социализации.  Влияя на поведение детей, их взаимоотношение друг с другом, с окружающими, учитывая их индивидуальные особенности, тенденции развития включаю в работу разные виды игр.

Виды игр и значение:

Сюжетно-ролевые игры

  • воспитывают у детей качества, свойственные будущим родителям, чуткость, способность к сопереживанию, умение замечать душевное состояние другого человека, заботиться о людях.
  • в игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Игра особенно напоминает по форме организации трудовой коллектив взрослых.
  • взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка.
  • учатся добровольно отказываться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится.

Дидактические игры

  • формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
  • воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

Подвижные игры

  • Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
  • развивают также быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и т. д. Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованности.
  • формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникающие конфликты.

Строительные игры

  • дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых. Строительные игры открывают широкие возможности для развития умственной, трудовой, нравственной сферы ребенка. Строительная игра заключает в себе большие педагогические возможности для развития нравственной сферы ребенка.
  • В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.
  • Ценные качества могут быть воспитаны у детей в процессе уборки строительного материала после игры: развитие у детей бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело. Эти воспитательные задачи не должны быть забыты в процессе педагогического руководства строительной игрой.

Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций делают увлекательным не только процесс образования, но и воспитания. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе. Действуя в игровой ситуации дети с ограниченными возможностями здоровья легче усваивают материал, осваивают правила поведения в обществе, учатся навыком самообслуживания и т.п.

 

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ с использованием игр

 

Цель:

ü научить детей дифференцировать правую и левую стороны на себе;

ü  научить детей дифференцировать право-лево в пространстве и на листе бумаги;

ü Повторить  понятия «вперед-назад».

Задачи:

ü учить определять части тела ориентируясь на левую и правую стороны;

ü учить определять пространственное положение «лево-право» на листе бумаги и в окружающем мире с опорой на левую и правую руки;

ü развивать внимание;

ü развивать умение последовательно выполнять инструкции;

ü развивать понимание лексико-грамматических конструкций, характеризующих пространственные отношения;

ü развивать пространственную лексику;

ü формировать навыки саморегуляции;

ü развивать графо-моторные навыки;

ü развивать мелкую моторику;

ü закрепить знания о цвете и форме.

 

Оборудование: цветные карандаши, лист бумаги с контурами фигур (круг, квадрат, круг), оранжевые резинки, игрушка-робот, интерактивная доска.

 

Ход занятия

В начале занятия каждому ребенку на левую руку надевается резинка оранжевого цвета. Воспитатель читает стишок и поднимает соответствующую руку вместе с детьми.

 

Браслет

На левую руку

 Надели браслет.

На правой руке

Браслета нет!

 

Воспитатель: Ребята, поднимите вверх руку с браслетом. Это какая рука?

Дети: Левая (правая).

Воспитатель: Да,  на левой руке красивый браслет. А теперь поднимем вверх руку без браслета. Какая это рука?

Дети: Правая (левая).

Воспитатель: Молодцы! Это правая рука.

 

1 Игра «Зеркало»

 

Дети стоят на ковре на расстоянии вытянутых рук.  Задача воспитателя показывать и выполнять задания вместе с детьми.

Задания:

  - левую руку поднимем вверх, а правой рукой закроем правый глаз;

- правую руку отведем в сторону, а левой рукой потянем за левое ухо;

- левую руку положим на левую ногу, а правую руку на правую ногу;

- правую руку вытянем вперед, а левой рукой закроем левый глаз;

- топнем правой ногой, топнем левой ногой.

 

Воспитатель: Молодцы ребята!

 

2 Игра «Робот»

 

Воспитатель: Посмотрите кто к нам в гости пришел? Вы знаете кто это?

Дети: Робот.

Воспитатель: Он хочет с нами поиграть. Давайте мы сейчас превратимся в роботов и поиграем с ним. Он хочет научить вас ходить также как и он. Он нас этому научит. Мы будем ходить вперед-назад, влево-вправо.

 

Воспитатель: Приготовились. Начали.

 

1.     Один шаг вперед.

2.     Один шаг назад.

3.     Один шаг налево.

4.     Один шаг направо.

5.     Один шаг назад.

6.     Один шаг влево.

7.     Один шаг вперед.

8.     Один шаг направо.

 

Воспитатель: Молодцы. Теперь вы умеете ходить как роботы.

 

3 Рисунок на листе

 

На интерактивной доске и на листах нарисованы: круг, квадрат, круг. Воспитатель вместе с детьми выполняет задание на доске.

 

Воспитатель: Ребята, назовите, что нарисовано на листе.

Дети: Круг, квадрат, круг.

Воспитатель: Возьмите красный карандаш, раскрасьте квадрат. Возьмите синий карандаш, раскрасьте круг слева от квадрата. Возьмите зеленый карандаш, раскрасьте круг справа от квадрата.

 

4 Пальчиковая гимнастика

                        Считалочка про пальчики

                            Раз, два, три, четыре, пять,
                            Будем пальцы мы считать,
                            Пять на правой, пять на левой,
                            Знают это Таня с Севой.
                            Вместе будет их десяток.

                           Дружных, крепеньких ребяток.

 

Рефлексия

 

Поднимите правую руку, если вам понравилось играть.

Поднимите левую руку, если вы раскрасили все фигуры.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победители конкурса методических разработок в области гражданского воспитания и социализации обучающихся 07.06.2018

В качестве самоообразования и повышения уровня профессионализма группа творческих педагогов дошкольного отделения ГБОУ ШМК Бибирево: педагог- психолог Понеполяк Наталия Михайловна, воспитатель Укконен...

Доклад на тему: "Новые технологии воспитания и социализации школьников в контексте стандарта второго поколения"

В новом ФГОС одной из приоритетных задач становятся духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся....

Программа воспитания и социализации обучающихся: экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни "Здравствуй, мир!

Создание  условий воспитательного процесса в интересах личностного роста и формировании позитивной социализациивоспитанников МАДОУ....

Методическая разработка "Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)"

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста(из опыта работы воспитателя)      Культура здоровья, как часть общечеловеческой культуры представляет собо...

«Разработка и внедрение инновационной модели воспитания, развития и социализации обучающихся в процессе овладения базовыми правилами поведения на дороге»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА«Дорожная азбука для детей и родителей» Вид проекта: информационно-творческий Тип проекта:педагогический; детско-взрослый;ребенок – ...

Трудовое воспитание, как основа социализации обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

Подготовительную к школе группу «Яблонька» компенсирующей направленности для обучающихся с ТМНР посещают дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые имеют выраженные наруш...