Победители конкурса методических разработок в области гражданского воспитания и социализации обучающихся 07.06.2018
проект (подготовительная группа) по теме

Понеполяк Наталия Михайловна

В качестве самоообразования и повышения уровня профессионализма группа творческих педагогов дошкольного отделения ГБОУ ШМК Бибирево: педагог- психолог Понеполяк Наталия Михайловна, воспитатель Укконен Наталия Алексеевна, педагог-психолог Маринина Евгения Александровна приняли участие в конкурсе методических разработок в области гражданского воспитания и социализации обучающихся.Творческую экспериментальную площадку для реализации проекта представил Департамент образования города Москвы ГБОУ Дополнительного образования "Центр патриотического воспитания ".Педагогами ГБОУ ШМК Бибирево был разработан проект "Сценарий квеста патриотической направленности".Название работы:"Историческое наследие династии Романовых",который по результатам конкурсных работ вышел в тройку лучших работ в данной номинации и занял 2 место в ряде победителей проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx45.44 КБ
Файл Сценарий квеста777.83 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Северо-Восточный административный округC:\Users\user\Desktop\Untitled-1.png

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы

«Школа «Многопрофильный комплекс Бибирево»

(ГБОУ ШМК Бибирево)

127560, г. Москва, ул. Конёнкова, д.8А, тел. 8(499) 207-10-88, 8(499)206-94-66,

e-mail:shmk-bibirevo@edu.mos.ru, http://sch-bibirevo.mskobr.ru

ОГРН 1157746866562, ИНН/КПП 9715217689/771501001

Методическая работа в области гражданского воспитания и социализации обучающихся.

Квест патриотической направленности для детей подготовительных к школе групп и детей начальных классов.

«Дворец Алексея Михайловича в Коломенском»

Укконен Наталия Алексеевна

воспитатель

стаж в занимаемой должности 4 года

Понеполяк Наталия Михайловна             педагог-психолог

стаж в занимаемой должности 14 лет

Маринина Евгения Александровна

педагог-психолог

стаж в занимаемой должности 18 лет

город Москва127560

ул.Конёнкова,д.8а

Контактный телефон:8(499)206-94-66

Москва 2018 год



Предварительный просмотр:

Методическая разработка в области

гражданского воспитания и социализации обучающихся.

Сценарий квеста патриотической направленности.

Пояснительная записка.

Наше общество большими и верными шагами следует путём сохранения и развития накопленного годами исторического наследия наших предшественников, предков. Большое значение приобретает понятие гражданское воспитание, гражданская позиция, социализация личности, социальный опыт взаимодействия. Общество в своём бесконечном развитии просто обязано изучать, созидать исторический опыт, преображая его и продолжая накапливать историческое наследие с целью передачи будущему поколению неотъемлемую часть гражданской культуры.

Понятие социализация. Общество — сложная общественная система, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

Индивид (отдельно взятый человек) обладает концепцией личности, в которую неотъемлемой частью входит гражданское воспитание, социализация и духовно нравственное развитие. Имея гражданскую позицию, включая патриотическую тенденцию и чувствуя себя гражданином того государства, в котором он живёт, зная истории своей страны, своего гражданского общества, историю своей семьи, а также свою родословную линию он вполне может стать частью истории. Все эти понятия взаимосвязаны и являются концепцией личности, индивида.

Понятие гражданское воспитание. Воспитание гражданина является залогом развития государства. Гражданская активность личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности. Однако не стоит рассчитывать на то, что гражданская активность развивается спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий.

Тема нашей методической разработки патриотического квеста, является историческое наследие династии Романовых. «Дворец Алексея Михайловича в Коломенском».

Цель: познакомить в игровой форме детей дошкольного возраста с историей семьи, династии Романовых на примере царя Алексея Михайловича Романова, путём игры путешествия по дворцу Алексея Михайловича. Особенностями быта того времени, культурным историческим наследием.

Задачи:

- Накопление исторического опыта, осознание исторического достояния и культуры.

-Усвоение терминологии с целью обогащения словарного запаса и расширения знаний и представлений детей о гражданском обществе и его историческом развитии.

- интегрированный подход к работе с детьми на основе их социализации через призму этнокультурного исторического и гражданского компонента, познание культуры.

-– развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями;

Сценарий квеста.

Участниками патриотического квеста, исторического наследие династии Романовых «Дворец Алексея Михайловича в Коломенском», является педагог или два педагога организатора и дети подготовительной к школе группы, а также дети младшего школьного возраста. (1 слайд)

Начинается игра с улицы.

 Ведущий: Ребята, добрый день! День сегодня не только добрый, но и необычайный. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите?

Дети описывают территорию и пространство вокруг неё. Останавливают внимание на деревьях.

Ведущий: А как вы думаете. Сколько живут деревья?

Дети: отвечают на вопрос.

Ведущий: 500, 600 лет. А Дуб живёт 1500 лет.

 И сегодня они нам помогут переместиться на много, много лет назад. Мы с вами при помощи древнерусского заклинания перенесёмся на много тысячелетий назад, как на машине времени.

Начинайте крутить руками так сильно, чтобы вода смешивалась с песком, а тем временем произносите заклинание на исполнение желания. Слова его таковы:(2 слайд)

«Песок и вода перемешались,

Между собой побратались.

Я слово секретное знаю,

Сильную силу вызываю

Из глубины глубокой,

Из высоты высокой.

Сила тайная, приди,

Нам сегодня помоги,

Окажи нам службу

Не в корысть, а в дружбу»

Ведущий смешивает воду с песком в сосуде, а дети крутят руками по воздуху. А теперь закройте глаза и открывайте не спеша. И при помощи нашего воображения представьте себе, что это не детский сад (школа), а территория царского дворца (пока дети стояли с закрытыми глазами, педагог размещает атрибутику с дворцовой тематикой). (3 слайд)

Например:

http://900igr.net/datas/obschestvoznanie/Istorija-gerba-i-flaga-Rossii/0005-005-Gerb-Alekseja-Mikhajlovicha-Romanova.jpg

http://poznamka.com/wp-content/uploads/2014/10/kolomenskoe_park_78.jpg

http://s016.radikal.ru/i337/1506/15/6d0ce3e11c4d.jpg

http://photoshare.ru/data/102/102185/1/7o72cr-ogw.jpg

http://ivaneev.dyndns.info/Images/F_Kolomenskoe/F_Kolomenskoe_files/original_images/p0000140.jpg

 В результате появляется волшебная карта, путеводитель.

Ведущий: А теперь давайте попробуем отыскать самое древнее дерево на территории детского сада (школы).

Ведущий просит найти детей самое древнее дерево, для этого пользуясь картой подсказкой, ориентировка в пространстве улицы на территории детского сада. Основные ориентиры: право, лево, сзади, спереди, вперёд, назад, подсчёт шагов, подползти, перепрыгнуть, выполнение действий с учётом полосы препятствий. И карта приводит к древнему дереву. (4 слайд)

Ведущий: Как вы думаете, почему появилась карта?

Дети: отвечают на вопрос.

Ведущий: Ведущий обращает внимание детей на необычное дерево. Посмотрите на его ветви (на дереве картинка с изображением родословной). Дети получают картинку с деревом. Кто там изображён? Прапрабабушка, прапрадедушка, прабабушка, прадедушка, бабушка, дедушка, дяди, тёти, папа, мама, я, брат, сестра (визуальный ряд). Как вы думаете одним словом можно назвать этих людей? (5 слайд)

Дети: отвечают на вопрос.

*Ведущий: РОДСТВЕННИКИ – это лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от общего предка. Поэтому можно сказать о том, что они одна семья. (6 слайд)

Ведущий: Как будет называться это дерево?

Дети: отвечают на вопрос.

Ведущий: Родословное, или генеалогическое древо — это схема родственных связей, у «корней» которого указывается родоначальник...Самый древний из семьи.

*Изображать это древо и изучать его учит наука Генеалогия - это наука, изучающая сословия людей. Она позволяет узнать человеку, кем были его предки, какие имели профессии и где проживали. Соответственно её можно отнести к разновидности исторической дисциплины. (7 слайд)

*Вашим домашним заданием будет составить своё родословное, или генеалогическое древо!

А сейчас мы продолжаем наше увлекательное путешествие по Московскому государству во времена правления Династии Романовых.

Ведущий: Как вы думаете Династия — это слово, определение похоже со словом родословная, семья?

Дети: отвечают на вопрос.

 *Ведущий: ДИНАСТИЯ - это ряд царей, правителей из одного и того же рода, семьи сменяющих друг друга на престоле или на троне по праву наследования и родословной линии. (слайд 8)

Ведущий: Итак, это Родословное, или генеалогическое древо Династии, семьи Романовых. (слайд 9) Для того чтобы узнать кто должен заполнить фотографии на этом генеалогическом древе и, кто является самым древним его представителем нам надо продолжить наше историческое путешествие. Дети получают картинку с древом династии, окошки пустые. (слайд10)

Посмотрите в сторону, где недавно располагался наш детской сад(школа). Теперь там стоит дворец Алексея Михайловича Романова. Показываем картинку с изображением дворца А.М. Романова. (слайд 11)

*Небольшой исторический экскурс.

https://i1.wp.com/www.manhunter.ru/upload/68/ec/68ec6c3e581e59a599cb7ab40894221b.jpg

Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчинных (сделанных искусными мастерами, зодчими) владений российских государей — здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции, дворцы. Самая знаменитая среди них — деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Это деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. А в каком веке мы с вами живём? Этот дворец представляет собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Весь дворец выполнен из дерева. (12 слайд)

Для того чтобы изучать родословную древа Романовых нам надо выполнить задания.

Ведущий: Угадайте имя родоначальника рода царей. Самого главного предка. «Тот, Кто как Бог!» в переводе с греческого, гласит его имя. А в русских народных сказках так звали самого главного члена семьи медведей, к которым забрела Маша. (13 слайд)

Дети: отвечают на вопрос. Михаил. Дети начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо. (14слайд)

 Ведущий: Имя второго царя. Это имя владельца дворца. (15слайд)

Дети: отвечают на вопрос.  Алексей. Дети начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо. (слайд 16)

Ведущий: Далее для того чтобы попасть в сам дворец вам надо выполнить задание. Надо подобрать правильный ключ для того чтобы он открыл главные ворота дворца (слайд 17) Интерактивная игра. Все зашли в помещение. (слайд 18)

Там две подсказки.

Ведущий: Так как на улице вы угадали много загадок и нашли маршрут к дереву у вас две подсказки. Два царя.

У одного имя похоже на героиню сказки «Федорино горе», если бы этот герой был мужчиной, а не женщиной, как бы его звали?

Дети: отвечают на вопрос. Фёдор 3 (слайд 19) Дети начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо. (слайд 20)

Ведущий: Именем второго царя называют героя русских народных сказок?

Дети: отвечают на вопрос. Иван 5 (слайд 21) Дети начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо (слайд 22).

Дети проходят вглубь помещения. Видят картины с изображением царя, который вместе с рабочими строит корабли. И современный памятник ему (слайд 23)

Ведущий: Как вы думаете, как звали этого великого царя? (слайд 24)

Дети: отвечают на вопрос. Пётр 1. Начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо.

 (слайд 25)

Ведущий: А вот эта женщина-императрица. Ведущий показывает наряды и просит одеть жительницу или царицу в наряд того времени. Интерактивная игра. (слайд 26) Дети получают портрет.  Екатерины 1(слайд 27). Начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо. (слайд 28)

Ведущий: Показывает наряды и просит одеть жителя или царя в наряд того времени. Интерактивная игра. (слайд 29) Дети получают портрет Петра 2(слайд 30). Начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо. (слайд 31)

Ведущий: Теперь ответьте мне на вопрос, где хранили свои одежды в эти времена?

Дети: отвечают на вопрос. В сундуках. Интерактивная игра «Положи вещи в сундук (современные и древние)» (слайд 32)

Дети получают портрет Анны и Елизаветы (слайд 33). Начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо. (слайд 34)

Ведущий: И вот мы во дворце. Задание найди из предложенных картинок дворец Алексея Фёдоровича. (слайд 35)

Дети получают портрет Петра 3 (слайд 36). Начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо. (слайд 37)

Ведущий: Ведущий: Как назывались комнаты, где спали цари?

Дети: отвечают на вопрос.

Ведущий: Опочивальня. (слайд 38) Царь спал один в своей опочивальне, а царица одна в своих хоромах. ... В середине комнаты всегда клали новую икону, святого дня. Интерактивная игра «Где спал царь? Где спала царица?» (слайд 39)

Дети получают портрет Екатерина 2 (слайд 41) и Павла 1 (слайд 40). Начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо. (слайд 42)

Ведущий показывает разные изделия искусств современные и древние. Интерактивная игра «Разложи по полкам предметы» (слайд 43)

Дети получают портрет Александра 1 (слайд 44). Начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо. (слайд 45)

Ведущий проводит детей, вглубь помещения там находится комната, где ждут гостей. Как называлась комната, где ждали гостей цари?

Дети: отвечают на вопрос.

Ведущий:

В этих палатах цари принимали иноземных послов, давали им пиры. В праздники угощали там своих бояр и людей всяких чинов, больших и малых, в том числе и слободских крестьянских старост. Все палаты были изукрашены иконами и блистали яркими красками и позолотою. (слайд 46)

Интерактивная игра «Накрой царский стол» (слайд 47)

Дети получают портрет Николая 1 (слайд 48). Начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо. (слайд 49)

Ведущий: Перед вами две картины. Найди 10 отличий. (слайд 50)

Дети получают портрет Александр 2 (слайд 51). Начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо. (слайд 52)

Ведущий: Предлагает детям сложить пазл из картины, связанной с тематикой квеста. (слайд 53,54)

Дети получают портрет Николая 2 (слайд 55). Начинают складывать Родословное, или генеалогическое древо. (слайд 56)

В завершение дети получают собранное генеалогическое древо династии Романовых и им предлагают организаторы пройти на чаепитие в царские палаты. Где в дружеской обстановке в виде беседы подводится итог данного мероприятия исходя из интересов детей, которые сами задают вопросы по данному квесту, делятся историями из личного опыта.

http://valenik.ru/vsesvit/vidvs/2/24/2404.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги окружного этапа городского конкурса методических разработок для педагогов образовательных организаций по экологическому образованию и воспитанию обучающихся

Итогиокружного этапа городского конкурса методических разработок для педагогов образовательных организаций по экологическому образованиюи воспитанию обучающихся...

Методический материал "Современные технологии воспитания и социализации обучающихся"

В течение многих лет происходит процесс реорганизации всей системы образования, что интенсифицирует новые поиски более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного ...

Положение конкурса методических разработок "Лучший проект по патриотическому воспитанию"

Конкурсы педагогического мастерства помогают выявить уровень профессионализма каждого педагога, способствуют профессиональному росту, дают толчок к дальнейшему творческому развитию, способствуют выявл...

Положение о конкурсе методических разработок "Лучший конструкт непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у обучающихся дошкольного возраста"

Положение о конкурсе методических разработок "Лучший конструкт непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у обучающихся дошкольного возраст...