Доклад на тему: "Новые технологии воспитания и социализации школьников в контексте стандарта второго поколения"
материал

Русина Нина Викторовна

В новом ФГОС одной из приоритетных задач становятся духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_avgustovskaya_konferentsiya_2018god.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАРЫКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671110,Тарбагатайский район,                                                                                                                                        село Барыкино, улица Лесная, 102                                                                                    Email:barikino2013@yandex.ru               

Доклад на тему

«Новые технологии воспитания и социализации младших школьников в контексте стандарта второго поколения».

        Доклад подготовила:    

                                                       учитель начальных классов

                                     МБОУ «Барыкинская ООШ»

                                Русина Нина Викторовна 

                                                                     

2018 г

Доклад на тему «Новые технологии воспитания и социализации школьников в контексте стандарта второго поколения».

В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.

Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать: овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему.

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность со следующими существенными характеристиками:

  • ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;
  • принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
  • использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.); согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
  • реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

Содержанием воспитательных технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

Инновационные воспитательные технологии

  • коллективное творческое дело (КТД)
  • информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека)
  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
  • социальное проектирование
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ)
  • технология исследовательской деятельности
  • технология проектов
  • технология дидактической игры
  • здоровьесберегающая технология
  • личностно- ориентированная технология
  • экологообразовательные
  • кейс – технологии
  • арт-технологии
  • шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
  • групповая проблемная работа (разработка проектов)
  • диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
  • диалог «педагог- воспитанник»
  • тренинг общения
  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

1. Технология «Тренинг общения»

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель-создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимоузнавания и взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях).

2. Технология «Коллективное творческое дело» (КТД)

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи, принципы:

 идея включения детей в улучшение окружающего мира;

 идея соучастия детей в воспитательном процессе;

 коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

 комплексный подход к воспитанию;

 личностный подход, одобрение социального роста детей

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Структурная схема КТД:

  • Совместное решение о проведении дела;
  • Коллективное планирование;
  • Коллективная подготовка;
  • Проведение дела;
  • Коллективный анализ;
  • Результат.

3. Шоу-технологии

Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .

Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Технология « Ток-шоу»

Достоинства:

-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;

-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;

-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;

-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.

-особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

4. Технология «Групповая проблемная работа»

Групповой проблемной работой С.Д. Поляков называет «работу с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации». Общение воспитанников при ГПР направлено на внешний предмет, а суть проблемы может заключаться в познании предмета общения, в его организации, либо выработке к нему ценностного отношения. Следовательно, и задачи ГПР можно разделить на познавательные, организационные (организационно-ориентированные) и аксиологические (ценностно-ориентированные). Познавательные задачи ставятся в учебном процессе. Значит, задачи ГПР как воспитательной технологии могут быть либо организационно-ориентированными, либо ценностно-ориентированными. 

.  

5. Диалоговые технологии

«Дебаты» Интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах.

Условия игры:

  1. Принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает)
  2. Обязательно наличие «спикера» в каждой команде
  3. Суть – убедить нейтральную третью сторону, судей, что ваши аргументы лучше

Структура:

  • Определение темы (в виде утверждения), целей – «Хорошо живётся на свете эгоисту», «Счастье - иметь всё необходимое для интересной жизни»
  • Формирование команд
  • Работа с информацией по теме ( «мозговой штурм», поиск информации, составление вопросов)
  • Подготовка команд
  • Критерии оценки
  • Анализ и оценка выступлений команд

«Круглый стол»

«Круглый стол» - это одна из форм проведения дебатов.

«Коммуникативное письмо»

Незаконченное предложение

«У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…» Закончи предложение:

«Если я знаю, что поступил неправильно, то…»

«Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…»

«Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…»

«Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…»

«Мозговой штурм» Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Сбор большого числа идей в результате обсуждения.

Обязательные условия:

  1. Закрепление эксперта ( пишет)
  2. Назначение «кукушки» (засекает)
  3. Ограничение времени (10 – 15 минут)

5. Технология «Арт-педагогика»

Воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны.

Положительные результаты:

• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

• обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;

• оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

6. Технология «Коллаж»

Педагогическая технология «Коллаж» предполагает изучение темы или проблемы путем создания обучающимися плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Цель технологии «Коллаж» - развитие абстрактного мышления обучающихся. Занятие проводится по группам, каждая из которых затем защищает свой коллаж перед остальными. При использовании современных средств информационных и коммуникационных технологий коллажи могут создаваться на компьютере, а затем публиковаться на сайте Интернета.

Тема  коллажа : « Чему радовались и чему огорчались»

Цель : Развивать умения детей анализировать произошедшие события жизни.

Воспитывать у детей умение работать в группах, выслушивать мнения других детей.

Работа в группах.  Педагог  наблюдает за работой групп, фиксирует результаты своих наблюдений. В каждой группе может быть по одному наблюдателю — помощнику, который поможет проанализировать работу (распределение ролей, комфортная обстановка в ходе работы, отсутствие конфликтов, наличие или отсутствие лидера).

Выступления групп. По окончании времени работы в группах проводится жеребьевка очередности выступлений групп: по цвету жетонов рабочих групп. Группы по очереди представляют свои плакаты (время на представление — не более 2 минут). Плакаты закрепляются скотчем на доске или на стенах класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы конференции по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для родительской общественности

Доклад   по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в рамках родительской конференции .  Принципиальное ...

Уровни, критерии и показатели оценки качества воспитания и социализации личности в контексте качества образования.

Уровни, критерии и показатели оценки качества воспитания и социализации личности в контексте качества образования....

Доклад на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования"

Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержаниядошкольного уровня образования...

Доклад на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования"

Доклад на тему: "Педагогические технологии в познавательном развитии дошкольников в контексте обновления содержания дошкольного уровня образования"...