Семинар-практикум для родителей: "Игра в жизни ребенка"
статья по теме

Через формирование общего воспитательного "поля" вокруг ребенка, действиями взрослых с одной стороны родителями, с другой педагогическим составом детского сада. Происходит закладка гармоничной личности. Если из общей цепочки выпадает хотя бы одно звено, ломается целая система взаимоотношений. В связи с этим считаю целесообразным активно включать родителей в жизнь детского сада доступными и не навязчивыми способами.

Вашему вниманию предлога один эпизод из семинара-практикума по работе с родителями в рамках ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

«Игра в жизни ребенка»

      Через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка,  действиями взрослых с одной стороны родителями, с другой педагогическим персоналом детского сада. Происходит закладка гармоничной личности. Если из общей цепочки выпадает хотя бы одно звено, ломается целая система взаимоотношений. В связи с этим, считаю целесообразным  активно включать родителей в жизнь детского сада доступными и не навязчивыми способами.

                   Вашему вниманию предлагается один эпизод из семинара - практикума  по работы с родителями в рамках ДОУ.

Актуальность:

На сегодняшний день есть необходимость организовать работу с родителями не столько для потребности, в оказании какой либо помощи детскому саду, сколько с заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Необходимо сплотить не только детскую группу, но и их родителей сделать своими союзниками.

 От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие  в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективное средство и методы воспитания.

Цель:

1.Установить открытые, доверительные отношения с родителями;

2.Объединить и сплотить родителей каждой группы детского сада, то есть сформировать партнерские отношения;

3.Расширить кругозор родителей и сориентировать, какую игровую деятельность с ребенком организовать совместно.

4.Помочь педагогу в решении проблемы ребенка и найти оптимальный выход с поддержкой родителей на примере проигрывания ситуаций.

Задачи:

1.Повысить педагогическую компетентность родителей в области познавательного   развития детей через совместную деятельность (в том числе игровую).

2.Активизировать участие родителей в жизнедеятельности группы и   детского сада.

3.Донести до родителей, что при возникновении трудностей воспитания или поведения ребенка, в детском саду они могут рассчитывать на  поддержку и помощь сотрудников ДОУ.

4.Совершенствование коммуникативных навыков педагогов.

Прогнозируемые результаты: 

1.Укрепление сотрудничества детского сада и родителей воспитанников;

2.Повышение педагогической компетенции родителей;

3.Повышение эффективности работы педагогов с родителями.

Сценарий семинара-практикума:

 Вечер добрый, уважаемые родители! Мы рады видеть вас у себя в гостях, спасибо за то, что нашли время придти на нашу встречу. Хочется открыть  наш семинар-практикум золотыми словами:

«Ребенок может научить взрослого трем вещам:

 настаивать на своем, радоваться без всякой причины,

всегда находить себе занятие!»                                                                                                                                                         Пауло Коэльо

Вопрос родителям.  Скажите, на ваш взгляд, зачем ребенку нужно играть?

Мы - взрослые все понимаем, что ребенок должен играть! Играть с игрушками, сверстниками с взрослыми. Трудно переоценить значимость детской игры, особенно сюжетно - ролевой.

 Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – это основа развития ребенка. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Это - сознательная работа над своей волей, характером, к выработке положительных привычек, естественно и незаметно. Детские игры основаны на принципе удовольствия. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные привычки и умения.

Предлагаю сейчас вспомнить ваше детство, вспомните пожалуйста те игры, в которые вы играли, будучи детьми…

Вопрос родителям. Какие игры приходят сразу на ум?

 Конечно, это «Казаки-Разбойники», «Цепи кованные», «Расколдуйте меня», «Вышибало», «Ручеек», «Лапта» и д.р. В основном, это игры командные и очень подвижные.

Вопрос родителям. В какие игры играют ваши дети дома и на улице?

Сейчас вашему вниманию я хочу предложить маленький отрезок видеофильма с участием ваших ребятишек. Фильм о том, в какие игры ребята играют в нашем детском саду сами и с помощью организации воспитателя.

Пояснение по видеофильму:

В детском саду игра рассматривается с разных сторон и сочетает в себе воспитательно-образовательную работу, которая дает детям определенные знания, умения, раскрывают способности. Формирует в ребенке настойчивость, творческий подход, воображение, целеустремленность (это видно в кадрах фильма, когда воспитатель организует игру и сама участвует).

И форму организации коллектива,  когда складываются между детьми личные симпатии и антипатии, появляются общественные и личные интересы. В игре преодолеваются трудности, препятствия психологические барьеры (это видно в кадрах фильма, когда дети сами организуется в пары или в команды по общим интересам).

        Уважаемые родители! Сейчас мы посмотрели, как и во что играют ваши дети, увидели как легко и просто у них это выходит. Интересно, получится ли у  вас - взрослых так же увлеченно играть?

Предлагаю вашему вниманию сюжетно - ролевую игру «Дальнее плавание»

Цель:

1.Сплотить группу родителей;

2.Подчеркнуть важность умения общаться и договариваться   друг с другом;

3.Включить творческое воображение и мышление (на - сколько это возможно).

Содержание игры:

 1.Выбрать корабль из предложенных ведущим или придумать свой. Соорудить его из имеющихся подручных средств;

 2.Распределить между собой роли по желанию участников (могут быть не задействованные наблюдатели).  Роли можно выбрать из предложенных ведущим;

3.Придумать маршрут и отправится на встречу приключениям;

Обсуждение:

Всё ли  было легко в процессе игры, а что не получилось вовсе. В чем были особые сложности? Какими методами и способами хотелось подталкивать  других участников? Что - то получилось для себя прояснить во взаимоотношениях? Участники высказывают свое мнение, вместе с ведущим делают совместные выводы о преимуществах и необходимости проведения такого вида семинаров – практикумов в ДОУ.

Заключение:

Конечно, не все участники и не сразу откликаются и включаются в работу.  Как в любой игре обозначаются сразу лидеры, скрытые лидеры и ведомые. Как показала совместная игра, лидеры берут на себя все обязанности, и  даже не свои, а команда помощников полностью бездействует. Возникают  сложности в придумывании сюжета (действия на уровне поспали, поели, отдохнули, благополучно вернулись из плаванья). Родителей - участников, периодически приходится подталкивать на какие – то действия и размышления.  

Вывод:

Созданную мной и реализуемую разработку на начальном этапе, можно считать успешной, так как родители охотно принимают эту форму взаимодействия и относительно комфортно себя чувствуют. В целом, по отзывам родителей - участников и родителей - наблюдателей можно говорить о плюсах такого вида взаимодействия и необходимости проведения таких  семинаров - практикумов.

Приложение

1.Предлогаемые виды кораблей (с определенным диагностическим значением) не исключено использования других плавательных средств:

Галера – движущая сила этого судна, каторжники, но помощь им иногда оказывают паруса, установленные на 2-3 мачтах.

Бригантина – лёгкое и быстроходное судно.  Любимый         корабль пиратов.

Фрегаты – военное судно на 20 – 30 пушек.

Каравеллы крупное, грузоподъёмное судно.

Шхуны – «рабочие лошадки для перевоза разного груза».

2.Оснащение для строительства корабля выбирается стихийно (стульчики, мягкие модули, скамейки, отрезы ткани, куски веревки и.т.д.).

Можно использовать фоном шум прибоя, для лучшего введения участников в игру.

3.Экипаж команды (набор по личному желанию участников)

Важно озвучить список экипажа, чтобы участники имели понятие о функции выбранного ими персонажа.

Капитан  при помощи своих помощников ведет судно. Ни кто не имеет право изменить определенный им курс и скорость хода;

Старший помощник первый заместитель капитана, он может заменить капитана при определенных обстоятельствах;

Второй помощник (завхоз)  – отвечает за погрузку, разгрузку, чистоту в трюмах;

Штурман –  на нем карты, судовые часы и прочие приборы;

Механики – обслуживают машинное отделение, их может быть до четырех человек.

Боцман – начальник палубной команды;

Шкипер – помощник боцмана по хозяйственной части;

Судовой доктор;

Кок (судовой повар);

Старший рулевой – стоит на руле в том случае, если планируется сложный маневр;

Матрос – водолаз – выполняет подводные работы;

Матросы.

Список литературы для  самообразования родителей: 

1.Выбойщик И. Практическая психология для родителей, или Что я могу   узнать о своем ребенке. М., 1997.

2.Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л. С. Сальникова. М., 1998.

3.Кейри Э. Учимся владеть чувствами. С.- П.,- 1995.

4.Лич П. Младенец и ребёнок. От рождения до пяти лет. М.,1988.

5.Овчинникова И.Г. Родительское счастье. М., - 1987.

6.Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА». Встреча родительского клуба "МЫ ВМЕСТЕ" . Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Как обуздать  энергию и любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала р...

Семинар - практикум для родителей "Роль общения в жизни ребенка 2-3 лет"

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом не...

Семинар-практикум для воспитателей. «Колыбельные песни в жизни наших детей»

Семинар-практикум для воспитателей.«Колыбельные песни в жизни наших детей»...

Консультация для родителей "Игра, как часть жизни ребенка"

Консультация для родителей "Игра, как часть жизни ребенка"...

Семинар-практикум для педагогов «Роль сказки в жизни ребенка».

Образовательная программа дошкольного образования должна реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы. В стандарте эти формы обозначены как игра, познавательная и исследо...