Культурные практики в ДОУ
консультация (старшая группа) на тему

Жирохова Екатерина Николаевна

Модернизация происходящаясегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса, особенно актуальным становится процесс новых форм совместной деятельности взрослых и детей, одна из таких форм - культурные практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_kulturnye_praktiki_v_du.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 52 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов

«Культурные практики в дошкольном образовании»

Подготовила:

Жирохова Екатерина Николаевна

2017 год

«Скажи мне – и я забуду,  

покажи мне – и я запомню,

дай мне сделать – и я пойму»

 (Конфуций)

1.Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного образования на данном этапе - помочь каждому ребёнку раскрыться, создать каждому дошкольнику все условия для реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. В связи с этим, дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обязательным при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Стандарт планирует новое отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребёнка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик. Н.Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

2. Пояснительная записка

Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной), когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика - накопленный личный опыт).

Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги.

2.1. Актуальность

Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм -   культурные практики.

ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить

 «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий»

Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.

2.2. Цель и задачи консультации

Цель консультации – повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации культурных практик в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи:

-Раскрыть сущность и значение «культурных практик».

-Познакомить с видами культурных практик.

-Способствовать приобщению педагогов к организации культурных практик.

3.Виды культурных практик

Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе ДОУ: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.

Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.

Что же можно считать культурной практикой? К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.

Существует несколько вариантов культурных практик:

1. Совместная игра детей и педагога направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает представления воспитанников об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом дошкольников. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

3. Творческая мастерская предоставляет дошкольникам условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например: занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

Начало мастерской - это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

4. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность и свободное общение педагога с воспитанниками на литературном или музыкальном материале.

5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг - система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

6. Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Очень важно понимание педагогом методических приемов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности.

Например, к ним относятся:

  • объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно распределенных действий;
  • обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого - не означает помочь ему, а напротив, сделать хуже: не дать возможности научиться делать это самому;
  • напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;
  • разъяснение воспитанникам моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

 При этом складывается своя культурная практика в группе ДОУ, отличающиеся от культурных игровых практик, в которые дети были вовлечены изначально. Это связано с тем, что детская картина мира включает структурный и процессуальный компоненты, тесно связанные с ощущением и восприятием того, что и как чувствует и делает ребенок в той или иной ситуации соприкосновения с миром. Поэтому она всегда активна и мобильна, связана с «прощупыванием», поиском границ между собой и внешним миром, между своим и чужим, хорошим и плохим для себя, добром и злом.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Приложение 1

«Примерные виды и формы культурных практик»

Возраст детей

Культурная практика

Виды и формы работы

Младший дошкольный возраст

Совместная игра педагога с детьми

  • сюжетно-ролевая игра
  • режиссерская игра
  • игра-инсценировка
  • игра – драматизация
  • игра-экспериментирование

Творческая мастерская

  • проектная деятельность
  • мини-коллекционирование
  • образовательные ситуации с единым названием (например, «Веселая ярмарка»)

Старший дошкольный возраст

Совместная игра педагога с детьми

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

  • игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно-ролевую игру.
  • театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)

Творческая мастерская

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

  • студийная, кружковая работа
  • творческие проекты
  • коллекционирование
  • образовательные ситуации с единым название (например, «Город мастеров»)
  • проведение ежемесячных проектов (например, «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д.)
  • в подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д.

Чтение художественной литературы

  • группировка произведений по темам
  • длительное чтение
  • циклы рассказов
  • чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами) и т.п.

Все возрастные группы

Досуги

  • «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен
  • театрализованное обыгрывание песен.
  • «Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги.
  • «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!)
  • «Танцевальное «ассорти» -свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;

«Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам

  • «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д.

Методическая основа

  1. Корепанова М.В. Проектирование и организация культурных практик в  дошкольном детстве // Детский сад: теория и практика. № 5, 2015.

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки

России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – Режим доступа: http://bda-expert.com.

3. Электронный ресурс: Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: nsportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Методический материал дает возможность педагогам ДОО рассмотреть возможность использования различных культурных практик в развитии детской  самостоятельности и инициативе...

Достижение целевого ориентира через культурные практики

Целевой ориентир:žРебёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.ž Обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со...

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...