Мастер-класс по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие на парфюмерную фабрику»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кульгускина Галина Николаевна

Мастер-класс по познавательному развитию в старшей группе на тему «Путешествие на парфюмерную фабрику»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.odt20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 по познавательному развитию

в старшей группе на тему

«Путешествие на парфюмерную фабрику»

Подготовила: Галина Николаевна Кульгускина

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 55»

ЭМР Саратовской области

2017 год

Образовательная область: Познавательное развитие

Основные виды деятельности: опытно-экспериментальная.

Формы организации: мастер -класс.

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, используя метод детского экспериментирования.

Задачи:

  • образовательная: познакомить детей со смысловым значением слов «парфюмерия», «парфюмерная фабрика», «парфюмерная фабрика растений» - пахучие желёзки, в которых находится эфирное (летучее) душистое масло, придающее запах цветам, травянистым растениям, плодам, с помощью игровой ситуации с технологией изготовления «духов»;
  • развивающая: развивать исследовательские навыки и уметь самостоятельно исследовать объект, логично отстаивать свою точку зрения;
  •  воспитательная: способствовать проявлению у детей чувства собственной значимости, гордости за собственный результат.

Развивающая среда:

Набор производственных изображений: «обувная фабрика», «мебельная фабрика», «кондитерская фабрика», стаканчик с узкими длинными полосками бумаги (по две на каждого ребёнка); кусочек хлеба; еловая шишка; небольшой спил дерева; чайная ложка и деревянные чашки на каждого ребёнка; белые халаты и шапочки; лупы на каждого ребёнка; заранее измельчённая зелёная масса из листьев лимонника и герани душистой; изделия мужской и женской парфюмерии: духи, одеколон, туалетная вода, дезодорант, спирт; пластмассовые шприцы без игл на каждого ребёнка, два красивых флакона небольших размеров для созданных «духов»; приз «парфюмерам» - медали; растения в горшочках: лимонник, герань душистая.

Предшествующая работа: творческие игры.

Продолжительность: 20-25 минут

Деятельность воспитателя

Деятельность участников мастер-класса

1 часть

Воспитатель: - Доброе утро, уважаемые коллеги!

-Всем известно, что в системе дошкольного образования большое внимание уделяется поддержке и развитию детской инициативы. В дошкольном детстве ребёнок должен приобрести умения и навыки, которые в дальнейшем пригодятся ему, для реализации себя как личности в современном обществе. Именно поэтому так важно вовремя разглядеть детский потенциал и помочь ребенку в проявлении самостоятельности и инициативы. Сегодня я предлагаю вам один из вариантов поддержки детской инициативы с применением метода детского экспериментирования. Дети моей группы с большим удовольствием играют, воображая себя волшебниками, первооткрывателями, как индивидуально, так и объединяются группами. Сегодня я вас приглашаю немного поиграть. А сейчас приглашаю желающих поиграть со мной.

Воспитатель: - Итак, участники заняли свои места. Много нам приходилось решать с вами сложных задач и сегодня, я предлагаю вам отправиться на поиски секретов красоты. А каких узнаете позже!

Участники  занимают свои места у мольберта.

2 часть

Участники проходят за воспитателем.

Воспитатель: - Обратите внимание, перед вами иллюстрации с изображением женских и мужских швейных изделий, обуви, мебели, булочных изделий. Предлагаю назвать место, где изготавливают эти предметы.

  • А как вы думаете, предметы, которые мы сейчас называем, имеют запах?

- Когда вы приближали к себе эти предметы, что вы чувствовали? (запах). Запахи были одинаковые? А для чего человеку нужно уметь не только чувствовать, но и различать запахи?

- Предлагаю всем присесть и послушать интересный рассказ о значении запахов в жизни людей:

В давние времена жизнь людей зависела от различения ими запахов. Древние люди жили в лесу, и запах предупреждал их о вспыхнувшем пожаре, запах предсказывал, свежа пища или нет, годится ли вода для питья. В древние времена люди говорили, что «нос надо держать по ветру». Как вы понимаете это выражение?

Чем больше древний человек различал запахов, тем легче ему было выследить животных для добычи и спокойнее жить в лесу. А когда древние люди устраивали праздник по поводу удачной охоты, им нравилось, особенно женщинам, натирать своё тело каким- ни будь душистым растением или даже корнем. Но приятный запах быстро исчезал, и древние люди очень огорчались. Прошло много-много-много лет... И люди научились прятать приятные запахи, душистые ароматы. Как вы думаете, куда?

Снимаю большую салфетку с середины стола, на котором стоят флаконы мужской и женской парфюмерии: по три предмета. Даю возможность рассмотреть и понюхать их, выразив свои эмоции, но не открывать пробки флаконов. На узкие бумажные полоски, нанести каплю из флакона и предлагаю понюхать детям. Уточняю у каждого ребёнка, что напоминает ему этот аромат, связан ли этот запах с каким-нибудь случаем из их жизни.

А как одним словом можно назвать все эти предметы? Вспомните, пожалуйста, как эти предметы называют ваши мамы, папы или, может быть, старшие сёстры, братья. 

Какое красивое и в то же время таинственное это слово-Парфюмерия! - В переводе с французского языка слово «парфюмерия» означает... «аромат», «духи», «благоухание», «приятный запах». Кто же из вас догадался, как называется фабрика, на которой изготавливают женскую и мужскую парфюмерию? 

А хотелось бы вам, стать парфюмерами, побывать на парфюмерной фабрике и узнать, все секреты-как делают духи и даже попытаться изготовить их? - Но, прежде, чем попасть на парфюмерную фабрику, нам сначала предстоит превратиться в настоящих учёных, сотрудников вот этой научной лаборатории.

Затем «старший научный сотрудник» (воспитатель) ставит перед «сотрудниками лаборатории» задачу - открыть тайну двух растений. Вносит в горшочках лимонник и герань душистую.

-Предлагаю каждому двумя пальчиками сжать листочек душистой герани или лист лимонника, а затем найти отличительные особенности этих запахов.

-Что вы почувствовали? - какой это запах? (приятный, травянистый, душистый). Что он вам напоминает? Почему же, когда просто понюхать листочки этих растений, не чувствуешь приятный запах, но только стоит чуть-чуть посильнее сжать пальцами листочки, как сразу же запах появляется?

Может быть, этот аромат, приятный запах «прячется» где-то в листьях? Внимательно рассмотрите под лупой лист растения.

То, что вы назвали пузырьками, точками, мешочками, шариками на ниточках - всё это по-настоящему называется пахучими желёзками. В каждом таком шарике - желёзки. Растение «прячет» душистое, приятно пахнущее эфирное летучее масло, которое и придаёт запах цветам, плодам. Но простым глазом эту «кладовочку с запахом» - пахучую желёзку - не увидишь. Только с помощью микроскопа (лупы) это можно сделать. И вы сейчас увидели пахучие желёзки. Именно в этих шариках растение прячет душистое масло. Вы же вдыхаете в себя эти пары и чувствуете запах.

А теперь мы с вами станем настоящими парфюмерами и приступим к изготовлению собственных «духов».

- Внимание! Рассмотрим алгоритм изготовления духов. Положите в деревянную чашечку приготовленные зелёные листья растений, измельчите их. А теперь тщательно разомните их чайной ложечкой. Добавьте с помощью шприца чуть-чуть воды в чашечку и снова помешайте. Что вы чувствуете? (аромат). Откуда он появился? (выделился из пахучих желёзок). А теперь шприцом соберите всё, что выделилось из зелёной массы и вылейте в один общий флакон. Внимание, «парфюмеры»! наступает самый ответственный момент. В выделенный вами аромат я, как «главный технолог», по изготовлению «духов», сейчас добавлю раствор спирта. Теперь закрываю флакон пробкой, встряхиваю его и «духи» готовы!

Предлагаю «парфюмерам» понюхать созданные ими «духи» и придумать им название.

- Вот здесь детям в группе вы можете предложить изготовить к своим духам этикетки и устроить презентацию секретов красоты.

Воспитатель:  

- Обратите внимание, в данной опытно-экспериментальной деятельности мы не только формируем познавательную активность и совершенствуем обонятельные ощущения детей, но и мотивируем детей с помощью игровой ситуации способность проявления чувства собственной значимости, гордости за собственный результат.

Ответы участников (швейная фабрика, обувная, кондитерская, мебельная фабрика, хлебный комбинат)

Передают по кругу следующие предметы: кусочек хлеба, еловую шишку, тканевый мешочек с пряным растением: мелиссой или душицей.

Ответы участников

Ответы участников

Участники высказывают своё мнение.

Предлагаю вспомнить названия женских и мужских духов.

Ответы участников.

Предлагаю детям пройти в определённое место групповой комнаты, где стоят столы с табличкой «Научная лаборатория». На каждого ребёнка лежат лупы. Дети и педагог надевают белые халаты.

Ответы участников

Участники выполняют все по алгоритму.

Ответы участников

3 часть

Воспитатель: - Молодцы! Большое спасибо за участие!

Воспитатель предлагает педагогам вернуться на места.

Воспитатель: - Уважаемые участники, вы, конечно же, поняли, что «Парфюмерная фабрика» - это всего лишь один из вариантов экспериментирования и развития творческих способностей детей. Можно также использовать познавательные и информационные видео сюжеты с имитацией путешествия по интересным для вас объектам. Разнообразить деятельность изготовлением атрибутов к сюжетно ролевым играм. Хочется сказать вам огромное спасибо за участие, надеюсь, мои находки будут вам полезны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого показа НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: " Путешествие по математическим тропинкам"

Закрепить навыки счета в пределах 10. Развивать самостоятельность, усидчивость, мышление....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Путешествие в страну сказок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательно реечвому развитию в старшей группе по теме "Путешествие в  страну сказок"...

Презентация к конспекту НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Путешествие в страну сказок»

Презентация к конспекту НОД  по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Путешествие в страну сказок»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности, образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности,  образовательная область «Познавательное развитие», в старшей группе на тему «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» с использованием здор...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие в страну здоровья"

Направление: Познавательно - речевое.Образовательная область: " Познавательное развитие", "Физическое развитие".Цель: формировать валеологическую культуру подрастающего поколения.З...