проект «Профессии нашего поселка»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Садырина Наталья Петровна

В проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta_proforientir_2017.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

 

Наименование

Содержание

название проекта

«Профессии нашего поселка», информационный, исследовательский, фронтальный, долгосрочный

руководитель проекта:

- ФИО

- должность

Садырина Наталья Петровна

воспитатель первой квалификационной категории

команда проекта:

- ФИО

- должность

Садырина Наталья Петровна

воспитатель первой квалификационной категории

аннотация (краткое описание содержания)

В проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Ознакомление ребят с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают или обсуждают, что способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии.

актуальность проекта (описание проблемы)

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий; труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала.

Наш детский сад находится в поселке Ясногорский. Многие родители воспитанников работают в поселке. У детей дошкольного возраста естественен интерес к работам родителей, желание стать такими, как папа и мама.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям своих родителей. Возможность  работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Родители воспитанников работают на разных предприятиях родного поселка. У детей естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней  профессиональной ориентации и успешной адаптации в социуме.

Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В старшем дошкольном возрасте  особое значение для полноценного развития       детской личности приобретает  приобщение к  миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями  обеспечивает   вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

цель

обеспечить целостность образовательного процесса через систему работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации; обогащение знаниями и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности, её ролью в жизни нашего поселка; воспитывать нравственное отношение к людям труда.

задачи

1. расширить представления детей о различных профессиях, дать понятие слову- профессия; формировать представления о роли современной техники в трудовой деятельности и жизни человека;

2. расширить и пополнить словарный запас детей, учить анализировать, обобщать и делать выводы;

3. воспитывать уважение к людям труда, способствовать формированию желания беречь результаты труда.

4.совершенствовать трудовую деятельность детей для воспитания положительного отношения к труду;

5.развивать положительные эмоции от коллективной трудовой деятельности.

6.вовлекать родителей в  проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских    отношений.  

целевая аудитория

Педагоги, родители, дети старшего дошкольного возраста

механизм реализации (формы и методы)

Практические (игровые):

Консультации и родительские собрания

Конструирование

Сюжетно-ролевая игра

Игра-драматизация

Экскурсии

Дидактические средства:

Наглядный материал (книги, панно)

Демонстрационный материал

Основные средства:

Создание обогащенной развивающей среды в группе.

Проведение бесед, экскурсий.

Создание игровых ситуаций.

Проведение сюжетно-ролевых игр.

Проведение праздников, развлечений, театрализованных представлений.

ресурсы

Материально-техническое обеспечение:

музыкальный зал, групповые комнаты ДОО;

мультимедийные средства, компьютеры;

художественная литература, папки с иллюстрациями и картинами, фото- и видео презентации и фильмы на соответствующую тематику.

ожидаемые результаты:

-количественные

- качественные

-Дети:22 ребенка

взрослые:от 22 до 45 (по желанию)

-Предполагается, что используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, варьирование приёмов и средств воспитательно-образовательной работы способствует развитию интереса к труду родителей, постепенно расширяясь до интересов к жизни общества и своей будущей профессии.

Дети получат знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

Родители станут равноценными участниками процесса воспитания и развития детей, предлагают свою помощь, помогают в пополнении развивающей среды и т. д.

Педагогический коллектив детского сада пополнит педагогическую копилку новыми методическими разработками.

партнеры

МБОУ «Ясногорская СОШ», МБУ «Детская музыкальная школа», МБУ «Дом культуры ясногорского поселения кемеровского муниципального района», МБУ «ЦБС», ООО «ТД Кемеровская птицефабрика», ФАП, Почта России, парикмахерская, магазины( Мария Ра, Золотой ключик)

График реализации проекта

Этап

Сроки

Содержание

Ответст

венные

Планируемый результат

1 этап. Организационный

Сентябрь

2017

Анализ теоретических исследований, передового педагогического опыта по проблеме ранней профориентации детей дошкольного возраста

Составление плана работы.

Подбор методической литературы, пособий по выбранной тематики проекта. Подготовить экскурсии на предприятия.

педагоги

Аналитические материалы, банк данных. Открытые мероприятия

2 этап. Планирование реализации проекта.

Октябрь

2017

Определение задач воспитательно-образовательной работы.

Планирование деятельности.

Разработка конспектов деятельности.

педагоги

Проведены организационно-мотивирующие мероприятия

Разработана нормативная база мероприятий проекта

Заключены договоры с социальными партнерами

Подготовлены материалы по диагностике профессионального самоопределения детей

Разработано программно- методическое обеспечение проекта

Созданы условия для реализации плановых мероприятий проекта

3 этап. Реализация проекта.

Ноябрь

2017-

Март

2018

1. Осуществить диагностику.

2. Апробировать модель сопровождения ранней профориентации детей в разных видах деятельности.

3. Реализовать сетевое взаимодействие и социальное партнерство в рамках раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.

4. Обеспечить научное и методическое сопровождение реализации проекта.

5. Обеспечить и обогатить условия для реализации проекта.

6. Обеспечить аналитическое сопровождение реализации проекта.

Педагоги,

родители

Профессиональная направленность развития личности ребенка:

Человек - природа

Человек – техника

Человек - человек

Человек – знаковая система

Человек – художественный образ

Мероприятия с педагогами:

 Семинар – практикум «Ролевая игра- форма моделирования ребенком социальных отношений»

 Круглый стол «Создание профессионально-ориентированной развивающей среды»

 Конференция для педагогов «Выбирая свою дорогу»

 Педагогический совет «Выбор профессии — выбор будущего»

 Проведение открытых развивающих занятий в совместной образовательной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников.

Просветительская работа с родителями

 Видеолекторий "Профессии, востребованные на рынке труда"

 Родительское собрание "Роль семьи в определении будущей профессии детей"

 Тематические мероприятия «Гость группы: встречи с людьми разных профессий»

 Семейные проекты «Кем быть», «Один день на работе у мамы (папы)»

 Родительская школа «Чем пахнут ремесла?» (привлечение для работы с детьми людей разных профессий)

 Консультация для родителей «Ранняя профориентация для дошкольников - начало успеха».

IV этап — Системно-аналитический.  Презентационный

Апрель

Май

2018

1.Создание презентации: «Профессии наших родителей»,

2. Распространение положительного опыта ДОО по теме проекта.

3.Оценка эффективности модели ранней профориентации детей дошкольного возраста.

4.Коррекция затруднений в реализации проекта, определение перспектив развития.

 Методическое пособие «Институциональная модель по ранней профориентации дошкольников «Ребёнок в мире профессий».

 Электронные дидактические пособия для работы с воспитанниками по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

 Уголки профориентации в группах.

 Постоянно действующая тематическая информационная выставка для родиелей «Путь в профессию».

На уровне педагогов

Сформированность компетентности в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста;

увеличение доли педагогов, транслирующих свой опыт ранней профориентации педагогическому сообществу;

увеличение доли педагогов, активно привлекающих социальных партеров к решению задач ранней профориентации дошкольников.

На уровне родителей

увеличение доли родителей, проявляющих интерес к ДОО, к вопросам ранней профориентации дошкольников;

увеличение доли родителей, активно участвующих в совместных с ДОО мероприятиях.

На уровне социальных партнеров

увеличение количества организаций, учреждений, проявляющих интерес к деятельности ДОО;

увеличение активности социальных партнеров в воспитательно-образовательном процессе ДОО.

Литература:

  1. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013
  2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.:Мозаика-Синтез, 2011 – 136 с.

3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим

и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2002

4. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010

6. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

7. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013

8. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей

старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

9. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014

10. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014

11. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей,

гувернеров и родителей.М.: Гном, 2013

12. Гусева Т. Кем быть?// Поём, танцуем и рисуем – 2009

13. Кондашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно

– методическое пособие.- Балашов: Издательство « Николаев», 2004

14.Манакова М. Моя первая книга о профессиях. – Ростов н/Д. :Проф-Пресс, 2007

15. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет.– М.: Мозаика-Синтез, 2012 – 128 с.

Приложение

План проекта по образовательным областям:

Образовательные области

Виды деятельности

Темы

Социально-коммуникативное развитие

ООД

« Труд человека»

« Хлеб всему голова»

« Все профессии важны, все профессии нужны»

Беседы

« Как вести себя на рабочем месте»

« Кем я стану, когда вырасту?»

Дидактические игры

« Кому что нужно для работы», « Назови профессию», « Что чем делают», « Подскажи словечко», « Потерянные инструменты»

Сюжетно-ролевые игры

«  Строители», « Больница», « Парикмахерская», « Ателье», « Овощной магазин», « МЧС»

Познавательное развитие

Домашнее задание

Фотогазета « Все профессии важны, все профессии нужны», изготовление атрибутов

Экскурсии

В магазин, в библиотеку,в школу,на почту, на птицефабрику,в паркмахерскую

Презентация

« Знакомим дошкольников с профессиями»

Физическое развитие

Подвижные игры

С мячом « Ассоциации», « Все наоборот», «Скажи по-другому»

Двигательная деятельность

Ознакомление с профессиями, связанные со спортом

Спортивные развлечения

Эстафеты,  « День здоровья », « Осенний марафон», « Делай с нами, делай ,как мы, делай лучше нас!»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

• «Город добрых дел» Р. Скарри

• «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)

• «А что у вас?» С. Михалков

• «Кем быть?» В. Маяковский

• «Строители» Б. Заходер

• «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков

• «Чем пахнут ремесла?», «Кому что нужно?». Д. Родари

• «Доктор Айболит» К. Чуковский

• «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов

Разучивание стихотворений о различных профессиях

Конкурс чтецов «Все профессии важны, все профессии нужны»

Рассматривание сюжетных картинок «Профессии», иллюстрации с видом деятельности по профессиям

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Домашнее задание « Профессия мамы», атрибут « Хочу быть»

Лепка

Предметы для трудовой деятельности разных профессий

Конструирование

« Юные архитекторы»,

« юные изобретатели», мастер-класс « Наши пироги для мам»

Аппликация

По народным промыслам

План осуществления проекта:

Месяц

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

Сентябрь

1 неделя

Начало проекта «Все профессии нужны все профессии важны»

Ознакомление с профессиями сотрудников ДОО.

 Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Рисунки детей о профессиях сотрудников ДОУ.

Сентябрь  
2 -я неделя

«Внимание! Дети на дороге»

Ознакомление с профессиями сотрудников полиции

Участие родителей в конкурсе костюмов к сюжетно-ролевым играм по ПДД.

Конкурс чтецов «Азбука безопасности», детских рисунков

Сентябрь
3-я неделя

«Правила мы знаем их соблюдаем»

Знакомство с профессией пожарных.

Участие родителей в изготовлении атрибутов к с.р.и. «Пожарные»

Рисунки на тему пожарной безопасности, изготовление транспортных средств из броссового материала.

Сентябрь
4-я неделя

День дошкольного работника.

Ознакомление детей с профессией воспитатель детского сада.

Участие родителей в праздничном концерте, посвященном Дню дошкольного работника

Изготовление подарков, открыток, сюрпризов для воспитателей и их помощников.

Октябрь

1-неделя

Ознакомление детей с инфраструктурой поселка: магазины, библиотека, почта, музыкальная школа, Дом культуры, птицефабоика,

Участие родителей в организации экскурсии по поселку.

Изготовление книжек своими руками.

Октябрь

2-я неделя

Ознакомление детей с семейным бюджетом.

Рекомендуемые консультации для родителей дома с детьми.

Создание коллективного плаката с фотографиями детей.

Октябрь
3-4 неделя

Знакомство с профессией «медсестра». Уточнить имеющиеся знания о данной профессии; воспитывать

положительное отношение к ней.

Развлечение «Вместе дружная семья»

(совместно с родителями,  дедушками и бабушками)

Игра-занятие: «Экономик экономит электроэнергию».

Ноябрь
1-2 неделя

Повышать уровень знаний о труде людей, живущих в сельской местности; воспитывать уважение к труженикам села; знакомство с профессией «хлебороб».

Участие родителей в выставке фотогазет «Профессия моих родителей».

Игра «Кто больше назовет профессий»

Ноябрь
3-4 неделя

Формировать культуру труда; учить работать рационально, результативно, в общем темпе; воспитывать трудолюбие, старательность.

Участие родителей в открытом занятии «Кулинарный поединок»

Конкурс чтецов «Все профессии нужны – все профессии важны»

Декабрь
1-2 неделя

Знакомство с профессией «художник».

Участие родителей в изготовлении атрибутов к Новогоднему празднику.

Игра «Услуга – товар»

Декабрь
3-4 неделя

Расширять кругозор; воспитывать уважение к различным профессиям, гордость за родителей

Участие родителей в Новогоднем утреннике.

Игровое упражнение: «Назови правильно».

Январь
2 неделя

Знакомство с профессией «дизайнер».

Участие родителей в изготовлении новогодних масок.

Конкурс «Новогодняя маска»

Январь
3-4 неделя

Знакомство с профессией «почтальон».

Участие родителей в организации экскурсии по поселку.

Игра-занятие «Так – не так».

Февраль
1-2 неделя

Знакомство с профессией «животновод» и «садовод».
Формировать умение трудиться индивидуально.

Организовать родителей к приобретению семян для посадки в группе.

Конкурс «Огород на окне»

Февраль
3-4 неделя

Знакомство с профессией «военный».

Участие пап в празднике ко Дню ЗащитникаОтечества.

Игра: «Если бы я был(а) папой (мамой) »

Март
1-2 неделя

Знакомство с профессиями мам и бабушек: «повар», «кондитер», «парикмахер».

Участие мам, бабушек и сестер в празднике к Международному Женскому Дню.

С\р игра «Магазин цветов»

Март
3-4 неделя

Уточнить знания о различных профессиях; расширять кругозор; воспитывать интерес к труду.

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин».

Игра: «Продавцы и покупатели».

Апрель
1-2 неделя

Знакомство с профессией «астроном» и «космонавт».

Участие родителей в изготовлении поделок ко Дню космонавтики.

Занятие «В гостях у гнома Эконома»

Апрель
3-4 неделя

Знакомство с профессией «фермер».

Мероприятие «Все профессии нужны, все профессии важны»

Участие родителей в конкурсе «Лучшая клумба дома»

Игра «Выбор»

Май
1-2 неделя

Закреплять знания детей о различных профессиях; расширять кругозор; воспитывать положительное отношение к труду.

Участие родителей в изготовлении костюмов на военную тематику.

Вечер досуга: «Путешествие в страну Волшебницы Экономики»

Май
3-4 неделя

Обобщить знания о различных профессиях.

Участие родителей в организации экскурсии по поселку.

Викторина: «Знаете ли вы экономику?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Профессии наших родителей"

Дано примерное планирование совместной проектной деятельности. Указаны цели, задачи, используемые методы и приемы...

Экологический проект "Деревья нашего поселка"

Проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста...

Проект: "Профессии наших родителей"

Проект: "Профессии наших родителей"...

Профессии нашего поселка

Конспект организованной образовательной деятельностипо теме «Профессии нашего поселка»для детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Деревья нашего поселка"

В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает познавать и открывать для себя все многообразие окружающего для него мира, он только учиться замечать красоту природы и видеть, насколько многообразны и ...

Проект "Памятники нашего поселка"

Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с историей своей малой родины....

Творческий проект "Достопримечательности нашего поселка"

В ходе реализации проекта дети не только приобрели  знания об истории поселка, символике, достопримечательностях,  но и  начали  проявлять интерес к событи...