Роль семьи и педагогов в формировании основ экологического мировоззрения
материал на тему

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_i_pedagogov.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение    

                         детский сад комбинированного вида «Югорка»

Роль семьи и педагогов

в формировании основ экологического мировоззрения.

                                                                     Подготовила воспитатель:

                                                                                        Фирсова В. Н.

г. Покачи

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально – экологических представлений в семье. Дошкольное учреждение, которое ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включает в нее работу с семьей. В условиях семьи большое значение имеет «атмосфера направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, пример положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам.
Социально – экологические представления – это чувственно – наглядные, обобщенные образы предметов и явлений природной и социальной действительности, отражающие основные виды и способы взаимодействия человека и общества с окружающей средой.
На современном этапе формирование экологического мировоззрения – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета. Решение этого вопроса в системе непрерывного образования начинается с детей дошкольного возраста.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - социально – экологических представлений, а именно осознано – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно – правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма.

Формирование экологического мировоззрения у дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Далеко не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир природы и вполне наслаждаться ею. Чтобы открыть в их душах радость, нужна помощь родителей дома. Она тем более необходима, что вес упущения в духовной жизни ребенка, особенно в среде экологического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более, в зрелом возрасте. Социально – экологические представления важно формировать, когда складывается духовный мир детей, и они особенно чутки, восприимчивы к красоте и природе, к окружающему их миру. Этот период падает на первые десять лет жизни ребенка. Поэтому семья играет огромную роль в формировании экологического мировоззрения у детей, поскольку большую часть времени дошкольники проводят дома, в семье. Особенность родителей как субъекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующиеся на потребительском отношении к окружающему миру.

Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.

Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении.
Разрыв между требованиями, предъявленными к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы  используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.


  Свою работу планирую поэтапно:
- повышение социально – экологической культуры родителей;
- знакомство родителей с формами и методами работы с детьми по формированию социально – экологических представлений в условиях семьи;
- оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию экологического мировоззрения в условиях семьи;
- включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста.
На первом этапе работы с родителями мы предлагали консультации.
Цель консультации: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Провели консультации:  «Ребенок и животные», «Зеленый мир на окне»,

«Домашние животные «За» и «Против».
На консультации, кроме общих положений о значении воспитания ребенка в семье, его приобщения к природе, рассматривается типичная ситуация, когда в доме живут животные (птицы, собаки, кошки, черепахи, хомяки).
В процессе консультации показали значение трех моментов; общения с животными, наблюдения за ними и созданию необходимых условий. Общение - это разговоры во время прогулки, игра, несложная дрессировка.
Наблюдения за тем, что и как делают, почему так себя ведут животные – формирует у ребенка глубокий познавательный интерес к миру живой природы. Трудовые действия – это понимание потребностей живого существа в определенных условиях, без которых их жизнь прекратиться.
В конце консультации подчеркиваем  мысль о том, что забота о животных воспитывает в детях действенную любовь к ним, понимание самосущности живого.


Круглый стол на тему «Сбережем родную природу».
Предлагаем обсудить следующие вопросы:
- оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?;
- оказывает ли общество влияние на природную среду?;
- может ли мораль (нравственность) быть результатом отношений человека к природе?
Составление презентаций на темы: «Русская природа», «Птицы нашего города», «Дикое животное - лиса», «Ах, лето, лето!».
Очень важно то, что вопросы круглого стола объединяют и нас и родителей в решении проблем по формированию экологического мировоззрения у детей.
На следующем этапе работы организовываем в группе выставку поделок из природного материала «Дары осени».
Цель: развитие творчества, воображения детей; где дети учились использовать разнообразный природный материал (шишки, желуди, веточки и т.д.) для поделок.
Была проведена предварительная работа с родителями: беседы с родителями, чтобы они не препятствовали при прогулках детей собиранию природного материала, а наоборот помогали им, активно включались в работу по изготовлению поделок.
Предварительная работа с детьми: объяснение детям, что может стать соединительным материалом (пластилин); детям было дано задание придумать название своей поделки; так же детям было сказано, что лучшие поделки будут поощряться призами, т. е. был включен элемент соревнования.
Дети использовали самый различный природный материал. После чего, выбирали 3 самые лучшие, которые оценивались по разным критериям (использование многообразия природного материала, аккуратность, изобретательность и т. д.). Эти работы вознаграждались призами.
Таким образом, мы увидели, что активная включенность родителей в работу детей дает положительные результаты. Проводили родительское  собрание по  теме: «Формирование экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста начинается в семье».
Цели собрания:
1. Обсуждение с родителями проблемы формирования экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи, проблемы положительного отношения детей среднего дошкольного возраста к природе, проблемы формирования этого отношения в семье.

2. Создание условий для переосмысления родителями необходимости формирования социально – экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в условиях семьи.
3. Обеспечить привлечение родителей к активному участию в обсуждении проблемы.
В ходе собрания выяснили  актуальность и значимость социально – экологического воспитания детей в настоящее время.
В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, примеры положительного взаимодействия взрослых с природой, целенаправленное воспитание у детей правильного отношения к живым существам, выяснили с родителям, что мир увлечения взрослых и детей – телевидение, книги, игра также могут стать средством приобщения детей к природе.
  В конце родительского собрания были подведены  итоги, на котором была определена задача, стоящая перед родителями и педагогами – проведение специальной работы по формированию экологического мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста. Но полноценное проведение этой работы становиться возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении - семьи и детского сада, через различные формы и методы работы. Результаты показывают, что, наметилась  положительная динамика уровня сформированности экологического мировоззрения у детей. Родители осознают важность формирования этих представлений у детей в семье, взаимодействуя с ДОУ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ экологического мировоззрения и культуры по средствам лекарственных трав

Наша планета, ее нескончаемые недра, являются доступными для нас источником сил, крепкого здоровья и долгих лет жизни. Древняя наука познания тайн воды, земли, воздуха и растений была рождена нашими п...

Семейная гостиная: «Влияние семьи и детского сада на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения»

Государственное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22 комбинированного видаКрасносельского района              Конспект...

«Формирование основ экологического мировоззрения старших дошкольников»

С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова указывают на то, что в дошкольном возрасте нельзя говорить об экологической культуре в прямом смысле, здесь можно формировать только её предпосылки, закладывать её первонач...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

"Роль семьи и педагогов в формировании основ экологического мировоззрения"

Из опыта работы «Роль семьи и педагогов в формировании основ экологического мировоззрения»Подготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка» г. Покачи...