Формирование основ экологического мировоззрения и культуры по средствам лекарственных трав
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Калиниченко Ольга Викторовна

Наша планета, ее нескончаемые недра, являются доступными для нас источником сил, крепкого здоровья и долгих лет жизни. Древняя наука познания тайн воды, земли, воздуха и растений была рождена нашими прародителями, для которых знания полезных свойств окружающего их мира были не только благом, но и единственной возможностью выжить. С тех пор минули тысячелетия. И те, древние знания, накапливая опыт поколений, перешагнули к нам, в современность, в виде сборника природных знаний «Народная медицина».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kalinichenko.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ экологического мировоззрения и культуры

по средствам лекарственных трав

Автор:

воспитатель Калиниченко Ольга Викторовна,

МБДОУ «Детский сад №43»,  

город Усолье-Сибирское

Наша планета, ее нескончаемые недра, являются доступными для нас источником сил, крепкого здоровья и долгих лет жизни. Древняя наука познания тайн воды, земли, воздуха и растений была рождена нашими прародителями, для которых знания полезных свойств окружающего их мира были не только благом, но и единственной возможностью выжить. С тех пор минули тысячелетия. И те, древние знания, накапливая опыт поколений, перешагнули к нам, в современность, в виде сборника природных знаний «Народная медицина».

Лесными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.

«Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами, не взывающими, в отличие от синтетических, побочных явлений. Препараты из лекарственных растений нередко бывают единственными при многих заболеваниях.

Лечение травами-фитотерапия-мощное средство борьбы за здоровье людей. Этим объясняется сейчас большой спрос на такие растения, как подорожник, ромашка, валерьяна, мята, календула, мать-и-мачеха, одуванчик и многие другие.

Народами древнего мира использовалось до 21 тыс. видов растений.

Уже на самых ранних стадиях человечества растения были не только источником питания людей, а они помогали человеку избавиться от многих болезней.

Матушка-Природа предлагает человеку разнообразные дары и среди них лекарственные растения от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться.

Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби и знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: Беречь её!

Известно, что в лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

В основном лекарственные растения для внутреннего применения - настои, отвары, настойки, экстракты; и для наружного применения – травяная ванна, обертывание, примочка, компресс. Для этого можно использовать траву, цветки, листья, корневища, корни, плоды, семена, кора, почки и др.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетенции. Поэтому необходимо уже в детском саду  расширять и обогащать представление детей о лекарственных растениях родного края.

Основными задачами будут являются следующие:

- формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном мире, в особенности с лекарственными травами и животном мире, правилами поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

- развивать познавательный интерес, наблюдательность, любви к природе, бережному отношения к природе;

- воспитывать бережное отношение к природе, умение радоваться красоте окружающего мира;

- бережного отношения к своему здоровью.

Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в работе мы используем различные игры, в том числе экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях природы и закономерностях.

В работе с детьми мы используем:

- дидактические игры: «Грибы, ягоды, цветы», «Растения нашего края», «Подбери лист», «Цепочка», «Растения леса, сада, огорода», «Выбери нужное», «Береги природу», «Корень – стебель – листок - цветок», «Путешествие по лесу»; «Что будет, если…», «Похожи-непохожи», «Я знаю…..»;

- экскурсии, разговоры в ходе экскурсий, целевые прогулки;

- беседы по художественным произведениям, загадывание и отгадывание метафорических и описательных загадок;

- провоцирующие вопросы, обобщающие беседы, вопросы-символы после элементарных опытов;

- описательные рассказы, вопросы в процессе рассматривания и сравнения растений;

- придумывание синонимических рядов;

- творческое рассказывание, рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций природных объектов сибирского края;

- изучение Красной книги Иркутской области;  

- циклические наблюдения «Одуванчик»

- выездные экскурсии с родителями в музей природы;

- решение проблемных ситуаций: «Сорвали цветок», «Наступил на клумбу».

- экспериментирование с растениями «Испарение влаги с листьев растений», «Как растение

дышит?», «Что выделяет растение?»;

- разыгрывание сюжетов по произведениям, изготовление атрибутов для теневого театра, в уголке театрализованной деятельности;

- составление фотоальбомов «растительный мир»;

- декоративная лепка, декоративная аппликация, рисование, художественный труд по теме;

- зарисовка лекарственных растений, создание Красной книги из детских рисунков;

- выставка коллажей «Лекарственный мир растений;

- сбор гербария растений;

- музыкальные произведения: Антонов Ю. «Не рвите цветы», Вивальди А. Музыкальный цикл «Времена года», Левкодимова Г. «Подснежник», Моцарт В. «Цветы», Чичков Ю. «Волшебный цветок», «Это называется природа», Тухманов Д. «Красная книга»;

- конкурс плаката «Сохраним исчезающие растения».

А самое главное – для того, чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:

  1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.
  2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
  3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
  4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделиться сок.
  5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
  6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
  7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

Список литературы:

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – Москва, 2010 г.
  2. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ- педагогики. – Мозырь, 2003 г.
  3. Николаева С.Н. Общение  с природой начинается с детства, Пермь. 1992 г
  4. Сидорчук Т.А. Планета- наш дом. Мир вокруг нас: Учебник –хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. – Ульяновск, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ экологической культуры старших дошкольников средствами ТРИЗ

Целенаправленное, систематическое использование методов, приемов ТРИЗ в работе по формированию основ экологической культуры старших дошкольников позволяет сформировать у детей системные знания об объе...

Семейная гостиная: «Влияние семьи и детского сада на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения»

Государственное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22 комбинированного видаКрасносельского района              Конспект...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ»

уточнить и расширить представления о лекарственных расте­ниях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений и применения в ж...

«Формирование основ экологического мировоззрения старших дошкольников»

С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова указывают на то, что в дошкольном возрасте нельзя говорить об экологической культуре в прямом смысле, здесь можно формировать только её предпосылки, закладывать её первонач...

«Формирование основ экологической культуры у дошкольников средствами музейной педагогики»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.В настоящее время, как ни...

"Роль семьи и педагогов в формировании основ экологического мировоззрения"

Из опыта работы «Роль семьи и педагогов в формировании основ экологического мировоззрения»Подготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка» г. Покачи...