Мультфильм, как средство морально-нравственного развития ребенка
консультация (старшая группа) на тему

Кочурова Юлия Геннадьевна

Многие родители задают себе одни и те же вопросы: Насколько вредны мультфильмы? В каком возрасте можно разрешать смотреть мультики и детские передачи? Сколько времени это должно занимать? Какие мультфильмы выбрать для ребёнка: отечественные или зарубежные? Не проводится ли сегодня при помощи детских телепрограмм «зомбирования» наших детей? Давайте разберёмся, что может извлечь ребёнок из просмотра мультфильма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_sovremennom_mire_multfilmy.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире мультфильмы – это неотъемлемая часть повседневной жизни семей, в которых есть маленькие дети. Без мультфильмов мы уже не можем представить ни своё детство, ни детство наших малышей. Родители всё чаще задумываются о пользе мультфильмов для детей. Так не хочется прививать любовь ребёнка к телевизору (компьютеру, планшету), но как приятно побыть хотя бы немного в тишине, приготовить спокойно ужин или заняться другими важными делами.

Многие родители задают себе одни и те же вопросы: Насколько вредны мультфильмы? В каком возрасте можно разрешать смотреть мультики и детские передачи? Сколько времени это должно занимать? Какие мультфильмы выбрать для ребёнка: отечественные или зарубежные? Не проводится ли сегодня при помощи детских телепрограмм «зомбирования» наших детей? Давайте разберёмся, что может извлечь ребёнок из просмотра мультфильма.

Познание мира в детском возрасте происходит через подражание, ребёнок - это отражатель и подражатель, который копирует картинку (поступки взрослых к примеру). Можно сказать, что детство основано на копировании мира, в том числе поведения. Психика ребёнка устроена так, что, подражая поведению, ребёнок не понимает смыслового значения происходящего. (пример «Губка»)

Рудольф Штейнер, занимающийся проблемой духовно-нравственного  воспитания детей,  писал,- «…Следует помнить, что в присутствии ребёнка, недопустимо совершать поступки, о которых потом ребёнку приходится говорить: «Ты так делать не должен!»»

Известно, что наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории, показывали театральные сценки. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившихся детей. Они рассказывали историю, из которой становился ясным смысл поступка.

С современным техническим развитием и занятостью родителей, сказку заменили мультфильмы, которые активно воздействуют в большей степени на аудиальную и визуальную сигнальные системы ребёнка. Герои современных мультфильмов, в некоторой степени нарушают естественный ход развития – подрывают авторитет взрослого.

Смотря мультфильм, ребенок идентифицирует себя с героем, не понимая смыслового значения его поступков. Однотипные, зачастую грубые и жесткие мультфильмы, формируют у ребёнка не только агрессивное поведение, но и представляют собой некий стереотип, с которого конкретно можно списать модель поведения. Герой для ребенка это - ОБЪЕКТ, С КОТОРОГО НУЖНО КОПИРОВАТЬ определённый набор поведенческих качеств.

Дети обожают всё яркое и красочное, и мультфильмы удовлетворяют эту потребность сполна. Малыши не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку.

Согласно мнению детских психологов, «правильные» мультфильмы способны:

1. Обучать. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке, изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические знания.

2. Развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой лексический запас и могут в хорошем смысле удивить родителей некоторыми высказываниями и афоризмами.

3. Развивать мышление и память. Ребенок учится анализировать содержание мультика, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

4. Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.

5. Воспитывать. Персонажи мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого), формируют у них способность к эмпатии (сопереживанию), первичные представления о добре и зле.

Таким образом, мультфильм может быть хорошим ресурсом для развития детей в любой из образовательных областей: социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической, физической.

Но хочется обратить Ваше внимание, что мультипликация разных стран различна, но во всех мультфильмах отдельно взятой страны прослеживается определённая структура. Персонажи в современных мультфильмах примерно одинаковые, Ослик из мультфильма «Шрек» очень похож на ленивца из «Ледникового периода», и на зебру из «Мадагаскара». Японские мультсериалы наполнены содержанием, которое не понимают иногда даже взрослые.

Попробуйте отключить звук, когда ваш ребенок смотрит этот мультфильм, получите схему: «Человек Паук  гуляет - к нему подходит монстр с пистолетом - Человек Паук с ним борется - противник либо погибает, либо капитулирует». Пожалуйста, вот дальнейшая схема поведения ребёнка, ни какого смыслового значения. Точно, так как взрослый без звука, ребёнок со звуком воспринимает данный ход событий.  В поступках «Человека Паука» прослеживается сюжет борьбы за жизнь, но не прослеживается нравственность поступка. Будь мультфильм без звука всегда, Вы бы догадались, что «Человек паук» добрый?

Взрослые должны регулировать не только качество, но и объёмы видеоинформации. Разработаны специальные нормы просмотра телевидения и мультфильмов по требованиям Всемирной организации здоровья:

1. До 3-х лет не рекомендуется допускать детей к просмотру любой видеопродукции.

2. Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) рекомендуется не более 30 минут в день.

Основные признаки того, что этот видеоматериал детям смотреть не стоит:

1. Если герои мультфильма агрессивные и жестокие;

2. Герои нереалистичны и демонстрируют физическую неуязвимость;

3. Герои не занимаются никакой созидательной и полезной деятельностью;

4. В содержании не заложен морально-нравственный аспект.

Не стесняйтесь запрещать ребенку смотреть отрицательные мультфильмы и передачи. Сначала объясните ему, что просмотр таких видеоматериалов не является хорошим и полезным занятием. Уточните, почему. Говорите то, что «не хотите, чтобы малыш быть таким же невоспитанным» или «так же часто попадал в переделки?». Возможно, таким образом, он поймет, что к чему.

Подбирать видеоматериал нужно для каждого ребёнка индивидуально, исходя из его предпочтений, увлечений, характера. Для каждого возраста свои мультфильмы.

1. В 3 года малышу лучше всего подойдут мультики на основе русских народных сказок («Колобок», «Три медведя», «Петушок-Золотой гребешок» и т. п.), а также сказок Сутеева и Чуковского. Ещё можно добавить другие несложные мультфильмы о животных. Но они должны быть правдоподобными, не искажать реальность и носить обучающий характер («Даша-путешественница», «Лунтик», «Малышарики» и т. д.).

2. В 4 года детям нужно уже предложить более серьёзные сюжеты, где учат добру, дружбе, помощи и состраданию. В этом помогут старые добрые мультфильмы про Кота Леопольда, Чебурашку и Крокодила Гену, Винни Пуха, Лунтика, Царевну-Лягушку, Золушку и т. д.

3. В 5–6 лет дети могут смотреть уже полнометражные мультфильмы, такие как 12 месяцев, Дюймовочка, Аленький цветочек, Конёк Горбунок и другие похожие мультики.

Просмотр Мультфильма «Старая игрушка». Обсуждение.

Просмотр мультфильма «Смешарики». Анализ мультфильма по критериям И.Н.Тимошина, А.В.Морозова.

Таким образом, уважаемые взрослые: уделяйте детям время, играйте с ними, говорите, читайте им книги, смотрите мультфильмы вместе, обсуждайте увиденное, выслушайте обязательно их точку зрения и помогите им разобраться. Детство нужно прожить в сказке, наполнив среду ребёнка мультфильмами, с положительными примерами поведения в различных ситуациях, стимулами, которые будут способствовать развитию нравственных категорий (забота, доброта, справедливость). Дав ребёнку героя – живого, похожего на него, мы получим нравственную личность, стремящуюся делать добро или, хотя бы, не совершать деструктивные поступки. То есть, следует наполнить детскую среду мультфильмами специально подобранными с этой целью.

  1. Приветствие родителей. Игра «Клубочек».

Сейчас я буду вам по очереди передавать клубок, а вы будете называть свой любимый мультфильм из вашего детства.

  1. Игра «Объясни имя».

Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас вам буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут.

Незнайка (потому что он ничего не знает)

Белоснежка (она белая, как снег)

Снегурочка (она сделана из снега)

Синеглазка (это девочка с синими глазами)

Курочка Ряба (она пестрая, рябая)

Корова Буренка (она коричневая, бурая)

Бычок Смоляной Бочок (бок в смоле)

(современные имена персонажей не объяснимы: Барби, пушистик Биббл, Стервелла Де Виль («Долмотинцы»), русалочка Ариэль,  попугай Яго, фея Динь-Динь, Тимон, Пумба  и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство социально-личностного развития ребенка.

С этим сообщением я выступала на методическом объединении для участников  стажерско площадки. В нем собраны несколько игр, упражнений, объединенных общей тематикой - темой "Дружба".  В ходе ...

Дидактическая игра, как средство художественно-творческого развития ребенка-дошкольника.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идет очень быстрыми темпами, Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития. Сформированные в раннем ...

"Художественное слово как средство художественно-эстетического развития ребенка".

Художественно – эстетическое воспитание детей- целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Благодаря...

Программа по самообразованию на 2013- 2015 год на тему "Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ"

Содержит план и отчет по самообразованию на тему "Игра как средство воспитания и развития ребенка с ОВЗ". Актуальность. Задачи. Этапы....

консультация для родителей по теме "Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"

Консультация для родителей по теме "Устное народное творчесвто как средство духовно-нравственного развития ребенка"...

Мультфильм, как средство успешного речевого развития детей с ОВЗ в логопедической практике.

Мультфильм – это не только продукт медиасреды, но и вид искусства. Для детей же искусство – одна из форм познания мира....