Особенности организации экспериментальной детской деятельности с включением культурных практик в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
статья (старшая группа) на тему

     На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает ряд изменений, и главным из них является переход к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.  Идёт  не только обновление содержания образования, но и требований к результатам дошкольного образования и условиям, в которых эти результаты должны достигаться. 

В программе появились такие дополнительные  понятия как культурные практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-_kulturnye_praktiki.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации экспериментальной детской деятельности с включением культурных практик в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

                                                                                                 

 Казакова Г.Н., воспитатель

ГусельниковаА.М.

МАДОУ «Центр развития ребенка

 – детский сад № 33 «Радуга»

     На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает ряд изменений, и главным из них является переход к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.  Идёт  не только обновление содержания образования, но и требований к результатам дошкольного образования и условиям, в которых эти результаты должны достигаться. 

В программе появились такие дополнительные  понятия как культурные практики.

 Культурные практики - это идущие от взрослого виды деятельности.

     К ним относятся:

  • - игровая,
  • -продуктивная,
  • -познавательно-исследовательская деятельность,
  • -коммуникативная практика (в дошкольном возрасте выступает как взаимодействие игрового или продуктивного, или исследовательского характера)
  • -чтение детям художественной литературы. 

       Форма введения культурных практик  в жизнь дошкольников – это совместная партнерская деятельность, доброжелательное внимании и уважительное отношение со стороны взрослого, сотрудничество с ним, равноправное включение взрослого в процесс деятельности. («Я буду...»- «партнер-модель»; «Давайте будем...» - «партнер-сотрудник»).

Организация культурных практик происходит во 2-ой половине дня и носит преимущественно подгрупповой характер.

На основе культурных практик ребёнка формируются его интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения.

Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего – либо в своей жизни.

 В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности.

        К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских способов действий.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.

Познавательно - исследовательская деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.

Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества.

 В процессе экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия.

Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет само реализоваться и самоутвердиться.

         Задача взрослого заключается в необходимости правильно моделировать   предметно-пространственную среду,  где  ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.  

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка, служить удовлетворению его потребностей и интересов.

         Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, наш уголок  постоянно пополняется. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

     Обязательными  предметами   являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это  развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.      

   Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

- Экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы»,  и др., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

- Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др.), пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.

 - Рассматривание схем к опытам, таблицы, упрощенные рисунки позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

- Использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждению проблем, развивает интеллектуальную рефлексию.

 - Драматизация: ребенок берет на себя: то роль Незнайки - Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснять и отвечать на вопросы.

            Очень часто темы культурных практик появляются из наблюдений. Например, на прогулке  наблюдаем за снегом. Дети начинают задавать вопросы: Почему снег бывает липким? Как он тает? И много других вопросов. Тогда после сна  группа превращается в лабораторию,  и мы исследуем на опытах то, что детей заинтересовало. Дети сами опытным путем отвечают на свои же вопросы. Обычно такая деятельность захватывает всех детей.

 Так, летом на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент проходит  незаметно для детей.

 Вместе с детьми осуществляем необходимые действия. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий.    

    Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняю. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.

      Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.

      Также в ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания.

        В процессе работы  поощряем  детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия.  

         Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.

Культурные практики помогают детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы на все возникающие вопросы, тем самым помогают подготавливать наших детей к взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации экспериментальной детской деятельности с включением культурных практик в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

   На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает ряд изменений, и главным из них является переход к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образо...

Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик....

Особенности организации экспериментальной детской деятельности с включением культурных практик в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

На сегодняшний день дошкольное образование претерпевает ряд изменений, и главным из них является переход к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.  Идёт ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

В данной статье даётся краткое описание организации развивающей предметно - пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Образовательный проект «Организация развития познавательной деятельности дошкольников посредством взаимодействия с родителями в рамках ФГОС дошкольного образования»

Актуальность предоставленного образовательного проекта обусловлена процессом модернизации образования в нашей стране.Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного о...

Культурные практики в образовательном процессе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Педагогический проект по реализации культурных практик в старшей группе дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО...

Особенности организации образовательной деятельности с включением различных видов деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательск...