Культурные практики в образовательном процессе в соответствии с ФГОС дошкольного образования
проект (старшая группа)
Педагогический проект по реализации культурных практик в старшей группе дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog_proekt.docx | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
СП ДС «Сказка» петровского филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» им.С.Ф.Зинченко пос.Глушицкий
«Педагогический проект по реализации культурных практик
В старшей группе дошкольной образовательной организации
(в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО)»
Выполнила:
Воспитатель I кв.категории
Сапрыкина Наталья Александровна
2021 г.
Тема: «Зимующие птицы»
Актуальность:
Зима – это время, когда мы должны заботиться о братьях наших меньших (животных и птицах). Зимующие птицы очень нуждаются в помощи. Птицам крайне необходима наша забота и поддержка, которую мы проявляем, вешая кормушки. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, взрослые, должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения детей с природой: смастерить кормушки, дать элементарные знания о том, чем питаются птицы зимой.
Цель: Формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах и роли человека в жизни птиц.
Задачи
-Расширить представления о зимующих птицах, их повадках, приспособленности к среде обитания; Дать элементарные знания о внешнем виде птиц, о питании, о видах подкормки;
-Развивать умения умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог в ходе наблюдений, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
-Развивать творческие способности детей через продуктивную деятельность. Отражать в своих работах интерес и заботу о птицах.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации: 2 недели
Материалы/оборудование: альбомы для рассматривания; подборка художественных и музыкальных произведений по данной теме; дидактические, подвижные игры, физкультминутки; материал для опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.
Прогнозируемый результат проекта
В ходе проекта сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах: о внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Повысить уровень любознательности, творческих способностей, познавательной активности. Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц. Развить у детей интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы. Вызывать у дошкольников постоянное желание помогать птицам в трудных зимних условиях. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. Приобщать к совместной деятельности родителей: повысить уровень их экологической воспитанности; проводить с детьми наблюдения в природе и пресекать попытки жестокого обращения с объектами природы; привлекать детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.
Организация деятельности в рамках проекта: подготовительный, основной этап, заключительный этап
Подготовительный этап –
•Беседа с детьми «Что мы знаем о зимующих птицах»; продумывание вопросов для детей;
•Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
• Разработка плана по реализации проекта.
•Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
•Подбор иллюстративного материала, предметных и сюжетных картинок;
•Подбор дидактических, словесных и подвижных игр по данной теме.
Основной этап –
• Беседы с детьми «Чем питаются птицы зимой», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой»
•Чтение и обсуждение художественных произведений, отгадывание загадок: А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Бианки «Синичкин календарь. Январь»,Л. Воронкова «Птичьи кормушки»,Г. Скребицкий «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижев «Птицы зимой»; Н. Павлова «Зимние гости»
• Использование дидактических игр
•Прослушивание музыкальных произведений
•Разучивание физкультминуток, пальчиковых гимнастик
•Разучивание подвижные игр
• Продуктивная деятельность: «Как розовые яблоки на ветках снегири» (рисование), «Птички-синички» (аппликация), «Птицы на кормушке» (коллаж)
• Консультации для родителей: «Как сделать кормушку», «Покормите птиц зимой»
Заключительный этап –
•Обработка результатов по реализации проекта
•Фотовыставка «Репортаж с кормушки»
•Презентация проекта
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие | ||
Виды культурной практики | Содержание деятельности | Предполагаемые результаты |
Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом Культурные практики формирования поведения и отношения Практики игрового взаимодействия Свободные практики детской деятельности | Беседа с детьми «Как живут птицы зимой?» Просмотр мультфильма «Синичкин календарь» Дидактические игры: «Счёт птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?». Настольные игры: Разрезные картинки «Птицы», Лото «Зимующие птицы». Сюжетно-ролевая игра: «Птичий двор». Подвижные игры: «Снегири», «Птицы и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Коршун и наседка» Изготовление кормушек из бросового материала. Труд в природе – кормление птиц. | Дети усвоят новую информацию о зимующих птицах. Научаться придерживаются игровых правил в дидактических, настольных, подвижных играх. Будут уметь действовать сообща, согласно ролям и правилам игры. В совместной работе со взрослыми научаться проявлять заботу о птицах. |
Познавательное развитие | ||
Виды культурной практики | Содержание деятельности | Предполагаемые результаты |
Культурные практики познания мира и самопознания Свободные практики детской деятельности Практики игрового взаимодействия | Беседа «Что мы знаем о зимующих птицах» Цель: рассмотреть иллюстрации, вспомнить внешний вид и названия птиц Беседа: «Чем питаются птицы зимой», Цель: поразмышлять, чем могут питаться птицы зимой, и почему некоторые птицы улетают на юг Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: обобщить знания, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки. Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия Использование дидактических игр: «Чья тень?», «Кто чем питается?», «Что за птица?», «Узнай какое время года?», «Кто зимовал, кто прилетит?», «Узнай по клюву?», «Собери птичку» Просмотр компьютерной презентации «Зимующие птицы» Ц:дать дополнительные знания о зимующих птицах | Ребята закрепят знания о видах зимующих птиц, о строении их тела, о том, почему птицы остаются зимовать и чем питаются. Дети научаться делать самостоятельные выводы на основе собственного опыта или имеющейся информации. Научаться подмечать изменения в поведении птиц, делать выводы. Пополнят знания о птицах |
Речевое развитие | ||
Виды культурной практики | Содержание деятельности | Предполагаемые результаты |
Коммуникативные практики Практики игрового взаимодействия Свободные практики | Рассматривание иллюстраций «Снегирь и синица» Ц: составить описательный рассказ об одной из зимующих птиц Чтение и обсуждение художественных произведений: А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Бианки «Синичкин календарь. Январь», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», Г. Скребицкий «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижев «Птицы зимой»; Н. Павлова «Зимние гости» Отгадывание загадок. Использование дидактических игр: «Скажи наоборот», «Прилетели птицы» , «Закончи предложение», «Один - много» | Научаться составлять описательные рассказы о птицах. Достаточно хорошо овладеют устной речью, смогут выражать свои мысли, использовать речь в построения речевого высказывания в ситуации общения. Будут проговаривать стихотворения с интонацией и выражением, научаться проговаривать сложные для произношения звуки. |
Художественно-эстетическое развитие | ||
Виды культурной практики | Содержание деятельности | Предполагаемые результаты |
Культурные практики познания мира и самопознания Практики игрового взаимодействия Свободные практики | Рисование «Как розовые яблоки на ветках снегири» Цель: изображать снегирей используя нетрадиционные техники рисования (примакивание губкой и ватной палочкой) Аппликация «Птички-синички» Ц: напомнить способ аппликации - обрывание бумаги, аккуратно наклеивать детали Коллективная аппликация: «Птицы на кормушке» (коллаж) Ц: отрабатывать приёмы вырезывания по контуру, располагать изображения по всему листу, аккуратно наклеивать детали Игра - инсценировка «Узнай птицу!» Ц: входить в образ животных, птиц, изображая повадки мимикой, движениями, подражать голосам животных-персонажей. Слушание голосов птиц. Разучивание песен по теме проекта. Музыкально-двигательные игры. | Научаться приемам расположения рисунка на листе бумаги. Умеют рисовать птичку, передавая форму тела (овальная, частей, красивое оперение). Развито умение вырезать круги из квадратов, срезая углы, составлять целое из частей; творческие способности. Умеют работать сообща Развито образное восприятие, воображение. Развиты творческие способности детей. Научаться распознавать птиц по голосам Разучат куплеты песни Развита ритмопластика |
Физическое развитие | ||
Виды культурной практики | Содержание деятельности | Предполагаемые результаты |
Культурные практики здорового образа жизни Практики игрового взаимодействия Свободные практики | Физкультминутки: «Шустрая синица», «Снегирёк» Пальчиковые игры: «Десять птичек – стайка», «Я решил ворон считать» Подвижные игры: «Голуби и воробей», «Птичьи стайки», «Где спрятался воробей?», «Птицы и кукушка», «Птицы в клетке», «Птицы в гнездышках», | Умеют выполнять движения в соответствии с текстом. Развита мелкая моторика рук Умеют соблюдать правила игры. Умеют двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. |
Используемые источники
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. (электронный ресурс)
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ». (электронный ресурс)
3. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада. – М.: Баласс, 2001.
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. Мозаика-Синтез, 2007.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
6.Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
7.Соломенникова О.А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г
8. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В.
9. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
10. www.maam.ru
11. nsportal.ru›
12. ped-kopilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования
Доклад заведующего на педагогическом совете...
Анализ образовательного процесса при введении ФГОС дошкольного образования
Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальн...
Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи:• дат...
Мастер-класс для педагогов: «ЛЕГО - конструирование как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования»
Добрый день, уважаемые коллеги! LEGO (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. И я предлагаю вам погрузиться в эту увлекательную среду.От рождения детям присуще стремлени...
"Ознакомление родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"
Публикация материала в СМИ "Вестник педагога"...
Игровые технологии как средство совершенствования образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования
Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра являет...
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования
Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС дошкольного образования (консультация для воспитателей)...