Главные вкладки

    Культурные практики в образовательном процессе в соответствии с ФГОС дошкольного образования
    проект (старшая группа)

    Сапрыкина Наталья Александровна

    Педагогический проект по реализации культурных практик в старшей группе дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagog_proekt.docx34.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    СП ДС «Сказка» петровского филиала ГБОУ СОШ «ОЦ» им.С.Ф.Зинченко пос.Глушицкий

     «Педагогический проект по реализации культурных практик

    В старшей группе дошкольной образовательной организации

     (в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО)»

    Выполнила:

    Воспитатель I кв.категории

    Сапрыкина Наталья Александровна

     

    2021 г.

    Тема: «Зимующие птицы»

    Актуальность:

    Зима – это время, когда мы должны заботиться о братьях наших меньших (животных и птицах). Зимующие птицы очень нуждаются в помощи. Птицам крайне необходима наша забота и поддержка, которую мы проявляем, вешая кормушки. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, взрослые, должны научить детей видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

    Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

    В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения детей с природой: смастерить кормушки, дать элементарные знания о том, чем питаются птицы зимой.

    Цель: Формирование у детей элементарных экологических знаний о зимующих птицах и роли человека в жизни птиц.

    Задачи

    -Расширить представления о зимующих птицах, их повадках, приспособленности к среде обитания;                                                                                                                                    Дать элементарные знания о внешнем виде птиц, о питании, о видах подкормки;        

    -Развивать умения умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог в ходе наблюдений, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

    -Развивать творческие способности детей через продуктивную деятельность. Отражать в своих работах интерес и заботу о птицах.

    Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

    Сроки реализации: 2 недели

    Материалы/оборудование: альбомы для рассматривания; подборка художественных и музыкальных произведений по данной теме; дидактические, подвижные игры, физкультминутки; материал для опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.

    Прогнозируемый результат проекта

    В ходе проекта сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах: о внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Повысить уровень любознательности, творческих способностей, познавательной активности. Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц. Развить у детей интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы. Вызывать у дошкольников постоянное желание помогать птицам в трудных зимних условиях. Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку. Приобщать к совместной деятельности родителей: повысить уровень их экологической воспитанности; проводить с детьми наблюдения в природе и пресекать попытки жестокого обращения с объектами природы; привлекать детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

    Организация деятельности в рамках проекта: подготовительный, основной этап, заключительный этап

    Подготовительный этап –

     •Беседа с детьми «Что мы знаем о зимующих птицах»; продумывание вопросов для детей;

    •Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;

    • Разработка плана по реализации проекта.

    •Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

    •Подбор иллюстративного материала, предметных и сюжетных картинок;

    •Подбор дидактических, словесных и подвижных игр по данной теме.

    Основной этап –

     • Беседы с детьми «Чем питаются птицы зимой», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой»

    •Чтение и обсуждение художественных произведений, отгадывание загадок: А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Бианки «Синичкин календарь. Январь»,Л. Воронкова «Птичьи кормушки»,Г. Скребицкий «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижев «Птицы зимой»; Н. Павлова «Зимние гости»

    • Использование дидактических игр

    •Прослушивание музыкальных произведений

    •Разучивание физкультминуток, пальчиковых гимнастик

    •Разучивание подвижные игр

    • Продуктивная деятельность: «Как розовые яблоки на ветках снегири» (рисование), «Птички-синички» (аппликация), «Птицы на кормушке» (коллаж)

    • Консультации для родителей: «Как сделать кормушку», «Покормите птиц зимой»

    Заключительный этап –

    •Обработка результатов по реализации проекта

    •Фотовыставка «Репортаж с кормушки»

    •Презентация проекта

    Технологическая карта проекта

    Социально-коммуникативное развитие

    Виды культурной практики

    Содержание деятельности

    Предполагаемые результаты

    Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом

    Культурные практики формирования поведения и отношения

    Практики игрового взаимодействия

    Свободные практики детской деятельности

    Беседа с детьми «Как живут птицы зимой?»

    Просмотр мультфильма «Синичкин календарь»

    Дидактические игры:  «Счёт птиц», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Узнай по голосу», «Что едят птицы?».

    Настольные игры:  Разрезные картинки «Птицы», Лото «Зимующие птицы». Сюжетно-ролевая игра: «Птичий двор».

    Подвижные игры: «Снегири», «Птицы и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Коршун и наседка»

    Изготовление кормушек из бросового материала.

    Труд в природе – кормление птиц.

    Дети усвоят новую информацию о зимующих птицах.

    Научаться придерживаются игровых правил в дидактических, настольных, подвижных играх.

    Будут уметь действовать сообща, согласно ролям и правилам игры.

    В совместной работе со взрослыми научаться проявлять заботу о птицах.

    Познавательное развитие

    Виды культурной практики

    Содержание деятельности

    Предполагаемые результаты

    Культурные практики познания мира и самопознания

    Свободные практики детской деятельности

    Практики игрового взаимодействия

    Беседа «Что мы знаем о зимующих птицах»

    Цель: рассмотреть иллюстрации, вспомнить внешний вид и названия птиц

    Беседа: «Чем питаются птицы зимой»,

    Цель: поразмышлять, чем могут питаться птицы зимой, и почему некоторые птицы улетают на юг

    Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой»

    Цель: обобщить знания, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.

    Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия

    Использование дидактических игр: «Чья тень?», «Кто чем питается?», «Что за птица?», «Узнай какое время года?», «Кто зимовал, кто прилетит?», «Узнай по клюву?», «Собери птичку»

    Просмотр компьютерной презентации «Зимующие птицы»

    Ц:дать дополнительные знания о зимующих птицах

    Ребята закрепят знания о видах зимующих птиц, о строении их тела, о том, почему птицы остаются зимовать и чем питаются.

    Дети научаться делать самостоятельные выводы на основе собственного опыта или имеющейся информации.

    Научаться подмечать изменения в поведении птиц, делать выводы.

    Пополнят знания о птицах

    Речевое развитие

    Виды культурной практики

    Содержание деятельности

    Предполагаемые результаты

    Коммуникативные практики

    Практики игрового взаимодействия

    Свободные практики

    Рассматривание иллюстраций «Снегирь и синица»

    Ц: составить описательный рассказ об одной из зимующих птиц

    Чтение и обсуждение художественных произведений: А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Бианки «Синичкин календарь. Январь», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», Г. Скребицкий «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижев «Птицы зимой»; Н. Павлова «Зимние гости»

    Отгадывание загадок.

    Использование дидактических игр: «Скажи наоборот», «Прилетели птицы» , «Закончи предложение», «Один - много»

    Научаться составлять описательные рассказы о птицах.

     Достаточно хорошо овладеют устной речью, смогут выражать свои мысли, использовать речь в построения речевого высказывания в ситуации общения.

    Будут проговаривать стихотворения с интонацией и выражением, научаться проговаривать сложные для произношения звуки.

    Художественно-эстетическое развитие

    Виды культурной практики

    Содержание деятельности

    Предполагаемые результаты

    Культурные практики познания мира и самопознания

    Практики игрового взаимодействия

    Свободные практики

    Рисование «Как розовые яблоки на ветках снегири»

    Цель: изображать снегирей используя нетрадиционные техники рисования (примакивание губкой и ватной палочкой)

    Аппликация «Птички-синички»

    Ц: напомнить способ аппликации - обрывание бумаги, аккуратно наклеивать детали

    Коллективная аппликация: «Птицы на кормушке» (коллаж)

    Ц: отрабатывать приёмы вырезывания по контуру, располагать изображения по всему листу, аккуратно наклеивать детали

    Игра - инсценировка «Узнай птицу!»

    Ц: входить в образ животных, птиц, изображая повадки мимикой, движениями, подражать голосам животных-персонажей.

    Слушание голосов птиц.

    Разучивание  песен по теме проекта.

    Музыкально-двигательные игры.

    Научаться приемам расположения рисунка на листе бумаги.

    Умеют рисовать птичку, передавая форму тела (овальная, частей, красивое оперение).

    Развито умение вырезать круги из квадратов, срезая углы, составлять целое из частей; творческие способности.

    Умеют работать сообща

    Развито образное восприятие, воображение.

    Развиты творческие способности детей.

    Научаться распознавать птиц по голосам

    Разучат куплеты песни

    Развита ритмопластика

    Физическое развитие

    Виды культурной практики

    Содержание деятельности

    Предполагаемые результаты

    Культурные практики здорового образа жизни

    Практики игрового взаимодействия

    Свободные практики

    Физкультминутки: «Шустрая синица», «Снегирёк»

    Пальчиковые игры: «Десять птичек – стайка», «Я решил ворон считать»

    Подвижные игры: «Голуби и воробей», «Птичьи стайки», «Где спрятался воробей?», «Птицы и кукушка», «Птицы в клетке», «Птицы в гнездышках»,

    Умеют выполнять движения в соответствии с текстом.

    Развита мелкая моторика рук

    Умеют соблюдать правила игры.

    Умеют двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

    Используемые источники

    1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. (электронный ресурс)

    2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ». (электронный ресурс)

    3. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада. – М.: Баласс, 2001.

    4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. Мозаика-Синтез, 2007.

    5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

     6.Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

    7.Соломенникова О.А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г

    8. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В.


    9. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

    10. www.maam.ru

    11. nsportal.ru›

    12. ped-kopilka.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ образовательного процесса при введении ФГОС дошкольного образования

    Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных социальн...

    Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.

    Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи:• дат...

    Мастер-класс для педагогов: «ЛЕГО - конструирование как средство комплексного решения воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС дошкольного образования»

    Добрый день, уважаемые коллеги! LEGO (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. И я предлагаю вам погрузиться в эту увлекательную среду.От рождения детям присуще стремлени...

    Игровые технологии как средство совершенствования образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования

    Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра  являет...

    Культурные практики в образовательном процессе ДОУ. Проблемы и пути их решения

    С выходом ФГОС ДО,  особое  внимание уделяется различным видам детской деятельности и развития у дошкольников  самостоятельности и творчества. В основу реализации ФГОС ДО положен культу...