Статья на тему: "РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЫХ, ДРУЖЕСКИХ И СПРАВЕДЛИВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И НАРОДАМИ."
статья (подготовительная группа) на тему

Фролова Наталия Александровна

Статья на тему : "РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЫХ, ДРУЖЕСКИХ  И СПРАВЕДЛИВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И НАРОДАМИ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фролова Наталия

МБДОУ «ЦРР-детский сад № 188»

Размышляя над политикой школьного образования, семейным воспитанием, педагогическим процессом современной действительности, нельзя забывать Великих людей нашей и зарубежной истории, одним из которых является основоположник идей демократизма и гуманистической педагогики Ян Амос Коменский [28.03.1592 – 15.11.1670] - чешский педагог-гуманист, общественный деятель, епископ церкви Чешские братья, писатель, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы. Коменский был современником эпохи, сочетавшей черты средневековья и нового времени, когда совершались великие научные открытия, и в то же время еще горели костры инквизиции [3]

  Ян Амос Коменский направил свои усилия в сторону преобразования существовавшей       тогда системы воспитания и обучения детей, поскольку корень зла, существующего в обществе, он рассматривал как результат ошибок в воспитании. «Юношество, – писал он ,   растет без должного ухода, наподобие леса, которого никто не насаждает, никто не орошает, не обрезает, не выпрямляет. Поэтому дикие и неукротимые нравы и обычаи владеют миром, всеми городами и селениями, всеми домами и всеми людьми, у которых в теле и душе – везде величайшее множество неурядиц» [1, с.258].

«В человеческом роде, – продолжал Коменский, – нельзя противодействовать злу удачнее, как противодействовать ему в раннем возрасте человека … если мы желаем, чтобы были хорошо благоустроены и процветали церкви, государства и хозяйства, прежде всего упорядочим школы и дадим им расцвести, чтобы они стали истинными и живыми мастерскими людей и рассадниками для церквей, государств и хозяйств. Так – достигнем мы нашей цели, по-иному – никогда» [1, с.259].

Главной целью воспитания и обучения Коменский считал развитие и совершенствование человека на пользу самому себе и другим людям. По мнению Коменского, в процессе воспитания и обучения необходимо одновременно развивать у ребенка интеллект, нравственность (добродетель) и религиозность.

« Итак, на первом месте должно быть благочестие, питание души; на втором — добрые нравы, закон человеческого взаимообщения; на третьем — познание, пища таланта. (...) [2, «Пампедия», глава IIX.34]

Основные положения педагогической теории Коменского, изложенные в «Великой дидактике», сводятся к следующему.

Человека необходимо формировать, т.е. обучать и воспитывать. Коменский так обосновал данное положение: «Человек со стороны тела создан для труда. Но мы видим, что вместе с ним рождается только способность к этому: человека нужно постепенно учить и сидеть, и стоять, и ходить, и двигать руками для работы. Итак, откуда же у нашего духа было бы преимущество, чтобы без предварительной подготовки он сделался бы совершенным благодаря самому себе и через себя? … для всех созданий существует закон брать начало из ничего и постепенно возвышаться как в отношении сущности, так и в отношении действий» [1, с.282].

При этом, по мнению Коменского, образование необходимо всем людям без исключения. «В воспитании нуждаются и тупые, и даровитые, – писал он. – … кто усомнился бы в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным» [1, с.286]. «В школы, – продолжал Коменский, – следует отдавать не только детей богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях. … всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей.

Формирование человека необходимо осуществлять в раннем возрасте. Коменский считал, что «Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок. Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно; но, если оно выросло, это невозможно сделать. … Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку». [1, с.286].

Дети должны формироваться совместно, и для этого нужны школы. «При многообразии людей и их занятий, – писал Коменский, – редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. … Если бы даже и были родители, которые могли бы посвятить себя воспитанию своих детей, то все же более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, так как больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других. Ведь совершенно естественно делать то, что на наших глазах делают другие, и идти туда, куда идут другие, следовать за теми, кто впереди, и опережать тех, кто следует за ними» [1, с.289-290].

Обучение в школах должно быть универсальным, т.е. в школах необходимо обучать детей всему. Однако под этим Коменский подразумевал не точное и глубокое изучение детьми всех наук и искусств. Он считал, что обучение в школах должно быть направлено на то, «чтобы всех, явившихся в мир не только в качестве зрителей, но также и в качестве будущих деятелей, научить распознавать основания, свойства и цели важнейшего из всего существующего и происходящего, чтобы в этом мире не встретилось им ничего, о чем бы они не имели возможности составить хотя бы скромного суждения и чем они не могли бы воспользоваться для определенной цели разумно, без вредной ошибки» [1, с.295].

Основные задачи образования в школах Коменский видел в том, чтобы обучить детей знаниям, добродетели и религии. «Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие. Ведь что такое образование без нравственности? Кто успевает в пауках, а отстает в добрых правах (старинная поговорка), тот скорее отстает, чем успевает»[1, с.296]

Кроме того, Коменский разработал конкретные методы изучения наук, искусств, языков, нравственности и религии. При этом главным он считал воспитание нравственности, под которой он понимал совокупность таких качеств, как мудрость, умеренность, мужество (благородное прямодушие и выносливость в труде), справедливость и стремление заботиться о других, а не только о себе.

По мнению Коменского, школьная дисциплина должна поддерживаться преимущественно живыми примерами учителей, наставлениями и увещеваниями.

Впервые в истории Коменский предложил поступенчатую систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией от рождения до зрелости, которая наступает, по его мнению, в возрасте 24 лет. По мнению Коменского, «полное образование требует посвятить ему весь период юности человека до 24 лет … эти годы восходящего возраста мы разделим на четыре определенных периода: младенчество, отрочество, юность, зрелость. Каждому возрасту нужно назначить одно шестилетие и соответствующую школу» [1, с.439].

 На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский специально выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.

В искусстве развивать и возвышать духовность человека Коменский стремился к формированию нравственности и благочестия – непрестанной духовной жизни и практической деятельности человека: «Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное».

Мыслитель предугадал дальнейшие тенденции развития образования и воспитания и придумал для своей теории название: панпедия М (пампедия), что означает и формирование целостного, всесторонне развитого человека, и науку об обучении всех — богатых и бедных, мужчин и женщин, молодых и старых, цветущих и умирающих — всему, что необходимо для достойной жизни и достойной смерти; обучении всеми способами и на протяжении всей жизни непрерывно. Таким образом, Коменский заложил основы науки о перманентном образовании практически каждого человека в любом возрасте, любого социального положения, в любом уголке земного шара.

В своем труде «Пампедия» великий педагог высказывает прогрессивные, гуманистические идеи о всеобщем мире между народами. «Кто бы ты ни был, если ты не хочешь показать свою ограниченность или злонамеренность, ты должен больше желать блага для всех, чем своего блага, или блага нескольких твоих близких или родного твоего народа» [2, «Пампедия», глава II.10]

«…вынесем несколько полезных напоминаний, которые несомненно помогут отвратить. падение людей, семей, государств.

Аксиома I. Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.

Аксиома II. Приобретённые в семье пороки ведут позже к мучительным трудностям в школах, церквах и общественной жизни.

Аксиома IV. Основа доброго воспитания в том, чтобы все научились понимать, чем отличается человек от животного, чем отличается добрый человек от злого, учёный от неучёного, мудрый от глупого и, наконец, чем земная жизнь отличается от будущей и путь, ведущий к блаженству, от пути, уводящего к погибели.» [2, «Пампедия», глава IX]

Говоря об идеальном устройстве мира, Коменский полагал, что есть способ установления всеобщего «царства ума», основанного на "естественном равенстве.” «[Способностью к культуре] наделены не только все народы, но и каждое отдельное племя в силу везде одинаковой природы всех людей» [2, то же, глава II. 19]

«Желать, чтобы и самые варварские народы тоже просветились и избавились от темноты своего варварства, надо потому, что и они — часть человеческого рода, которая должна уподобиться целому, а также потому, что целое не есть целое, пока лишено какой-то своей части, и, наконец, потому, что предпочтение части целому, когда идёт речь об обладании каким-либо благом, есть явный признак недостатка либо здравого смысла, либо доброй воли.» [2, то же, глава II. 10]

Коменский был горячим поборником развития всех народов мира. Он хотел светлого будущего для всего человечества, отсюда стремление Коменского повернуть все дело воспитания, образования, обучения к подготовке подрастающего человека к восприятию, пониманию, принятию целостной картины мира, мира культуры, мира человека. В его системе человек – это главная ценность.

Таким образом, Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики, создав первую в мире целостную теорию воспитания и обучения ,подробно и всесторонне рассмотрев не только теоретические, но и практические вопросы образования.

Для современной педагогики постулаты философии воспитания Я.А. Коменского не потеряли своей актуальности. Современные педагоги, обращаясь к ним, применяют многие положения теории на новом уровне знаний, т.к. их новизна и значимость не исчерпали себя за прошедшие столетия.

Список литературы

1. Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.242-476. – (Педагогическая библиотека).

2. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г., 416 стр,

3. Пискунов А.И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А.Коменского / Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.7-24. – (Педагогическая библиотека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"

Введение.Труд - целесообразная,сознтельная деятельность человека,направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельност...

Статья на тему: "Роль музыкального воспитания в детском саду".

Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ. СтендальМузыка как вид искусства открывает человеку возможность познава...

"Качество отношений между людьми формируют личность"

Взаимодействие ребенока с окружающими его сверстниками и взрослыми, а также качество отношениений между близкими взрослыми, внутри коллектива влияют на формирование личности ребенка...

Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...

Статья на тему "Роль музыкального воспитания в семье дошкольника"

Статья для родителей о том,как можно в домашних условиях разнообразить досуг с ребёнком....

Статья на тему: «Роль сенсорного воспитания в развитии ребенка 2-3 лет».

Сенсорное воспитание ребенка - очень важная составляющая развития личности....