Приобщение дошкольников к экологии посредством проектной деятельности
консультация на тему

Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya1.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Малютка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

на тему:

«Приобщение дошкольников к экологии посредством проектной деятельности»

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории

Лилия Каюмовна Дяглева

г.Октябрьский, РБ

2017г.

В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.

«Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Дмитрия Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологически культурная личность имеет экологические знания по экологии в целом и экологии родного края (краеведению), то есть знать природу своего родного края, а именно:

  1. местные природные условия;
  2. природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, , климат и т.д.;
  3. местные, охраняемые природные объекты;
  4. животных местной фауны;
  5. местных птиц;
  6. видов рыб местных водоемов;
  7. лекарственные растения местной флоры.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду и в семье.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

- Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.

-Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

В ФГОС ДО большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности ребенка — дошкольника как один из факторов предпосылок к учебной деятельности на школьном этапе.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Проекты помогают развивать:

  • активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;
  • осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
  • творческие способности детей;
  • умение наблюдать;
  • умение слушать;
  • навыки обобщения и анализа;
  • мышление;
  • видение проблемы с разных сторон, комплексно;
  • воображение;
  • внимание, память, речь.

Рассмотрим более подробно проекты, используемые в детском саду:

1. Информационные проекты. Его цель: сбор, оформление и предоcтавление информации. Информация о жизни домашних животных, птиц, комнатных раcтений – вcе это может вылиться в проекты Итогом проекта становится уcтный раcсказ или риcунок.

2. Исcледовательские проекты. Для развития аналитичеcких споcобностей, мышления, оcвоения логичеcких споcобов воcприятия и обработки информации в большей степени подходят исcледовательские проекты. Целью ребенка в данном cлучае являетcя доказательcтво или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуетcя проводить экcперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерноcти, проводить аналогии, а также делать выводы, обоcновывать свою точку зрения.

3. Творческие проекты. Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет ребенку проявить себя, создав произведение любого жанра.

4. Ролевые проекты, в том числе игровые проекты. Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта.

Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников.

Задачи использования проектной технологии в приобщении дошкольников к экологии:

  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет другие изменения;
  • способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края;
  • формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;
  • воспитывать бережное, гуманное, охранительное отношение к природе;
  • привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Используя проектный метод в экологическом воспитании, мы придерживались ряда принципов:

  • принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
  • принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
  • принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
  • принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия;
  • принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;
  • принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.

Для положительного решения поставленных задач, необходимо учитывать, что взрослые, воспитывающие ребенка, должны сами обладать экологической культурой: понимать общие для всех людей проблемы и беспокоиться по их поводу, показывать маленькому человеку прекрасный мир природы, помогать наладить взаимоотношения с ним. Приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. 

При отборе содержания экологического воспитания педагогическая наука рекомендует учитывать следующие положения:

  • цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
  • дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
  • знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
  • у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
  • содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, ненаучный подход к объяснению природных явлений;
  • содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
  • экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;
  • нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;
  • ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Первый этап «Выбор темы».

Второй этап «Сбор сведений»  

Третий этап «Выбор проектов»

Четвертый этап «Реализация проектов»

Пятый этап «Презентация»

Продолжительность каждого этапа зависит от темы и регламентируется интересами детей.

Реализуя проекты с детьми старшего дошкольного возраста, мы опирались на разнообразные виды детской деятельности: игровую, познавательно — исследовательскую, продуктивную, трудовую, двигательную, чтение художественной литературы, коммуникативную.

Экскурсии — один из основных форм организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыты строятся на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Также мы используем  художественную литературу о природе.

В продуктивной деятельности ребенок передает свои впечатления об окружающем мире. Мы проводили различные конкурсы: «Осенняя фантазия», «Зимушка хрустальная» и др., привлекая родителей к изготовлению поделок.

Первым проектом, реализованным с детьми стал проект «Мое любимое дерево». Этот проект возник в результате наблюдения за детьми во время проведения наблюдений на экологической тропе. Многие ребята из группы, высказали предположение, что дерево не является живым объектом, они не проявляли в деревьям особого интереса, как например, проявляют к цветущим растениям.

1. Проект по теме: "Мое любимое дерево"

Реализация содержания данного проекта позволила нам повысить интерес детей к природным объектам, развивать их познавательный интерес. Дети стали осознанно бережно относиться к природным объектам, проявлять о них заботу, рассказывать окружающим о необходимости гуманного поведения в природе. Они стали интересоваться не только деревьями, но и другими объектами природы, к которым раньше не проявляли интереса. Повысилась детская компетентность, они чувствовали себя уверенно на родительском собрании, когда выступали перед родителями, а также во время проведения экологической экскурсии для ребят из старших групп.

2.педагогический проект «Первоцветы» (разработан, срок реализации март-апрель)

Проект по теме: «Первоцветы» должен получиться ярким, разнообразным, а главное полезным для детей. Они узнают много нового о первоцветах. Проявят свое творчество в речевой деятельности: составлении рассказов о первоцветах, придумывании загадок; в продуктивной деятельности: изготовлении агитационных листовок, рисовании, оформлении книги.

Во время летней прогулки дети рассматривали насекомых - им было интересно их разнообразие. В ходе наблюдения, было выявлено, что часть детей выражали радость и интерес, другие - пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?».

Так возник педагогический проект «В мире насекомых»

Задачи данного проекта:

  1. Расширить и систематизировать знания детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчелах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
  2. Развивать умственные операции анализа, синтеза, сравнения;
  3. Воспитывать гуманное, экологически грамотное отношение к животному.

 Также педагогами нашей группы были разработаны проекты «Огород на подоконнике», «Птицы» (некоторые из них реализуются в настоящее время).

Метод проектирования позволил нам изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Таким образом, в результате насыщенной и интересной работы у воспитанников сформированы начала экологической культуры, которые выразились:

-в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;

-в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

-потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, бережное отношение ко всему окружающему;

-в проявлении эстетических чувств, потребности самовыражения в творческой деятельности;

-в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье представлена актуальность  формирования потребности в здоровом образе жизни, обеспечение охраны и укрепление здоровья детей  уже в дошкольном  возрасте. По мнению автора решать...

Приобщение дошкольников к природе через проектную деятельность

Данная информация поможет педагогам ДОУ увлекательно, интересно и непринужденно организовывать деятельность дошкольников по ознакомлению и приобщению к миру природы. Воспитывать бережное к ней отношен...

Статья "Приобщение детей 6-7 лет к пейзажной живописи посредством проектной деятельности"

Последние несколько лет большое внимания уделяется вопросам эффективного использования изобразительного искусства  в работе с детьми. На сегодняшний день в связи с Федеральным Государственным Ста...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к изучению родного края посредством проектной деятельности

Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патрио...

Приобщение дошкольников к экологии посредством применения современных образовательных технологий

quot;Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в...

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни посредством проектной деятельности

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью укрепления здоровья и профилактики болезней. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить д...