СЕМИНАР: «Использование современных образовательных технологий, направленных на ознакомление дошкольников с дорожной грамотой»
материал на тему

Матвеева Наталья Васильевна

Дети больше других подвергаются опасности на дорогах. У ребенка небольшой опыт передвижения по улице, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется в пространстве.

В детском саду ребенок усваивает основные понятия дорожного движения, и учится важнейшим правилам поведения на дороге. Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Остается актуальным поиск эффективных современных технологий по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.

В век информационных технологий, важно ввести новые формы работы с дошкольниками (ИКТ, проектная деятельность, ТРИЗ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №200 «Волшебный башмачок»

городского округа Тольятти

СЕМИНАР: «Использование современных образовательных технологий, направленных на ознакомление дошкольников с дорожной грамотой»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории Матвеева Н.В.

2017 г.

СЕМИНАР

 «Использование современных образовательных технологий, направленных на ознакомление дошкольников с дорожной грамотой»

Дети больше других подвергаются опасности на дорогах. У ребенка небольшой опыт передвижения по улице, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется в пространстве.

В детском саду ребенок усваивает основные понятия дорожного движения, и учится важнейшим правилам поведения на дороге. Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Остается актуальным поиск эффективных современных технологий по формированию основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.

В век информационных технологий, важно ввести новые формы работы с дошкольниками (ИКТ, проектная деятельность, ТРИЗ).

Информационно-коммуникационные технологии  позволяют  сделать подачу дидактического материала, направленного на обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице максимально удобной и наглядной, что стимулирует  интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в воспитательно-образовательном процессе.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения позволяет сделать совместную деятельность с детьми  нетрадиционной, яркой, насыщенной,    приводит к необходимости использовать различные способы подачи, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.        

Они включают в себя:

занимательные вопросы. Например: «Найди трех пешеходов, которые опасно ведут себя на улице»;

анимационные картинки;  

проблемные ситуации, в которых дети помогают   героям, попавшим  в трудную ситуацию и нуждающимся в помощи. Например: «Помоги Колобку перейти через проезжую часть».

Темы   презентаций  охватывают большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения:

- виды транспортных средств, их классификация. Например: Игра «Четвертый лишний»;

- группы дорожных знаков;

- причины ДТП;

- участники дорожного движения;

- сведения о дороге и ее главных составных частях.

Метод проектов как педагогическая технология – один из новых видов деятельности, который используется при обучении дошкольников правилам дорожного движения. Это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания. Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющееся условия. В проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта, игры, конкурсы, раскрывают творческие способности детей, что, естественно, сказывается на их результатах.

Новым, считаются занятия по ПДД с применением тризовских методов и приёмов, на которых основными средствами работы с детьми являются  педагогический поиск. Например: давая, детям задание о работе светофора, начинаем с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрёстке или пешеходный переход? Чем  светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трёхглазый? и др. Далее проводим экспериментирование или игровой тренинг, во время которых выясняем функции светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрёстках. Такие занятия проводятся как поисковые.

Для развития системного мышления дошкольников используются интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Каким могут быть…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» и другие.

ТРИЗ помогает сделать знакомство с правилами дорожного движения и знаками интересным, необычным, творческим. Что развивает в детях ТРИЗ? Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. ТРИЗ поможет детям научиться анализировать, решать разные проблемы, принимать нестандартные решения.

Тризовская технология  в системе развивающего обучения формирует у детей прочные осознанные знания ПДД творческое мышление, чувства ответственности, контроля и самоконтроля. При обучении правилам безопасного поведения на дорогах эти качества во многом помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

Сегодня мы, уважаемые педагоги, немного поиграем в игры, которыми Вы можете использовать для обучения дошкольников правилам дорожной безопасности.

Участники по жетонам зелёного и красного цвета делятся на две команды.

Задание 1 «Эмблема и название» (каждой команде выдаётся белый лист, фломастеры).

Каждая команда придумывает себе название и создаёт свою эмблему, отражающую тематику мероприятия. По выполнению задания проходит презентация эмблемы команды и представление.

Задание 2  «Составь дорожный знак»

 Для того, чтобы у воспитанников ДОУ формировались знания и понимания дорожной ситуации, необходимо элементарное знание дорожных знаков. Придумайте дорожный знак (можно сказочный или к сказке, к сказочной ситуации) и представьте его.

Задание 3 «Мозговой штурм»

Каждому педагогу нужно подготовить в течении 1 минуты и записать на листочке вопрос по ПДД к определенному педагогу из другой команды. (например: Как правильно ходить по тротуару? (Нужно придерживаться правой стороны, чтобы не мешать встречным пешеходам).

Задание 4  «Пешеход»

Выложить макет пешеходного перехода, правильно расставить светофор и дорожные знаки. Объяснить как правильно перейти дорогу.

Задание 5 «Умники и умницы»

команды отвечают поочередно на вопросы:

  1. Как называют людей идущих по улице? (пешеходы).
  2. По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар).
  3. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой).
  4. В каком месте нужно переходить дорогу? (на пешеходных переходах).
  5. С кем детям дошкольного возраста можно переходить дорогу? (со взрослыми).
  6. Где можно играть детям? (во дворе на игровой площадке).
  7. Почему нельзя играть на дороге? (что бы не сбили машины).
  8. Про кого или что говорят - главный командир на дороге? (светофор).
  9. Какие помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки).
  10. Где ожидают пассажиры автобус? (остановка).
  11.  С какой стороны нужно обходить автобус? (сзади).
  12. Дом для автомобилей? (гараж).
  13.  Место посадки и высадки пассажиров? (остановка).
  14. Какой знак говорит, что скоро можно покушать? (знак сервиса - пункт питания).

Задание 6

А сейчас, я хочу предложить Вам разобрать вопросы, возникшие из практических ситуаций, которые происходят на улицах и дорогах.

Практические ситуации

1.Мы с дедушкой подошли к проезжей части дороги.

- Дедушка, идём быстрее, машины ещё далеко, и мы успеем перейти дорогу.

- Не торопись, внучек, надо кое-что учесть, - ответил дед.

- Да что там учитывать! – настаивал я.

- А ты подумай, что надо учитывать в таких случаях!

Вопрос: что необходимо учитывать при переходе проезжей части дороги? (Ответ: пешеходный переход; сигнал светофора; с какой скоростью движутся машины; нет ли машин специального назначения (скорых и т.д.))

2. Целый день шёл проливной дождь. Мне не хотелось выходить, но к концу дня я всё же решил пойти в библиотеку. Подойдя к дороге, я посмотрел по сторонам. Машин, как мне показалось, не было поблизости. Прикрывшись зонтиком, я зашагал по проезжей части – и вдруг пронзительный визг тормозов!!! Автомобиль занесло так, что он стал двигаться в обратном направлении. Испугавшись, я мгновенно оказался на тротуаре. Здесь ко мне обратился мужчина: «Ты понял, почему это произошло?»

Вопрос: почему это произошло, какую ошибку допустил пешеход? (Ответ: Лучше пользоваться пешеходным переходом или идти под знаком «Пешеходный переход». Переходя дорогу, нельзя закрывать обзор зонтом, капюшоном и т.п.)

Подведение итогов

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваши воспитанники владели навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: «Будьте осторожны на дороге». Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте доступные игровые и практические ситуации, современные технологии. И учите не только детей, но и родителей. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен. И в ваших группах появятся новые интересные игры и игровые ситуации по обучению детей правилам дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками»

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с ФГОС. А значит, педагогу необходимо испо...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и блоков Дьенеша»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Тема: «Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников. Использованием палочек Кюзенера и бло...

Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"

Семинар-практикум "Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников"...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

Семинар "Использование современных образовательных технологий в процессе воспитания, личностного развития детей и социализации детей раннего и дошкольного возраста на основе базовых национальных ценностей"

Реализация рабочей программы воспитания в ДОУ, повышение профессиональной компетентности педагогов  по вопросам духовно - нравственного воспитания....