Проект "Как стать Неболейкой?"
проект на тему

Киселева Анастасия Сергеевна

Проект "Как стать Неболейкой?" направлен на организацию музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, которая обеспечивает каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_stat_neboleykoy.docx99.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Как стать Неболейкой?»

        Составитель:

Музыкальный руководитель

Детский сад №90

Киселева А.С

г. Каменск-Уральский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями  увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Не смотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную ее пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в  дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Музыкальные руководители, а также другие педагоги дошкольных учреждений, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии.

На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виду музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка можно разнообразить с пользой для здоровья. Например,  начинать каждое музыкальное занятие  с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающий позитивный настрой на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем,  самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песни – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастиками, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных и шумовых инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Цель проекта: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи проекта:

  • Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связанную речь и ее грамматический строй.
  • Формировать начала музыкальной культуры.
  • Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
  • Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

  • Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
  • Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.
  • Воспитывать уважительности отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
  • С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
  • Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

  Принципы реализации проекта:

  • Системность.
  • Сезонность.
  • Учета возрастных особенностей.
  • Интеграция.
  • Координации деятельности педагогов.
  • Преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ семье.

Ресурсное обеспечение:

  • Презентации, иллюстрации, фото к музыкальным занятиям.
  • Видео материалы.
  • Музыкальные произведения в аудио записи.
  • Интерактивная доска, музыкальный центр, ноутбук, фортепиано.
  • Картотеки: «Игровой массаж», «Логоритмические упражнения», «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика», «Зрительная гимнастика».
  • Детские музыкальные и шумовые инструменты.
  • Буклеты, анкеты, информация в родительский уголок.
  • Тетради взаимодействия с воспитателями и родителями «Мы играем и поём, очень весело живём!».

Вид проекта: творческо-информированный

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

       

Проект «Как стать Неболейкой?» предполагает использование на каждом занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Валеологические песенки-распевки.  С них начинаются музыкальные занятия. Цель: поднять настроение, задать позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшить эмоциональный климат на занятии, подготовить голос к пению.
  • Дыхательная гимнастика. Цель: формировать осознанное управление всеми фразами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
  • Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
  • Оздоровительные и фонопедические упражнения. Цель: укрепить голосовые связки детей, подготовить к пению, профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Способствовать развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулировании.  Гортанно-глоточного аппарата  и деятельности головного мозга.
  • Игровой массаж. Цель: развивать речь детей, двигательные качества, повышать координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединить пальцевую пластику с выразительным методическим и речевым интонированием, формировать образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества.
  • Речевые игры. Цель: овладеть всеми выразительными средствами музык. Развивать речевое музицирование, музыкальный слух.
  • Музыкотерапия. Цель: повышать иммунитет детей, снять напряжение и раздражительность, восстановить дыхание.

Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Сроки реализации проекта: 5 лет

Предполагаемые итоги реализации проекта:

        Дети:

  • Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
  • Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
  • Повышение уровня речевого развития.
  • Профилактика простудных заболеваний
  • Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Участие педагогов ДОУ  в осуществлении проекта:

  • Внедрение в образовательную деятельность здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки распевки, дыхательную, артикуляционную гимнастики, игровой массаж, оздоровительные и фонопедические упражнения, пальчиковые игры.
  • Формирование у детей знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
  • Совершенствование практических навыков здорового образа жизни.
  • Проведение сюжетных занятий и развлечений с использованием здоровьесберегающих технологий: «Вежливость на каждый день», «Зачем мы спим?», «Что я могу делать руками и ногами?», «Приятные и неприятные звуки», «Что такое здоровье?», «Мои чувства. Мое настроение», «Мир музыки и здоровья», «Поделки Королевы простуды», «Спор овощей», «Музыкальная сказка».
  • Проведение совместно с логопедом интегрированных занятий по лексическим темам.
  • Проведение консультаций для  педагогов по теме «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду».

Роль родителей в реализации проекта:

  • Участие в творческой деятельности детей: изготовление рисунков, придумывании историй про язычок, разучивание стихов, песен о здоровье.
  • Участие в открытых занятиях, семейных гостиных, праздниках, анкетировании.
  • Выполнение дома вместе с детьми дыхательной, артикуляционной гимнастик, а так же всех рекомендаций педагогов по сохранению здоровья детей в детском саду и дома.
  • Посещение консультаций: «Учите детей дышать», «Влияние музыки на психику ребенка», «Пальчиковые игры – это развитие» и так далее.
  • Изготовление костюмов, музыкальных, шумовых инструментов к музыкальным произведениям.

Научная основа проекта базируется на следующих методах и технологиях:

  • По музыкальному воспитанию: Н.А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду», О.П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников», О.Н. Арсеневская  «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения»,  В.В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», Т.Ю. Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР», М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду», «Логоритмика»,

 Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева  «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры», Е. и С. Железновы  пальчиковые игры «10 мышек», «Сказочки -шумелки», «Сказочки-щекоталочки».

  • По воспитанию здорового ребенка: Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика»,  Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика», «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет »  автор-составитель

Е.А. Чевычелова, «Пальчиковые игры и упражнения» составители Т.В. Калинина и др.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1-й этап

Организационный

Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий, картотек.

2-й этап

Диагностический

Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье.

3-й этап

Практический

Перспективное планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностик.

Разработка музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих  технологий.

4-й этап

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЛЯ

С РОДИТЕЛЯМИ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Работа с родителями

Сентябрь

Посетить родительские собрания с целью ознакомления родителей с планом работы по музыкальному воспитанию.

Рассказать родителям  про тетради взаимодействия, в которых записаны песни, здоровьесберегающие технологии, используемые на музыкальных занятиях.

Анкетирование родителей.

Октябрь

Провести осенние праздники.

Включить в сценарии осенних праздников игры и конкурсы для родителей. Провести индивидуальные консультации по музыкальному воспитанию детей.

Ноябрь

Провести открытое занятие «Мир музыки и здоровья» с привлечением родителей (помощь детям в придумывании истории про язычок, разучивание стихов про нос, участие в исполнении песни «Закаляйся, если хочешь быть здоров»).

В помощь родителям разработать буклеты «Учите детей дышать».

Подготовить и провести День  матери (репетиции с родителями, индивидуальные консультации).

Декабрь

Привлечь родителей к изготовлению костюмов к новогоднему карнавалу.

Поместить информацию в родительский уголок «Культура поведения родителей и детей на празднике».

Создать отдельные музыкальные номера для новогодних праздников по предложению родителей и детей.

Январь

Провести консультацию для родителей «Музыкотерапия в детском саду и дома».

Подготовить открытый показ для родителей музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Музыкальная сказка».

Февраль

Поместить информацию в родительский уголок  «Волшебные точки».

Пригласить родителей для участия в праздниках, конкурсах посвященных Дню защитника Отечества.

Март

Подготовить и провести праздники, посвященные Международному женскому дню.

Предложить родителям участвовать в играх и конкурсах весенних праздников.

 

Апрель

Привлечь родителей к изготовлению костюмов  ко  Дню смеха.

День открытых дверей.

Разработать буклет «Здоровье – главное богатство человека».

Анкетирование родителей.

Май

Подготовить выступление на родительском собрании «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Провести беседы с родителями (рекомендации дальнейшего обучения музыке, танцам). Подготовка к выпуску в школу (репетиции с родителями).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

МЛАДШАЯ ГРУППА

Тема

Виды здоровьесберегающих  технологий

Название и автор здоровьесберегающих технологий

Источник

Сентябрь

Детский сад.

Осень

Валеологические

песенки-распевки

Упражнение для пробуждения «Просыпайтесь, глазки!»

О.А. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.155.

Игровой массаж

«Массаж» Е. Железнова

Е.Железнова «Песенки-игры для малышей», СD.

Дыхательная гимнастика

«К солнышку»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.10.

Артикуляционная гимнастика

Знакомство с язычком и его домиком  Куликовская Т.А.

Куликовская Т. А. артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004. – С.1

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Вопрос-ответ»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Пальчиковые игры

«Встали пальчики»

Интернет . Картотека «Пальчиковые игры», карточка №12.

Октябрь

Осень. Наша Родина

Валеологические

песенки-распевки

«Потягушечка»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.155.

Игровой массаж

Массаж тела

«Грибной дождик»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 17

Дыхательная гимнастика

«Большой и маленький»

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие -М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 31.

Артикуляционная гимнастика

«Язычок» О.Е. Громова

Инновации – в логопедическую практику / составитель О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – С.205. Картотека «Артикуляционная гимнастика».

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Жираф»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Пальчиковые игры

«Огород»

Е.А. Чевычелова

Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет /

авт.-сост. Е.А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – С.7

Ноябрь

Наш дом.

Семья

Валеологические

песенки-распевки

Приветственная игра «Здравствуйте, ладошки»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – С.13

Игровой массаж

Массаж ног М. Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.24

Дыхательная гимнастика

«Ветер» М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.43

Артикуляционная гимнастика

«Домашняя»

Куликовская Т.А.

Куликовская Т. А. артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004. – С.4

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Машина»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Пальчиковые игры

«Семья»

И. Свтелова

Интернет.

Декабрь

Зима

Валеологические

песенки-распевки

«Здравствуйте»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 54

Игровой массаж

Самомассаж тела

«Мурочка-Снегурочка»

Интернет. Картотека «Игровой массаж», карточка №18

Дыхательная гимнастика

«Часы»

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 31.

Артикуляционная гимнастика

«Прогулочная»

Куликовская Т.А.

Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004. – С.8

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Динозавр»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Пальчиковые игры

«Наряжаем елку»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.58

Январь

Зима

Валеологические

песенки-распевки

Приветственная игра «Здравствуйте!»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – С.17

Игровой массаж

«Снеговик» М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.72.

Дыхательная гимнастика

«Вьюга» Б. Толкачев

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.53

Артикуляционная гимнастика

«Веселая прогулка»

Интернет. Папка «Вокально-хоровая работа»

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Упражнения «Голоса вьюги»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.82.

Пальчиковые игры

«Варежки» Е.А. Чевычелова

Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет /авт.-сост. Е.А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – С.11.

Февраль

День защитника Отечества.

Международный женский день

Валеологические

песенки-распевки

«Просыпайтесь!»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.54.

Игровой массаж

Игра «Космонавты»

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.92.

Дыхательная гимнастика

«Гудок» М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.91

Артикуляционная гимнастика

«Спортивная»

Т.А. Куликовская

Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004. – С.18

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Машины» В.В. Емельянов

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.91

Пальчиковые игры

«Капитан» М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.92

Март

Международный женский день. Весна

Валеологические

песенки-распевки

«С добрым утром солнышко!» Е.Н. Арсенина

Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа/ авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2014. – С.8.

Игровой массаж

Самомассаж «Сорока»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.100

Дыхательная гимнастика

«Гуси летят»

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 31.

Артикуляционная гимнастика

«Сказка о веселом язычке» М.А. Мальцева,

В.Н. Костыгина

Мальцева М.А., Костыгина В.Н. Мой логопедический альбом. – Ярославль, 2001.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Вопрос-ответ»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Пальчиковые игры

«Мама» М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.98

Апрель

Я расту здоровым

Валеологические

песенки-распевки

«Здравствуйте!»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.54.

Игровой массаж

«Умывание»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.127.

Дыхательная гимнастика

«Дровосек»

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 31.

Артикуляционная гимнастика

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Динозавр» В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Пальчиковые игры

«Большие и маленькие» М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.109.

Май

Скоро лето

Валеологические

песенки-распевки

«С добрым утром солнышко!» Е.Н. Арсенина

Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа/ авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2014. – С.8.

Игровой массаж

«Лето» Е. и С. Железновы

Е.и С. Железновы «Игровой массаж», CD

Дыхательная гимнастика

«Паровоз» Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 31.

Артикуляционная гимнастика

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Крокодил» В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Пальчиковые игры

«Цветы» М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.126.

КАЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКЙ ПЛАН

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Тема

Виды здоровьесберегающих  технологий

Название и автор здоровьесберегающих технологий

Источник

Сентябрь

Детский сад.

Осень

Валеологические

песенки-распевки

«Просыпайтесь!»

О.А. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.155.

Игровой массаж

Сказочка-щеколталочка «Яблочный пирог»

Е.и С. Железновы «Сказочки-щекоталочки», СD.

Дыхательная гимнастика

«Любимы носик»

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие -М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 32.

Артикуляционная гимнастика

«Котик рыжик в детском саду» О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.70.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Вопрос-ответ»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Пальчиковые игры

«Дружба» М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 10

Октябрь

Осень. Наша Родина

Валеологические

песенки-распевки

«Здравствуйте!»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.54.

Игровой массаж

Массаж тела

«Грибной дождик»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 17.

Массаж лицевых мышц

«Осень» Т. А. Куликовская

Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – с.11.

Дыхательная гимнастика

«Ладошки»

А.Н. Стрельникова

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.56..

Артикуляционная гимнастика

«Утро с котиком Рыжиком»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.68.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Динозаврик»

В.В. Емельянов

Упражнение

«Вопрос-ответ»

О.Н. Арсеневская

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.83.

Пальчиковые игры

«Этот пальчик»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 35.

Ноябрь

Наш дом.

Семья

Валеологические

песенки-распевки

«Песенка-приветствие»

М.Ю. Картушина

О.Нехорошкина

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 6

Игровой массаж

Сказочка-щекоталочка «Про  котенка»

Е. и С. Железновы

Е.и С. Железновы «Сказочки-щекоталочки», СD.

Массаж лица «Носик»

Интернет. Картотека «Игровой массаж», карточка №23

Дыхательная гимнастика

«Насос» А.Н. Стрельникова

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.57.

Артикуляционная гимнастика

«Домик для язычка»

Куликовская Т.А.

Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004. – С.4

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Жираф», «Динозаврик»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Пальчиковые игры

«Моя семья» Ф. Френкель

Интернет. Картотека «Пальчиковые игры, карточка №25

Декабрь

Зима

Валеологические

песенки-распевки

Музыкальное приветствие

«Здравствуйте»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 54

Игровой массаж

Самомассаж тела

«Мурочка-Снегурочка»

Интернет. Картотека «Игровой массаж», карточка №18

Массаж лицевых мышц

«Зима» Т.А. Куликовская

Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – с.13

Дыхательная гимнастика

«Погреемся»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.72.

Артикуляционная гимнастика

«Котик Рыжик зимой»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.73.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Упражнение «На коньках»

О.Н. Арсеневская

С.Черный

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.84.

Пальчиковые игры

«Наряжаем елку»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.58

Январь

Зима

Валеологические

песенки-распевки

«С Добрым утром»

Е.Н. Арсенина

Музыкальные занятия. Средняя группа/авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2013. – С.9

Игровой массаж

Сказочка-щекоталочка «Снеговик» Е. и С. Железновы

Сказочки-щекоталочки Е.и С. Железновы, CD

Массаж лицевых мышц

«Зима» Т.А. Куликовская

Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – с.13

Дыхательная гимнастика

«Любимый носик»

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 32.

Артикуляционная гимнастика

«Котик Рыжик зимой»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.73.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Упражнения «Голоса вьюги»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.82.

Пальчиковые игры

«Рукавицы»

М.Ю. Картушина

Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/ сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – С. 47.

Февраль

День защитника Отечества.

Международный женский день

Валеологические

песенки-распевки

«Просыпайтесь!»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.54.

Игровой массаж

Самомассаж биологически активных точек «Мороз»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.176

«Барабан» Е. и С. Железновы

Е. и С. Железновы Игровой массаж, CD

Дыхательная гимнастика

«Погончики»

А.Н. Стрельникова

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.57.

Артикуляционная гимнастика

«Сказка про язычок»

М.Ю. Картушина

Интернет. Картотека «Артикуляционная гимнастика», карточка №12

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Упражнение «Ракета приземлилась»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.84.

Пальчиковые игры

«Капитан» М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.92

Март

Международный женский день. Весна

Валеологические

песенки-распевки

«Простая песенка»

Слова М. Ивенсен, музыка А. Александрова

Музыкальные занятия. Средняя группа/авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2013. – С.144

Игровой массаж

«Жаворонки»

Интернет. Картотека «Игровой массаж», карточка №17

Массаж лицевых мышц

«Весна» Т.А. Куликовская

Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – с.13

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 33.

Артикуляционная гимнастика

«Сказка о веселом язычке» М.А. Мальцева,

В.Н. Костыгина

Мальцева М.А., Костыгина В.Н. Мой логопедический альбом. – Ярославль, 2001.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Машина», «Вопрос-ответ»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Пальчиковые игры

«Мама» М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.98

Апрель

Я расту здоровым

Валеологические

песенки-распевки

«Доброе утро!»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.51.

Игровой массаж

Игровой массаж

О.Н. Арсеневская

Интернет. Картотека «Игровой массаж», карточка №3.

Массаж лицевых мышц

«Весна» Т. А. Куликовская

Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – с.16

Дыхательная гимнастика

«Любимы носик»

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 32.

Артикуляционная гимнастика

«Спортивная»

Т.А. Куликовская

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004. – С.19

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Песенка про смех»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Пальчиковые игры

«Утро настало»

Интернет. Картотека «Пальчиковые игры», карточка №21

Май

Скоро лето

Валеологические

песенки-распевки

«Утро» Е.и С. Железновы

Е.и С. Железновы «Развивалочки от 1 до 5», CD

Игровой массаж

«Лето» Е.и С. Железновы

Е.и С. Железновы «Игровой массаж», CD

Массаж лицевых мышц

«Лето» Т.А. Куликовская

Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – С. 8

Дыхательная гимнастика

«Ладошки», «Кошечка», «Ушки» А.Н. Стрельникова

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 13

Артикуляционная гимнастика

«Прогулочная»

Т.А. Куликовская

Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004. – С.8

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Вопрос-ответ», «Жираф», «Крокодил» В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Пальчиковые игры

«Сороконожки»

Т.В. Калинина

Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/ сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – С. 37.

КАЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКЙ ПЛАН

СТАРШАЯ ГРУППА

Тема

Виды здоровьесберегающих  технологий

Название и автор здоровьесберегающих технологий

Источник

Сентябрь

Детский сад.

Осень

Валеологические

песенки-распевки

Игра-импровизация

«Давайте познакомимся»

Е.Н. Арсенина

Музыкальные занятия. Подготовительная группа/ авт.-сост. Е.Н. Арсенина. – Волгоград: Учитель, 2013. – С.16.

Игровой массаж

«Капуста»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.110.

Массаж лицевых мышц и шеи «Неболейка»

Интернет. Картотека «Игровой массаж», карточка №1.

Дыхательная гимнастика

«Любимый носик»

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие -М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 32.

Артикуляционная гимнастика

«Гармошка», «Барабан» Е.Н. Краузе

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: Корона принт, 2004. – С.55, 63

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Фонопедическое упражнение

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.  – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С.29.

Речевые игры

Упражнение на развитие выразительности движений средствами общей моторики

Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: Учебно-методическое пособие.  – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – С. 23.

Пальчиковые игры

«Пироги пшеничные»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.  – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С.98.

Октябрь

Осень. Наша Родина

Валеологические

песенки-распевки

«Доброе утро»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.51.

Игровой массаж

Сказочка-щекоталочка «Яблочный пирог»

Е.и С. Железновы

Е. и С. Железновы Сказочки-щекоталочки, CD

Массаж лицевых мышц

«Осень» Т. А. Куликовская

Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – с.11.

Дыхательная гимнастика

«Вдох и выдох»

Н.И. Журавленко

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 12

Артикуляционная гимнастика

«Грибок», «Качели»

Е.Н. Краузе

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: Корона принт, 2004. – С.47, 54.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Фонопедическое упражнение «В осеннем лесу» М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 84

Речевые игры.

Игры с пением.

Распевка с движениями

«Листопад»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 46

Пальчиковые игры

Массаж пальцев «Овощи»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 46

Ноябрь

Наш дом.

Семья

Валеологические

песенки-распевки

Приветственная игра

«Здравствуйте, ладошки!»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет.  – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – С. 13

Игровой массаж

Сказочка-щекоталочка «Магазин игрушек»

Е. и С. Железновы

Е.и С. Железновы «Сказочки-щекоталочки», СD.

Массаж лица  и шеи

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие -М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 29.

Дыхательная гимнастика

«Воздушный шар»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 14

Артикуляционная гимнастика

«Язычок»

О.Е. Громова

Инновации – в логопедическую практику / составитель О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – С. 205.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Попеременное дыхание»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 12

Речевые игры.

Игры с пением.

Игра «Найди своё дерево»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 176.

Пальчиковые игры

«Семья»

Н.В. Нищева,

Л.Б. Гавришева

Нищева Н.В. , Гавришева Л.Б. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СD». – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. – С. 26.

Декабрь

Зима

Валеологические

песенки-распевки

Коммуникативная игра-приветствие

«Добрый день»

О.Е. Громова

Инновации – в логопедическую практику / составитель О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – С. 203.

Игровой массаж

Самомассаж тела

«Мурочка-Снегурочка»

Интернет. Картотека «Игровой массаж», карточка №18

Массаж лица и шеи

«Наступили холода»

Интернет. Картотека «Игровой массаж», карточка № 21

Дыхательная гимнастика

«Погреемся»

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие -М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 32.

Артикуляционная гимнастика

Логопедическая гимнастика «Орешек»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 17, 26.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Как на горке снег»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 84.

Речевые игры.

Игры с пением.

Игра «Ледяные фигуры»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 181.

Пальчиковые игры

«На ёлке»

М.Ю. Картушина

Стихи В. Волина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 85.

Январь

Зима

Валеологические

песенки-распевки

Приветственная игра

«Здравствуйте!»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет.  – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – С. 17

Игровой массаж

Самомассаж биологически активных точек «Мороз»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С. 176.

Дыхательная гимнастика

«Снегирек»

 М.Ю. Карушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 101.

Артикуляционная гимнастика

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Упражнения «Голоса вьюги»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.82.

Пальчиковые игры

«Снежок»

Н.В. Нищева,

Л.Б. Гавришева

Нищева Н.В. , Гавришева Л.Б. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СD». – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. – С. 43.

Февраль

День защитника Отечества.

Международный женский день

Валеологические

песенки-распевки

«Трямди-песенка»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.51.

Игровой массаж

«Лошадка»

Е. и С. Железновы

Е. и С. Железновы Игровой массаж, CD

Игровой массаж

О.Н. Арсеневская

Интернет. Картотека «Игровой массаж»,CD №36

Дыхательная гимнастика

Комплекс дыхательных упражнений «Будем космонавтами»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 144.

Артикуляционная гимнастика

«Маляр», «Лошадка»

Е.Н. Краузе

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: Корона принт, 2004. – С.53, 54

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Упражнение «Ракета приземлилась»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.84.

Речевые игры.

Игры с пением.

«Самолёт» упражнение на координацию речи и движения

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 81.

Пальчиковые игры

«Аты-баты»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.- С. 106.

Март

Международный женский день. Весна

Валеологические

песенки-распевки

Коммуникативная игра

«Повернись и поздоровайся» Д. Бин,

А. Оулдфилд

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С.15.

Игровой массаж

«Мы пилим»

Е. и С. Железновы

Е. и С. Железновы Игровой массаж, CD №34

Массаж лицевых мышц

«Весна» Т.А. Куликовская

Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – с.13

Дыхательная гимнастика

Комплекс дыхательных упражнений «Медвежата»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.178.

Артикуляционная гимнастика

«Сказка о веселом язычке» М.А. Мальцева,

В.Н. Костыгина

Мальцева М.А., Костыгина В.Н. Мой логопедический альбом. – Ярославль, 2001.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Машина», «Вопрос-ответ»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Речевые игры.

Игры с пением.

«Мамочка»

Н.В. Нищева,

Л.Б. Гавришева

Нищева Н.В. , Гавришева Л.Б. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СD». – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. – С. 35

Пальчиковые игры

«Весна»

Е. и С. Железновы

Е. и С. Железновы пальчиковые игры «10 мышек», CD №31-32

Апрель

Я расту здоровым

Валеологические

песенки-распевки

«Просыпайтесь!»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.54.

Игровой массаж

Массаж головы «Надо голову помыть»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.110.

«Дождик, лей»

Е. и С. Железновы

Е. и С. Железновы Игровой массаж, CD №32

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 33.

Артикуляционная гимнастика

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н. В. Нищева

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Жираф», «Динозавр»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Речевые игры. Игры с пением.

«Это я»

Н.В. Нищева,

Л.Б. Гавришева

Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. – С.27

Пальчиковые игры

«Умывалочка»

Н.В. Нищева,

Л.Б. Гавришева

Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. – С.28

Май

Скоро лето

Валеологические

песенки-распевки

«Здравствуйте!»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.54.

Игровой массаж

«Лето» Е. и С. Железновы

Е.и С. Железновы «Игровой массаж», CD

Массаж лицевых мышц

«Лето» Т.А. Куликовская

Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – С. 8

Дыхательная гимнастика

«Веселая артикуляционная гимнастика»

Н.В. Нищева

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012

Артикуляционная гимнастика

«Прогулочная»

Т.А. Куликовская

Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004. – С.8

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Вопрос-ответ», «Жираф», «Динозавр», «Машина»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Речевые игра.

Игры с пением.

«Одуванчик»

Н.В. Нищева,

Л.Б. Гавришева

Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. – С.39

Пальчиковые игры

«Паучок»

Е.и С. Железновы

Е. и С. Железновы пальчиковые игры «10 мышек», CD

КАЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Тема

Виды здоровьесберегающих  технологий

Название и автор здоровьесберегающих технологий

Источник

Сентябрь

Детский сад.

Осень

Валеологические

песенки-распевки

Музыкальная игра «Знакомство»

Л.Некрасова

Интернет.

Игровой массаж

«Веселый музыкант»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.108.

Массаж лицевых мышц и шеи «Неболейка»

Интернет. Картотека «Игровой массаж», карточка №1.

Дыхательная гимнастика

«Любимый носик»

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие -М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 32.

Артикуляционная гимнастика

«Логопедическая гимнастика»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.  – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С.17.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Овощи»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.  – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С.36.

Речевые игры

«Посевная»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.  – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С.45

Пальчиковые игры

«Про грибы»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.  – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С.16.

Октябрь

Осень. Наша Родина

Валеологические

песенки-распевки

«Ну-ка все, встали в круг»

Е. Железнова

Интернет.

Игровой массаж

Массаж головы «Сено», «Роботы», «Расческа»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.111

Массаж лицевых мышц

«Осень» Т. А. Куликовская

Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – с.11.

Дыхательная гимнастика

«Вдох и выдох»

Н.И. Журавленко

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 12

Артикуляционная гимнастика

Логопедическая гимнастика на укрепление мышц языка

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.  – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С.51

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Фонопедическое упражнение «В осеннем лесу» М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 84

Речевые игры.

Игры с пением.

«Отлет птиц»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 84

Пальчиковые игры

Массаж пальцев «Овощи»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 46

Ноябрь

Наш дом.

Семья

Валеологические

песенки-распевки

Приветственная игра

«Здравствуйте, ладошки!»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет.  – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – С. 13

Игровой массаж

Сказочка-щекоталочка «Магазин игрушек»

Е. и С. Железновы

Е.и С. Железновы «Сказочки-щекоталочки», СD.

Массаж лица  и шеи

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие -М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 29.

Дыхательная гимнастика

«Воздушный шар»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 14

Артикуляционная гимнастика

«Язычок»

О.Е. Громова

Инновации – в логопедическую практику / составитель О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – С. 205.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Фонопедическое упражнение

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 29.

Речевые игры.

Игры с пением.

Игра «Найди своё дерево»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 176.

Пальчиковые игры

«Пирог»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 44.

Декабрь

Зима

Валеологические

песенки-распевки

Коммуникативная игра-приветствие

«Добрый день»

О.Е. Горомова

Инновации – в логопедическую практику / составитель О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – С. 203.

Игровой массаж

Самомассаж тела

«Мурочка-Снегурочка»

Интернет. Картотека «Игровой массаж», карточка №18

Массаж лица и шеи

«Наступили холода»

Интернет. Картотека «Игровой массаж», карточка № 21

Дыхательная гимнастика

«Погреемся»

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие -М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 32.

Артикуляционная гимнастика

Логопедическая гимнастика «Орешек»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 17, 26.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Как на горке снег»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.  – М.: Издательство «Скрипторий 2013», 2012. – С. 84.

Речевые игры.

Игры с пением.

Игра «Ледяные фигуры»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 181.

Пальчиковые игры

«На ёлке»

М.Ю. Картушина

Стихи В. Волина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 85.

Январь

Зима

Валеологические

песенки-распевки

Приветственная игра

«Здравствуйте!»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет.  – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – С. 17

Игровой массаж

Самомассаж биологически активных точек «Мороз»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С. 176.

Дыхательная гимнастика

«Снегирек»

 М.Ю. Карушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 101.

Артикуляционная гимнастика

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.В. Нищева

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Упражнения «Голоса вьюги»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.82.

Речевые игры.

Игры с пением.

«Снеговик Егорка»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 179.

Пальчиковые игры

Массаж рук

«Зимняя разогревалочка»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 72.

Февраль

День защитника Отечества.

Международный женский день

Валеологические

песенки-распевки

«Трямди-песенка»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.51.

Игровой массаж

«Лошадка»

Е. и С. Железновы

Е. и С. Железновы Игровой массаж, CD

Игровой массаж

О.Н. Арсеневская

Интернет. Картотека «Игровой массаж»,CD №36

Дыхательная гимнастика

Комплекс дыхательных упражнений «Будем космонавтами»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 144.

Артикуляционная гимнастика

«Маляр», «Лошадка»

Е.Н. Краузе

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: Корона принт, 2004. – С.53, 54

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Упражнение «Ракета приземлилась»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.84.

Речевые игры.

Игры с пением.

«Будем космонавтами»

Комплекс двигательных упражнений

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 144.

Пальчиковые игры

«Аты-баты»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.- С. 106.

Март

Международный женский день. Весна

Валеологические

песенки-распевки

Музыкальное приветствие

«Если добрый день с утра»

Л.Некрасова

Интернет.

Игровой массаж

«Мы пилим»

Е. и С. Железновы

Е. и С. Железновы Игровой массаж, CD №34

Массаж лицевых мышц

«Весна» Т.А. Куликовская

Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – с.13

Дыхательная гимнастика

Комплекс дыхательных упражнений «Медвежата»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.178.

Артикуляционная гимнастика

«Сказка о веселом язычке» М.А. Мальцева,

В.Н. Костыгина

Мальцева М.А., Костыгина В.Н. Мой логопедический альбом. – Ярославль, 2001.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Машина», «Вопрос-ответ»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Речевые игры.

Игры с пением.

«Мамочка»

Н.В. Нищева,

Л.Б. Гавришева

Нищева Н.В. , Гавришева Л.Б. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, СD». – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. – С. 35

Пальчиковые игры

«Весна»

Е. и С. Железновы

Е. и С. Железновы пальчиковые игры «10 мышек», CD №31-32

Апрель

Я расту здоровым

Валеологические

песенки-распевки

Пения с движением

«Утром рано!» (приветствие)

Интернет.

Игровой массаж

Массаж головы «Надо голову помыть»

О.Н. Арсеневская

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – С.110.

«Дождик, лей»

Е. и С. Железновы

Е. и С. Железновы Игровой массаж, CD №32

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика для часто болеющих детей

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 33.

Артикуляционная гимнастика

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н. В. Нищева

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Жираф», «Динозавр»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Речевые игры. Игры с пением.

«Это я»

Н.В. Нищева,

Л.Б. Гавришева

Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012. – С.27

Пальчиковые игры

«Умывальная песенка»

Интернет.

Май

Скоро лето

Валеологические

песенки-распевки

«Здравствуй, день»

слова С. Красикова

музыка И. Болдырева,

Интернет.

Игровой массаж

«Лето» Е. и С. Железновы

Е.и С. Железновы «Игровой массаж», CD

Массаж лицевых мышц

«Лето» Т.А. Куликовская

Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006. – С. 8

Дыхательная гимнастика

«Вырасти большой»

Л.В. Гаврючина

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 33.

Артикуляционная гимнастика

«Веселая артикуляционная гимнастика»

Н.В. Нищева

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012

Оздоровительные и фонопедические упражнения

«Вопрос-ответ», «Жираф», «Динозавр», «Машина»

В.В. Емельянов

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса: Методическая разработка. – СПт. – 2000.

Речевые игра.

Игры с пением.

«Цветы»

М.Ю. Картушина

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.- С. 15..

Пальчиковые игры

«Паучок»

Е.и С. Железновы

Е. и С. Железновы пальчиковые игры «10 мышек», CD


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...