Главные вкладки

    «ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА»
    статья на тему

    Князева Светлана Станиславовна

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

         Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию.      Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_po_patriot._vospitaniyu.docx28.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА»

    Князева Светлана Станиславовна воспитатель МБДОУ детский сад № 5 г. Лукоянов.

    «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»

    К. Паустовский

         О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

         Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию.      Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

         Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

         - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

        - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

         - воспитание уважения к труду;

         - развитие интереса к русским традициям и промыслам;

         - формирование элементарных знаний о правах человека;

         - расширение представлений о городах России;

         - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

         - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

         - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

         Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

          Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс.

    В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.

         Поэтому, мы, педагоги, должны стремиться к тому, чтобы сформировать у детей потребность совершать добрые дела и поступки, воспитать в них чувство сопричастности к окружающему и развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

         Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

         Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

         «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв ).

         Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.

         Исходя из выше изложенного,  в нашем детском саду мы наметили следующие приоритеты:

        -  Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

         - Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции("Широкая Масленица", "Санница", "Пасха Красная", "Пришла Коляда", "Русские посиделки" и др.). В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

         - Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. ("Весёлая хохлома", "Голубые краски гжели", "Жостовские подносы" и др)

        - Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе. Здесь не обойтись без традиционных экскурсий  в парк, лес, на предприятия, поездок в краеведческий музей, посадок деревьев, очистки  территорий,  проведения акций  по защите птиц, растений, животных.

              Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем направлениям:

         1. Работа с детьми

         2. Работа с родителями

         3. Методическое сопровождение.

         Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:   - приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

        - знакомство с семьёй,  родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, прошлого и настоящего времени, достопримечательностями, знакомство с былинными героями  и их подвигами;

        - проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);

         - организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года, в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

       Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

         Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии  с  целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам,  с целью поиска  нового и интересного на улице или в микрорайоне,  где они  проживают, посещение краеведческого музея,  ФОКа  и т.д.

         Педагоги организуют предметно-развивающую среду , ведут подборку художественной литературы, готовят презентации, посвященные памятным датам и праздникам, разрабатывают конспекты игр-занятий и сценарии развлечений.

         Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом и с гордостью рассказывает  о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

         Чем мы можем гордиться - так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса!

         

    Библиографический список

    1.Шорыгина Т.А. Издательство «ТЦ СФЕРА» - Москва-2012.

    2.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. М.: «Издательство Скрипторий»-Москва -2014.

    Интернет – ресурсы:

    3.nsportal.ru›detskii…2016/03/29/doklad…vospitanie

    4. infourok.rudoklad…vospitanie-doshkolnikov

    5.xreferat.com›Педагогика›…-vospitanie-doshko

    6.fpsliga.ru›referaty_po…referat_nravstvenno


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание дошкольников в духе патриотизма в МДОУ- д/с с.Полековское. Доклад подготовила воспитатель МДОУ д/с с. Полековское - Аушкина И.И.

    Воспитание дошкольников в духе патриотизма в МДОУ- д/с с.Полековское.Доклад подготовила воспитатель МДОУ д/с с. Полековское -  Аушкина И.И.В программе воспитания дошкольников России основная пози...

    Консультация для родителей по патриотическому воспитанию: "Важные моменты воспитания дошкольников в духе патриотизма"

    Програмное содержание: Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города....

    Презентация на тему: "Важные моменты воспитания дошкольников в духе патриотизма"

    Програмное содержание: Формировать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстниками и старшему поколению....

    Воспитание дошкольников в духе патриотизма (из опыта работы)

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...

    Воспитание дошкольников в духе патриотизма (из опыта работы)

    Меняются времена, эпохи, люди.Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня,  в современных условиях введения ФГОС. Дошкольные образовательные...

    Консультация на тему:«Важные моменты воспитания дошкольников в духе патриотизма»

    Актуальность программы. Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные о...