Отчет учителя-логопеда МБДОУ д/с №7 Роттер М.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО
статья на тему

Роттер Марина Александровна

Сотрудничество с семьями воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи,  их дальнейшее развитие и социализация зависят от эффективности коррекционной работы, в связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_o_vzaimodeystvii_s_roditelyami.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет учителя-логопеда МБДОУ д/с №7 Роттер М.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО

Семья – уникальный первичный социум, обеспечивающий  ребенку-дошкольнику ощущение психологической защищенности, поддержку. Поэтому не случайно, сейчас  получила развитие  новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Современная модель социального взаимодействия ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Сотрудничество с семьями воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи,  их дальнейшее развитие и социализация зависят от эффективности коррекционной работы, в связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Индивидуальные формы сотрудничества с семьей:

1.Беседы, с целью оказания родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед родители осознано включаются  в коррекционный процесс, проявляют готовность, в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать проблемы воспитания и развития их детей. 

Изучение семей и особенностей семейного воспитания каждого ребенка, с помощью анкетирования, помогает мне, как педагогу обоснованно выбрать оптимальную индивидуальную программу развития для ребенка,  родителям осознанно задумываться о проблемах и особенностях воспитания развития ребёнка. Анализируя ответы родителей по заинтересованности семьи разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка, я имею возможность   рационально спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед. В течение года большое внимание уделяю проведению с родителями воспитанников индивидуальных  бесед, в том числе и  по запросу родителей, так  как индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт. 

2.Проводя индивидуальные консультации, привлекаю родителей к обсуждению различных проблем, стараюсь вызвать у них желание сотрудничать  – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома.  Популярными у родителей  стали консультации: «Возрастные особенности речевого развития дошкольника», «Язык мой – друг мой», «Ваш ребёнок в логопедической группе», «Дома играем – речь развиваем».

3.Работа на консультационном пункте ДОУ,  в составе  ПМП консилиума позволяет родителям получить квалифицированную консультацию по интересующей их проблеме, рассмотреть  способы устранения проблемы и наметить дальнейший план действий.

Коллективные формы сотрудничества с семьей:

1.На  родительских собраниях, проводимых по регламенту и заранее намеченному плану  (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), закладываются основы сотрудничества и взаимодействия: «Особенности коррекции речи дошкольников», «Обследование ребёнка с речевой патологией».

2.Конференции, семинары включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Проведение Семинара – практикума для родителей «Развиваем мелкую моторику»  в ноябре  2014 помогло родителям найти новые способы заинтересовать  детей,   активизировать согласованные движения рук нестандартными способами.

3. Групповые и подгрупповые консультации проводятся по инициативе педагога, включают практические рекомендации для группы родителей, чьи дети испытывают сложности в освоении определенных речевых навыков.

Консультация «Успешное обучение дошкольников чтению» помогла разрешить вопрос о своевременности  навыков слитного чтения, дала возможность ознакомиться с этапами и сроками формирования  навыков звукового анализа и синтеза.

4. Проведение круглого  стола   для родителей «Зачем логопед задает домашнее задание?»  в октябрь 2016, мастер – класса «Веселая гимнастика», в декабре 2016, помогли сформировать  партнерские отношения, в режиме свободного общения родители смогли получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение и поделиться трудностями при выполнении с детьми домашних заданий, получить рекомендации, запомнить новые игровые приемы.

5. Тренинги предполагают организованное социально-психологическое обучение родителей необходимым логопедическим  и здоровьесберегающим навыкам: «Развитие мышц речевого аппарата »,  «Кинезитерапия».

6. Дни открытых дверей дают возможность родителям более детально ознакомиться с жизнью ребенка в дошкольном учреждении: с приемами проведения игр и упражнений, коррекционно-развивающими занятиями, режимными моментами.

7.Совместные вечера, праздники и развлечения для родителей с детьми и сотрудниками ДОУ полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи. На совместном мероприятии  «Мы и наши любимые книги» в  мае 2017 дети, родители и педагоги ДОУ имели возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, рассказать о своих любимых книгах, продемонстрировать достижения и успехи. Проведение  развлечения для родителей «Айболит и семеро котят» в апрель 2017 стало настоящим праздником,  ребята сумели показать и рассказать родителям о правилах здорового образа жизни, красиво продемонстрировали упражнения для глаз, приемы пальчиковой и артикуляционной гимнастики, родители приняли участие в  подвижных оздоровительных играх.

Такая форма сотрудничества с родителями позволяет заинтересовать их работой ДОУ, вызвать положительное отношение к педагогам, оценить значимость их работы, увидеть успехи своих детей. 

Наглядно – информационные формы сотрудничества с семьей:

1.Родительский речевой уголок отражает тематику занятий, дает ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, знакомит родителей с новыми приемами коррекционный работы с детьми. В нашей группе создан речевой уголок под названием «Уголок логопеда». В письменной форме  родителям даются красиво оформленные практические рекомендации по формированию  речевых навыков, например «Как помочь ребёнку развить связную речь», «Речевые правила».

2. Папки – передвижки, рукописные журналы- помогают собрать и обобщить материал для родителей по предложенной проблеме: «Левша в мире праворуких», «Обучение основам звукового анализа и синтеза».

3. Выставки и фотовыставки совместных творческих работ дошкольников, педагогов и родителей: «Как меня зовут?», «Любимая буква».

4. Одной из  форм взаимодействия с родителями является тетрадь для индивидуальных домашних занятий ребёнка по заданию логопеда. Родители могут отмечать в ней успехи и неудачи при выполнении упражнений и заданий, задавать вопросы.

5.С  2016года веду в электронном виде рубрику для родителей «учитесь с нами, учитесь сами», на сайте  ДОУ http://mbdou7-krop.ru/?cat=7, где знакомлю родителей с игровыми приемами и упражнениями для развития речевых навыков детей.

 Многие формы сотрудничества с семьей   используются комплексно, внося, свои характерные изменения, разного рода новые элементы в целях повышения интереса семьи к этим мероприятиям.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста, невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения.

Учитель-логопед  МБДОУ д/с - к/в № 7        _____________  М.А. Роттер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостно...

об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.       Сотрудничество и взаимодействие воспитателя  с родителями яв...

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО...

ОТЧЁТ об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО музыкального руководителя

Отчёт об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО музыкального руководителя МБДОУ д/с КВ №3 ст. Кущёвской Краснодарского края Шевцовой Татьяны Ник...

Письменный отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО.

Письменный отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО....