Главные вкладки

    программа по предмету церковное хоровое пение для учащихся начальной ступени воскресной школы
    рабочая программа на тему

    Зозуля Анна Николаевна

    программа предполагает работу по нескольким направлениям: 1 - знакомство со строением и особенностями православного богослужения, разучивание песнопений праздников Рождества Христова и Воскресения Христова,  символа веры, молитвы "Отче наш", изучение тропарных гласов; 2 - постановка певческого дыхания, правильного звукоизвлечения, выработка навыков пения в хоре, понимания жестов регента; 3 - получение начальных знаний по сольфеджио.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Русская Православная Церковь

    Московский Патриархат

    Московская городская епархия

    Южное викариатство;

    Даниловское благочиние;

    Приход храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

    «СОГЛАСОВАНО»                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

    ________________                                                                         ___________________

    Настоятель  храма Казанской иконы                    Директор воскресной образовательной

    Божией  Матери в Коломенском                             группы храма Казанской иконы

                                                                                        Божией Матери в Коломенском

    Епископ Гурий (Шалимов)                                    Диакон Александр Горлов

    «___»________20   г.                                                  «___»________20   г.

    Учебная программа

    «Основы хорового и церковного пения».

    для учащихся начальной ступени

    (дети в возрасте от 7 до 11 лет).

    Воскресная образовательная группа храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском ЮАО г. Москва.

    Составитель Зозуля А.Н.

    Москва

    2017

    Пояснительная записка

    В основу рабочей программы по церковному пению  воскресной школы легла программа по церковному пению, разработанная ОРОиК РПЦ. При создании этой программы учитывался возрастающий интерес современного российского общества к непреходящим духовным ценностям и, в частности, к русской духовной музыке. Программа предназначена для учителей воскресных школ. Её актуальность обусловлена потребностями современного общества в формировании национального мировоззрения в воспитании человека.

    Специфика данной программы заключается  в параллельном изучении  основ нотной грамоты (сольфеджио), необходимого для успешного и осознанного освоения церковных песнопений, как обиходных, так и авторских (русских композиторов).

    Цель изучения данного предмета - приобщение воспитанников воскресной школы к духовным ценностям Православия посредством хорового пения.

    Задачи церковно-музыкального образования:

    •        воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к практическому участию в богослужебном пении;

    •        овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с богослужебной практикой;

    •        воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры России;

    •        развитие вокально- хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса учащихся;

    •        развитие творческих способностей и художественного вкуса.

    Изучению церковного пения предполагается отводить 1 учебный час в неделю, что составляет 26 часов в учебном году (начало учебного года – конец сентября, окончание – конец апреля). Программа рассчитана на 1 учебный год.

    Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.

    Личностные результаты должны отражать:

    -        укорененность в православной традиции;

    -        наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством; уважительное отношение к культурному наследию;

    -        ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;

    -        наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;

    -        развитие музыкально-эстетического чувства.

    Метапредметные результаты должны отражать:

    -        правильное понимание отношений знания и веры;

    -        совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;

    -        умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;

    -        умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач; овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно- музыкальных произведений.

    Предметные результаты должны отражать:

    -        формирование представления о значении церковного пения в духовно­ нравственном становлении и развитии человека;

    -        овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;

    -        развитие вокально- хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;

    - знание основ нотной грамоты

    По окончании курса учащийся должен:

    -        отличать по слуху напевы разных гласов;

    -        петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые песнопения по тексту без нот;

    -        петь некоторые неизменяемые песнопения церковных служб наизусть;

    - соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском языке; понимать смысл исполняемых песнопений;

    -        владеть основными вокально- хоровыми навыками - дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;

    -        знать и соблюдать правила поведения на клиросе.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    Простые песнопения, близкие к псалмодированию. «Аминь». «Господи, помилуй». «Подай, Господи». «Тебе, Господи». «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». «И духови твоему».

    Общенародные песнопения Литургии. «Отче наш». «Тело Христово приимите». «Верую».

    Начальное знакомство с тропарными гласами на примере наиболее известных песнопений. «Царю Небесный». «Достойно есть». «Богородице Дево». «Спаси, Господи».

    Изучение тропарных гласов. Воскресные тропари  8- ми гласов. Тропари и кондаки Двунадесятых праздников.  Рождественская песня или колядка. Тропарь, кондак и светилен Пасхи.

    Ектении обиходных распевов. Великие, просительные, сугубые.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Дата

    Тема занятия.

    Колич часов

    Форма.

    02.10

    Особенности церковного пения.

    Значение церковного пения.

    Осмогласие.

    1

    Беседа, прослушивание избранных песнопений. Упражнения на формирование правильной осанки и певческого дыхания.

    09.10

    Простейшие песнопения на одном звуке: «Аминь», «Господи, помилуй»,     «И Духови твоему».

    1

    Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Разучивание простейших песнопений.

    16.10

    Песнопения на двух звуках: «Подай, Господи», «Тебе, Господи», «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

    Клавиатура фортепиано. Нотоносец.

    1

    Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

    Понятие «ектения». Виды: великая, малая, сугубая, просительная. Разучивание песнопений на двух звуках.

    Знакомство с клавиатурой фортепиано. Октава. Знакомство с нотоносцем.

    23.10

    30.10

    «Царю Небесный».

    Скрипичный ключ. Нотоносец.

    2

    Упражнения на формирование певческого дыхания, развитие диапазона голоса.

    Разучивание 6-го тропарного гласа на примере «Царю Небесный» .

    Запись нот на нотоносце.

    06.11

    13.11

    «Богородице Дево, радуйся».

    Мажор и минор. Гамма до мажор.

    2

    Упражнения на формирование певческого дыхания, развитие диапазона голоса.

    Разучивание 4-го тропарного гласа на примере «Богородице Дево, радуйся».

    Знакомство с понятиями лад и тональность.

    20.11

    Строение гласов.

    Тропарь праздника Рождества Христова.

    1

    Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

    Знакомство с понятием «колено». Построение схем знакомых гласов: 4-го и 6-го тропарных.

    Повторение разученных песнопений.

    27.11

    «Достойно есть»

    Знаки альтерации.

    1

    Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения, расширение диапазона голоса.

    Знакомство с 8-м тропарным гласом на примере песнопения «Достойно есть».

    Повторение тропаря праздника Рождества Христова. Разучивание колядки или песни.

    Контроль умения читать нотную запись в скрипичном ключе .

    04.12

    Введение во храм Пресвятой Богородицы.

    «Спаси, Господи, люди Твоя…»

    1

    Беседа о празднике. Пение тропаря (4 глас).

    Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

    Знакомство с 1-м тропарным гласом на примере «Спаси, Господи, люди Твоя…»

    Разучивание трисвятого.

    Построение схемы гласа.

    Длительности. Ритм. Такт.

    11.12

    Божественная литургия.

    Значение литургии. Части литургии.

    1

    Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

    Беседа.

    Разучивание Херувимской песни (Хотьковской).

    Повторение Рождественского тропаря и колядки.

    18.12

    «Дева днесь…»

    Ритм. Такт.

    1

    Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

    Разучивание Херувимской песни (продолжение).

    Знакомство с 3-м тропарным гласом на примере Рождественского кондака.

    Повторение Рождественского тропаря и колядки.

    Воспроизведение различных ритмических примеров.

    25.12

    Контрольное занятие.

    1

    Повторение пройденного материала.

    Материал второго полугодия:

    Тоника. Размер 2/4. устойчивые звуки до мажора. Тоническое трезвучие. Затакт. Паузы. Вводные звуки. Опевание устойчивых звуков. Размер ¾. Тональность ре мажор. Тональность соль мажор. Тональность фа мажор. Интервалы. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая. Тональность ля минор (натуральный, гармонический, мелодический). Тональности ми минор и ре минор. Динамические оттенки.

    Молитва «Отче наш». «Верую». «Тело Христово приимите». Тропарные гласы 2-й, 5-й и 7-й. Некоторые особенности богослужения периода пения триоди постной. Тропарь, кондак и светилен Пасхи. Особенности служб праздника Воскресения Христова и Светлой седмицы.

    Дата.

    Тема занятия.

    Количество часов.

    Форма.

    22.01

    «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

    Тоника.  Устойчивые звуки до мажора. Тоническое трезвучие.

    1

    Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

    Повторение 1-го тропарного гласа.

    Пение мажорной гаммы и трезвучия. Понятие устойчивых и неустойчивых ступеней.

    29.01

    «Отче наш»

    Размер 2/4. Дирижирование. Затакт.

    1

    Разучивание молитвы, упражнение в цепном дыхании.

    Знакомство с понятием «размер». Уточнение знаний о длительностях, такте. Понятие «затакт».

    05.02

    «Отче наш»

    Размер 2/4. Затакт. Паузы.

    1

    Повторение молитвы, отработка навыка протяжного пения, умения брать цепное дыхание. Упражнение в дирижировании примеров с размером 2/4. знакомство с понятием «пауза», написание пауз различной длительности.

    12.02

    2-й тропарный глас

    Вводные звуки. Опевание устойчивых ступеней. Интервалы.

    1

    Знакомство со звучанием и строением 2 тропарного гласа.

    Понятие вводных звуков (ступеней). Понятие «интервал». Знакомство с интервалами прима, секунда, терция.

    19.02

    5-й тропарный глас

    особенности богослужения периода пения триоди постной

    Тональность ля минор (натуральный, гармонический, мелодический).

    1

    Знакомство со звучанием и строением 5 тропарного гласа.

    Знакомство с тональностью ля минор, пение минорной гаммы. Слушание пройденных интервалов. Слушание и пение минорного трезвучия.

    26.02

    «Верую»

    Динамические оттенки. Интервалы.

    1

    Разучивание символа веры. Упражнение в правильном дыхании и звукоизвлечении.

    Знакомство с динамическими оттенками F, P и <,>.

    Знакомство с интервалами кварта и квинта.

    05.03

    «Верую»

    2 и 5 тропарные гласы.

    Интервалы. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая.

    1

    Повторение символа веры. Повторение пройденных гласов (тропарных).

    Слушание пройденных интервалов, их определение.

    Знакомство с ритмической группой четверть с точкой и восьмая, дирижирование  и пение примеров

    12.03

    «Тело Христово приимите»

    Размер ¾. Интервалы.

    1

    Разучивание стиха, поемого при причащении.

    Знакомство с размером ¾. Дирижирование примеров. Повторение пройденных интервалов.

    19.03

    Тропарь Пасхи.

    Тональность фа мажор. Интервалы.

    1

    Разучивание тропаря праздника Пасхи.

    Знакомство с тональностью фа мажор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.

    Знакомство с интервалом секста.

    26.03

    Кондак и светилен Пасхи.

    Тональность соль мажор.

    1

    Разучивание кондака и светильна праздника Пасхи.

    Знакомство с тональностью соль мажор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.

    02.04

    Тропарь, кондак и светилен Пасхи.

    Тональность ре минор.

    1

    Повторение тропаря, кондака и светильна праздника Пасхи.

    Знакомство с тональностью ре минор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.

    09.04

    Вход Господень в Иерусалим.

    Особенности Страстной седмицы.

    Особенности служб праздника Воскресения Христова и Светлой седмицы.

    Интервалы.

    1

    Знакомство с особенностями служб периода от Вербного воскресения до воскресения апостола Фомы (обзорно).

    Знакомство с интервалами септима и октава. Повторение пройденных интервалов. Пение гамм фа мажор и ре минор.

    23.04

    Тональность ми минор.

    1

    Знакомство с тональностью ми минор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.

    Дирижирование и пение нотных примеров.

    Слушание и определение интервалов.

    30.04

    Повторение пройденного материала.

    1

                                                                  Используемая литература:

    Типикон. СПб., 1997 – 2т.

    Е. Кустовский, Н. Потемкина «Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции». М., 1999

    «Литургия св. Иоанна Златоуста. Сборник песнопений для детского хора» /под ред. Н. Миндровой. М., 2006

    Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы.» СПб.: «Композитор*Санкт-Петербург», 2001

    Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 2 класса детской музыкальной школы.» СПб.: «Композитор*Санкт-Петербург», 2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие учащихся начальной школы с детьми до школьного образования

    Создание комплекса условий,обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования. Обеспечение непрерывности,це...

    УМК к дополнительной образовательной программе "Хоровое пение", ч.1

    В первой части собраны раздаточные материалы для занятий и различные наглядные пособия...

    УМК к дополнительной образовательной программе "Хоровое пение", ч.1

    В первой части собраны раздаточные материалы для занятий и различные наглядные пособия...

    Преемственность в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы

       Создание системы непрерывного образования в стране требует реализации принципа преемственности ее звеньев. Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начально...

    Взаимодействие ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы

    Вопросы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ в целях обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступеней образования остаются актуальным...

    Методические материалы к разработке рабочей программы по предмету «Музыка» в основной школе на ступень

    Методические материалы к разработке рабочей программы по предмету «Музыка» в основной школе на ступень...

    Интерактивные технологии в сфере взаимодействия ДОУ и начальной школы как фактор обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступени образования

    В статье раскрыта  актуальность изучения проблемы преемственности в условиях внедрения ФГОС, представлен анализ возможностей взаимодействия ДОУ и начальной школы с использованием интерактивных те...