программа по предмету церковное хоровое пение для учащихся начальной ступени воскресной школы
рабочая программа на тему

Зозуля Анна Николаевна

программа предполагает работу по нескольким направлениям: 1 - знакомство со строением и особенностями православного богослужения, разучивание песнопений праздников Рождества Христова и Воскресения Христова,  символа веры, молитвы "Отче наш", изучение тропарных гласов; 2 - постановка певческого дыхания, правильного звукоизвлечения, выработка навыков пения в хоре, понимания жестов регента; 3 - получение начальных знаний по сольфеджио.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Московская городская епархия

Южное викариатство;

Даниловское благочиние;

Приход храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

«СОГЛАСОВАНО»                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

________________                                                                         ___________________

Настоятель  храма Казанской иконы                    Директор воскресной образовательной

Божией  Матери в Коломенском                             группы храма Казанской иконы

                                                                                    Божией Матери в Коломенском

Епископ Гурий (Шалимов)                                    Диакон Александр Горлов

«___»________20   г.                                                  «___»________20   г.

Учебная программа

«Основы хорового и церковного пения».

для учащихся начальной ступени

(дети в возрасте от 7 до 11 лет).

Воскресная образовательная группа храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском ЮАО г. Москва.

Составитель Зозуля А.Н.

Москва

2017

Пояснительная записка

В основу рабочей программы по церковному пению  воскресной школы легла программа по церковному пению, разработанная ОРОиК РПЦ. При создании этой программы учитывался возрастающий интерес современного российского общества к непреходящим духовным ценностям и, в частности, к русской духовной музыке. Программа предназначена для учителей воскресных школ. Её актуальность обусловлена потребностями современного общества в формировании национального мировоззрения в воспитании человека.

Специфика данной программы заключается  в параллельном изучении  основ нотной грамоты (сольфеджио), необходимого для успешного и осознанного освоения церковных песнопений, как обиходных, так и авторских (русских композиторов).

Цель изучения данного предмета - приобщение воспитанников воскресной школы к духовным ценностям Православия посредством хорового пения.

Задачи церковно-музыкального образования:

•        воспитание интереса к православному богослужению, подготовка к практическому участию в богослужебном пении;

•        овладение традицией духовных песнопений, их видами и жанрами в соответствии с богослужебной практикой;

•        воспитание уважения к истории и традициям музыкальной культуры России;

•        развитие вокально- хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса учащихся;

•        развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Изучению церковного пения предполагается отводить 1 учебный час в неделю, что составляет 26 часов в учебном году (начало учебного года – конец сентября, окончание – конец апреля). Программа рассчитана на 1 учебный год.

Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.

Личностные результаты должны отражать:

-        укорененность в православной традиции;

-        наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством; уважительное отношение к культурному наследию;

-        ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;

-        наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;

-        развитие музыкально-эстетического чувства.

Метапредметные результаты должны отражать:

-        правильное понимание отношений знания и веры;

-        совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;

-        умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;

-        умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач; овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно- музыкальных произведений.

Предметные результаты должны отражать:

-        формирование представления о значении церковного пения в духовно­ нравственном становлении и развитии человека;

-        овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;

-        развитие вокально- хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;

- знание основ нотной грамоты

По окончании курса учащийся должен:

-        отличать по слуху напевы разных гласов;

-        петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые песнопения по тексту без нот;

-        петь некоторые неизменяемые песнопения церковных служб наизусть;

- соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском языке; понимать смысл исполняемых песнопений;

-        владеть основными вокально- хоровыми навыками - дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;

-        знать и соблюдать правила поведения на клиросе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Простые песнопения, близкие к псалмодированию. «Аминь». «Господи, помилуй». «Подай, Господи». «Тебе, Господи». «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». «И духови твоему».

Общенародные песнопения Литургии. «Отче наш». «Тело Христово приимите». «Верую».

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере наиболее известных песнопений. «Царю Небесный». «Достойно есть». «Богородице Дево». «Спаси, Господи».

Изучение тропарных гласов. Воскресные тропари  8- ми гласов. Тропари и кондаки Двунадесятых праздников.  Рождественская песня или колядка. Тропарь, кондак и светилен Пасхи.

Ектении обиходных распевов. Великие, просительные, сугубые.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

Тема занятия.

Колич часов

Форма.

02.10

Особенности церковного пения.

Значение церковного пения.

Осмогласие.

1

Беседа, прослушивание избранных песнопений. Упражнения на формирование правильной осанки и певческого дыхания.

09.10

Простейшие песнопения на одном звуке: «Аминь», «Господи, помилуй»,     «И Духови твоему».

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения. Разучивание простейших песнопений.

16.10

Песнопения на двух звуках: «Подай, Господи», «Тебе, Господи», «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Клавиатура фортепиано. Нотоносец.

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Понятие «ектения». Виды: великая, малая, сугубая, просительная. Разучивание песнопений на двух звуках.

Знакомство с клавиатурой фортепиано. Октава. Знакомство с нотоносцем.

23.10

30.10

«Царю Небесный».

Скрипичный ключ. Нотоносец.

2

Упражнения на формирование певческого дыхания, развитие диапазона голоса.

Разучивание 6-го тропарного гласа на примере «Царю Небесный» .

Запись нот на нотоносце.

06.11

13.11

«Богородице Дево, радуйся».

Мажор и минор. Гамма до мажор.

2

Упражнения на формирование певческого дыхания, развитие диапазона голоса.

Разучивание 4-го тропарного гласа на примере «Богородице Дево, радуйся».

Знакомство с понятиями лад и тональность.

20.11

Строение гласов.

Тропарь праздника Рождества Христова.

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Знакомство с понятием «колено». Построение схем знакомых гласов: 4-го и 6-го тропарных.

Повторение разученных песнопений.

27.11

«Достойно есть»

Знаки альтерации.

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения, расширение диапазона голоса.

Знакомство с 8-м тропарным гласом на примере песнопения «Достойно есть».

Повторение тропаря праздника Рождества Христова. Разучивание колядки или песни.

Контроль умения читать нотную запись в скрипичном ключе .

04.12

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

«Спаси, Господи, люди Твоя…»

1

Беседа о празднике. Пение тропаря (4 глас).

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Знакомство с 1-м тропарным гласом на примере «Спаси, Господи, люди Твоя…»

Разучивание трисвятого.

Построение схемы гласа.

Длительности. Ритм. Такт.

11.12

Божественная литургия.

Значение литургии. Части литургии.

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Беседа.

Разучивание Херувимской песни (Хотьковской).

Повторение Рождественского тропаря и колядки.

18.12

«Дева днесь…»

Ритм. Такт.

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Разучивание Херувимской песни (продолжение).

Знакомство с 3-м тропарным гласом на примере Рождественского кондака.

Повторение Рождественского тропаря и колядки.

Воспроизведение различных ритмических примеров.

25.12

Контрольное занятие.

1

Повторение пройденного материала.

Материал второго полугодия:

Тоника. Размер 2/4. устойчивые звуки до мажора. Тоническое трезвучие. Затакт. Паузы. Вводные звуки. Опевание устойчивых звуков. Размер ¾. Тональность ре мажор. Тональность соль мажор. Тональность фа мажор. Интервалы. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая. Тональность ля минор (натуральный, гармонический, мелодический). Тональности ми минор и ре минор. Динамические оттенки.

Молитва «Отче наш». «Верую». «Тело Христово приимите». Тропарные гласы 2-й, 5-й и 7-й. Некоторые особенности богослужения периода пения триоди постной. Тропарь, кондак и светилен Пасхи. Особенности служб праздника Воскресения Христова и Светлой седмицы.

Дата.

Тема занятия.

Количество часов.

Форма.

22.01

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

Тоника.  Устойчивые звуки до мажора. Тоническое трезвучие.

1

Упражнения на формирование певческого дыхания, правильного звукоизвлечения.

Повторение 1-го тропарного гласа.

Пение мажорной гаммы и трезвучия. Понятие устойчивых и неустойчивых ступеней.

29.01

«Отче наш»

Размер 2/4. Дирижирование. Затакт.

1

Разучивание молитвы, упражнение в цепном дыхании.

Знакомство с понятием «размер». Уточнение знаний о длительностях, такте. Понятие «затакт».

05.02

«Отче наш»

Размер 2/4. Затакт. Паузы.

1

Повторение молитвы, отработка навыка протяжного пения, умения брать цепное дыхание. Упражнение в дирижировании примеров с размером 2/4. знакомство с понятием «пауза», написание пауз различной длительности.

12.02

2-й тропарный глас

Вводные звуки. Опевание устойчивых ступеней. Интервалы.

1

Знакомство со звучанием и строением 2 тропарного гласа.

Понятие вводных звуков (ступеней). Понятие «интервал». Знакомство с интервалами прима, секунда, терция.

19.02

5-й тропарный глас

особенности богослужения периода пения триоди постной

Тональность ля минор (натуральный, гармонический, мелодический).

1

Знакомство со звучанием и строением 5 тропарного гласа.

Знакомство с тональностью ля минор, пение минорной гаммы. Слушание пройденных интервалов. Слушание и пение минорного трезвучия.

26.02

«Верую»

Динамические оттенки. Интервалы.

1

Разучивание символа веры. Упражнение в правильном дыхании и звукоизвлечении.

Знакомство с динамическими оттенками F, P и <,>.

Знакомство с интервалами кварта и квинта.

05.03

«Верую»

2 и 5 тропарные гласы.

Интервалы. Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая.

1

Повторение символа веры. Повторение пройденных гласов (тропарных).

Слушание пройденных интервалов, их определение.

Знакомство с ритмической группой четверть с точкой и восьмая, дирижирование  и пение примеров

12.03

«Тело Христово приимите»

Размер ¾. Интервалы.

1

Разучивание стиха, поемого при причащении.

Знакомство с размером ¾. Дирижирование примеров. Повторение пройденных интервалов.

19.03

Тропарь Пасхи.

Тональность фа мажор. Интервалы.

1

Разучивание тропаря праздника Пасхи.

Знакомство с тональностью фа мажор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.

Знакомство с интервалом секста.

26.03

Кондак и светилен Пасхи.

Тональность соль мажор.

1

Разучивание кондака и светильна праздника Пасхи.

Знакомство с тональностью соль мажор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.

02.04

Тропарь, кондак и светилен Пасхи.

Тональность ре минор.

1

Повторение тропаря, кондака и светильна праздника Пасхи.

Знакомство с тональностью ре минор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.

09.04

Вход Господень в Иерусалим.

Особенности Страстной седмицы.

Особенности служб праздника Воскресения Христова и Светлой седмицы.

Интервалы.

1

Знакомство с особенностями служб периода от Вербного воскресения до воскресения апостола Фомы (обзорно).

Знакомство с интервалами септима и октава. Повторение пройденных интервалов. Пение гамм фа мажор и ре минор.

23.04

Тональность ми минор.

1

Знакомство с тональностью ми минор, пение гаммы, слушание и пение интервалов в тональности и трезвучия, опевание устойчивых ступеней.

Дирижирование и пение нотных примеров.

Слушание и определение интервалов.

30.04

Повторение пройденного материала.

1

                                                              Используемая литература:

Типикон. СПб., 1997 – 2т.

Е. Кустовский, Н. Потемкина «Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции». М., 1999

«Литургия св. Иоанна Златоуста. Сборник песнопений для детского хора» /под ред. Н. Миндровой. М., 2006

Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы.» СПб.: «Композитор*Санкт-Петербург», 2001

Ж. Металлиди, А. Перцовская «Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 2 класса детской музыкальной школы.» СПб.: «Композитор*Санкт-Петербург», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учащихся начальной школы с детьми до школьного образования

Создание комплекса условий,обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования. Обеспечение непрерывности,це...

Преемственность в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы

   Создание системы непрерывного образования в стране требует реализации принципа преемственности ее звеньев. Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начально...

Преемственность в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы

   Создание системы непрерывного образования в стране требует реализации принципа преемственности ее звеньев. Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начально...

Взаимодействие ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы

Вопросы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ в целях обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступеней образования остаются актуальным...

Методические материалы к разработке рабочей программы по предмету «Музыка» в основной школе на ступень

Методические материалы к разработке рабочей программы по предмету «Музыка» в основной школе на ступень...

Интерактивные технологии в сфере взаимодействия ДОУ и начальной школы как фактор обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступени образования

В статье раскрыта  актуальность изучения проблемы преемственности в условиях внедрения ФГОС, представлен анализ возможностей взаимодействия ДОУ и начальной школы с использованием интерактивных те...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Хоровое пение в детском саду»

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Хоровое пение в детском саду» (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 5-7лет...