Взаимодействие ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы
консультация (подготовительная группа) на тему

Мельникова Татьяна Райнгартовна
Вопросы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ в целях обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступеней образования остаются актуальными на всем протяжении существования системы образования, основанной на выделении основных этапов образования согласно возрасту ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dou_i_shkola_melnikova.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы

1 слайд

 «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее".

Ясно, что известный педагог имеет в виду дошкольное образование. И поэтому необходимо сохранить целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием.

2 слайд

Что же такое преемственность?

Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

     Вопросы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ в целях обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступеней образования остаются актуальными на всем протяжении существования системы образования, основанной на выделении основных этапов образования согласно возрасту ребенка, т.е. уже около ста лет.

 На сегодняшний день проблема сохранения единого образовательного пространства является актуальной для современного дошкольного образования, поскольку, с одной стороны, необходимо учитывать цели и содержание дошкольного образования на соответствующих возрастных этапах развития ребенка, вводимых новыми образовательными стандартами. А с другой – потребностью в качественной его подготовке к школе на основе единых требований к работе детского сада и школы.

 Уровень требований к поступающим в школу детям усложняется из года в год. Вследствие чего, детскому дошкольному образовательному учреждению необходимо обеспечивать проведение мероприятий по преемственности дошкольной и начальной ступеней образования, поскольку основные мероприятия по подготовке детей к школе выполняют детские сады. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит его дальнейшее обучение.

 Задача ДОУ состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основу его готовности к обучению в школе, формируя у него систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.

Нами были определены три основных направления (в совместной работе) обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

4 Слайд

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми: Слайды

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями школы;

• совместные праздники;

2. Взаимодействие педагогов:

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

        Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Интегративные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ.

     Практика нашего ДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду которые имели возможность на более тесное взаимодействие со школой. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.

     Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.Но на мой взгляд хотелось бы сотрудничество ДОУ и школы  сделать более тесным. можно в начале года разработать совмесные мероприятия школы и ДОУ.

Слайд

Сроки проведения / Основные мероприятия

Экскурсия на территорию школы; в школьную библиотеку.

Анкетирование учителей «Первые дни ребенка в школе»

Посещение педагогами и психологом  уроков в 1 классе выпускников ДОУ.

Итоги  адаптационного периода детей в первом классе на совещании при администрации СОШ.

Встреча команд «Детский сад – Школа»

Консультация для родителей выпускников «Как подготовить ребенка к школе?»

Проведение родительского собрания в подготовительной группе на тему «Готовность ребенка к обучению в школе».

 Курсы для родителей будущих первоклассников.

Оформление уголка школьника для родителей.

Встреча с выпускниками ДОУ.

Круглый стол «Преемственность детского сада и школы с детьми»

Знакомство родителей с диагностикой готовности детей к школе.

Посещение школы детьми и родителями в дни открытых дверей по плану СОШ

Консультация для родителей выпускных групп «Роль игр и игрушек в подготовке детей к школе».                                                                     Телефонная «Горячая линия» для родителей: «Что беспокоит родителей перед записью детей в школу?»

Подведение итогов и подготовка анализа о проведенной работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и начальной школы»

«Сотрудничество воспитателей и учителей начальной школы в ходе реализации преемственности в системе «детский сад – школа»»...

Проект "Взаимодействие ДОУ и начальной школы как одно из условий успешной подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Какова роль приемственности и взаимодействия двух образовательных учреждений в подготовке ребенка и их родителей к обучению в школе?...

Методические рекомендации для педагогических кадров по сотрудничеству детского сада с семьёй и школой по вопросам преемственности в системе дошкольного и начальной ступени общего образования.

В связи с вступлением в силу 1.01.2014 г. приказа ФГОС проблема готовности ребенка к школьному обучению стала ещё более актуальной. ГБДОУ№27, где я работаю, на протяжении 3 лет являлся экспериментальн...

программа по предмету церковное хоровое пение для учащихся начальной ступени воскресной школы

программа предполагает работу по нескольким направлениям: 1 - знакомство со строением и особенностями православного богослужения, разучивание песнопений праздников Рождества Христова и Воскресения Хри...

Интерактивные технологии в сфере взаимодействия ДОУ и начальной школы как фактор обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступени образования

В статье раскрыта  актуальность изучения проблемы преемственности в условиях внедрения ФГОС, представлен анализ возможностей взаимодействия ДОУ и начальной школы с использованием интерактивных те...

План работы МДОУ «Детский сад №62» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. С.П. Королёва» Энгельсского муниципального района Саратовской области по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования на 2023-2024 уч

План работы с социальным партнером  территариально находящегося  рядом с дошкольным учреждением. План  содержит разнообразные совместные мероприятия и решает задачи преемственности дошк...