Театрализованное представление Спящая красавица
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста с использованием классической музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_spyashchaya_krasavitsa.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА Опера по мотивам сказки Ш.Перро

Старший дошкольный возраст

Действующие лица. Принцесса Аврора, Принц Дезире, Король, Королева, Церемониймейстер, Фея Искренности, Фея Цветущих Колосьев, Фея щебечущая Канарейка, Фея Сирени, Фея Карабос, придворные дамы и кавалеры, деревья, плющи и колючие кустарники - дети в костюмах, исполняющие вокальные импровизации.

В спектакле используется музыка, включенная в аудиопособие «Мы слушаем музыку» к aвтoрской программе О.П.Рыдановой «Музыкальные шедевры».

Пролог 

Звучит «Гавот» И.С.Баха из Сюиты №3 для камерного оркестра. Открывается занавес, выходят придворные дамы и кавалеры, встают возле
трона Короля. Выходит Церемониймейстер.

Церемониймейстер. Слушайте! Слушайте! Родилась принцесса Аврора! В замке будет торжество!

1-я дама. Да здравствует принцесса!

1-й кавалер. Да здравствует Аврора!

2-я дама. Да здравствует всегда!

Церемониймейстер (речитативом). Их величество Король с Королевой! (Выходят) 
3-я дама. Поздравляем Ваше Величество!

4-я дама. С новорожденной, Ваше Величество!

2-й кавалер. Примите наши поздравления, Ваше Величество!

Король. Благодарю.

Королева. Мы счастливы!

Слышится плач ребенка. Все бросаются к колыбели и начинают успокаивать младенца.

Королева. Баю-баюшки-баю, тебе я песенку спою.

Все. Баю-баю-баю-бай, спи, принцесса, засыпай.

Королева (обращаясь к дамам). А где же волшебницы?

Дама. Мы уже их пригласили.

Опять звучит «Гавот» И.С.Баха. Король и Королева шествуют к трону, садятся. Все придворные располагаются рядам.         .

Церемониймейстер. Фея Искренности!

Звучит тема Феи Искренности из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского. Фея Искренности исполняет танцевальную импровизацию.

Фея Искренности. Пусть растет веселой, скромной, милосердной!

Церемониймейстер. Фея цветущих Колосьев!

Звучит тема Феи Цветущих Колосьев П.И.Чайковского. Фея Цветущих Колосьев исполняет танец, импровизируя под музыку.

Фея Цветущих Колосьев. Пусть у нее будет нежное, доброе сердце!

Церемониймейстер. Фея щебечущая Канарейка!

Звучит тема Феи Щебечущей Канарейки. Девочка исполняет танцевальную импровизацию.

Фея Щебечущая Канарейка. Пусть обладает чудным голосом и поет как соловей!

Церемониймейстер. Фея Сирени!

Звучит тема Феи Сирени из пролога балета «Спящая красавица». Фея Сирени исполняет свой танец.

Фея Сирени. Пусть Аврора полюбит музыку,
будет играть на арфе и флейте!

Звучит вальс П.И.Чайковского. Феи исполняют совместный танец. Внезапно музыка прерывается.

Звучит тема Феи Карабос.

Фея Карабос. Неслыханно! Невероятно! Какое оскорбление мне! Вы пригласили всех, всех, кроме меня! (Подходит к колыбели) Принцесса вы-
растет красивой и счастливой, но во цвете лет умрет от укола веретена! Ха-ха- ха!

Фея Карабос исчезает. Фея Сирени утешает Короля с Королевой.

Фея Сирени. Не печальтесь! Исправить всё зло я не в силах, но принцесса не умрет, а уснет на сто лет. Придет смелый принц и разбудит ее.

Королева (плача). Благодарю тебя, добрая Фея!

Церемониймейстер. Приказ Короля! Отныне и навсегда запрещается пользоваться веретеном!

Под «Гавот» И. С. Баха все покидают сцену.

Голоса за кулисами. Отменить иголки! Запретить булавки! Запретить спицы и веретёна!

Звучит бой часов.

 

Первая картииа

Звучит «Полонез» И.С.Баха из Сюиты №2 для камерного оркестра.

Церемониймейстер. Прошло 15 лет!

Звучит вальс П.И.Чайковского. Раздается девичий смех. Выбегает принцесса и прячется. За ней появляются придворные дамы.

l-я дама. Принцесса, где ты?

2-я дама. Аврора, Аврора!

3-я дама. Где же ты, принцесса?

Аврора (выбегает). Я здесь!

Принцесса с придворными дамами играют. В это время незаметно выходит Фея Карабос, одевшаяся старухой, и садится за прялку. Аврора замечает старуху.

Аврора. Какая славная старушка! Я ее не знаю. Бабушка, что вы делаете?

Старуха. Пряду пряжу, дитя мое.

Аврора. А что у вас в руках?

Старуха. Это, красавица, веретёнце.

Аврора. Можно, я тоже попробую?

Старуха дает Авроре веретено. Звучит танец с веретеном из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского. Неожиданно Аврора укалывает палец.

Аврора. Как больно! Как колет! Как кружится голова! Отец, матушка! Помогите! Всё вокруг темнеет!

Звучит тема скорби из балета «Спящая красавица». Появляются Король с Королевой.

Королева. Кто это сделал? Кто убил ее?

Король (обращаясь к старухе). Это ты, Карабос?!

Фея Карабос. Она умерла! Мое предсказание сбылось! Ха-ха-ха! Плачьте, плачьте!

Фея Карабос исчезает. Появляется Фея Сирени.

Фея Сирени. Не печальтесь. Так должно было случиться. Не прощайтесь с Авророй - вы еще встретитесь с ней через сто лет. Я погружу вас в
сон, и вы уснете вместе с ней.

Звучит тема Феи Сирени. Она исполняет танцевальную импровизацию, и все погружаются в сон.

Фея Сирени. Ну, вот. Все заснули. Поднимайтесь из земли, деревья, плющи и кустарники, - переплетайтесь ветвями так, чтобы сюда никто
не смог попасть и нарушить сон королевства!

Дети в костюмах деревьев, плюща, кустарников под звуки темы Феи Сирени исполняют танцевально-пластическую импровизацию.

Звучит бой часов.

Вторая картина.

Церемониймейстер. Прошло сто лет!

Звучит музыка из сцены охоты 2-го действия балета «Спящая красавица». Появляется принц Дезире. Он идет не торопясь, оглядываясь по сторонам.

Принц. Какое прекрасное место! Я здесь никогда не бывал. Всё кругом так таинственно и сердце бьется так тревожно!

Звучит тема Феи Сирени. Фея Сирени подходит к принцу.

Принц. Кто вы?

Фея Сирени. Не пугайся, я Фея Сирени. А ты тот, кто может разбудить прекрасную принцессу. Она живет в этом старинном замке.

Принц. Как же спасти ее, добрая Фея? Я не боюсь опасности! Я разбужу ее!

Фея Сирени. Пойдем со мной, смелый принц.

Фея ведет принца к замку, от взмаха ее волшебной палочки деревья и кусты расступаются.

Принц. Чудо, чудо! Деревья словно живые! Они уступают нам дорогу!  

Принц и Фея подходят к спящей Авроре.

Фея Сирени. Вот она - Аврора!

Принц. Как она прекрасна! (целует принцессе руку.)

Аврора (просыпается). Как сладко я спала! Кто ты, юноша?

Принц. Я - принц Дезире.

Король, Королева, придворные дамы, кавалеры постепенно просыпаются. Принц подает принцессе руку. Звучит Кода из 3-го действия балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского. Все действующие лица выходят на общий поклон. Церемониймейстер представляет зрителям артистов.

КАКАЯ ОНА ЗИМА?

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе.

Программное содержание.

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.

Передавать впечатления о зиме в рисунке, развивать фантазию, творческие способности, использовать различные средства изобразительности и техники рисования: граттаж, рисование акварелью и свечой, акварелью и восковыми мелками, гуашью, углем.

Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях, имеющих близкие названия. Передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце. Создавать собственные танцевальные импровизации.

Обогащать словарный запас детей (государь, лютый, мгла, чародейка, очи, робеть, вея снегам, зыбь, непробудно, полог, свод).

Подготовительная работа. Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж,
прослушивание музыкальных произведений на тему зимы. Просмотр фрагментов из балетов «Щелкунчик», «Золушка» в видеозаписи, беседа об увиденном.

Чтение стихов о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихов, песен и пословиц о зиме.

Репродукции картин:         И. Вельц «Иней»; И. Грабарь «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж»; А. Саврасов «Зимний пейзаж. Иней», «Зимний пейзаж»; Ю. Клевер «3имний пейзаж с избушкой»; И. Шишкин «На Севере диком ... »; А Куинджи «Пятна лунного света в лесу»; И. Мещерин «Лунная ночь»; А Васнецов «Зимний сон»; К Крыжицкий «Лес зимой»; С. Жуковский «Свежий снег».

Материал. Бумага разного формата и разного цвета, предварительно затонированная детьми, краски, акварель, гуашь, восковые мелки, сангина, уголь, пастель, кисти, белые и серебристые ленточки для танца.

Ход занятия

Занятие проводится в изостудии детского сада, где оформлена выставка репродукций картин русских художников и детских работ о зиме.

Входят дети.

 
          Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности (педагог по ИЗО). Ребята, оглядитесь по сторонам. В нашей изостудии сегодня большая выставка. Какое время года изображено? (Зима.) В каком жанре живописи созданы эти картины? (Пейзаж.) Да, это зимние пейзaжи. А вы знаете пословицы о зиме?

Дети (по очереди). 

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Зима без снега - лето без хлеба.

Зимою вьюга - летом ненастье.

Сугроб да вьюга - два друга.

Метель летит, крутит, на весь мир ворчит.

Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.

Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

Год кончается, а зима начинается.

Снега нет, и следа нет.

Холодная зима - жаркое лето.

Январь - году начало, зиме середина.

Спасибо, мороз, что снегу принес.

Раздается стук в дверь.

Музыкальный руководитель. Кто там?

Входит почтальон Печкин

Печкин. Это я, почтальон Печкин. Это детский сад №137? Подготовительная группа? (Oтвeты.) Я принес письмо для ваших ребят.

Педагог по ИЗО (берет у Печкина конверт и достает из него письмо, читает).

Здравствуйте, ребята! Мы живем на острове Чунга-Чанга. У нас круглый год лето. Мы никогда не видели зимы. Какая она, зима? Напишите нам о ней или нарисуйте, пожалуйста. До свидания. Жители острова Чунга-Чанга.

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте поможем жителям острова Чунга-Чанга узнать, что такое зима и какая она бывает? Мы расскажем о зиме в наших рисунках, вложим их в большой конверт и отошлем жителям острова. Договорились?

Давайте поговорим о зиме.

Назовите зимние месяцы. (Ответы.) 

Вам нравится зима? Почему? (Ответы.) 

Все зимние дни похожи один на другой? (Ответы.) 

Даже в течение одной недели часто меняется погода. Какая погода бывает зимой? (Ответы.) 

Поэты, художники, композиторы передают настроение зимы в красках, в музыке, в стихах.

Педaгог по ИЗО. Давайте рассмотрим картину «Иней», которую написал художник Иван Вельц.

(Дети подходят к картине).

Что изображено на картине? (Зимний лес.) Много ли цветовых тонов использовал художник? (Мало.)

Какая картина по настроению? (Тихая, спокойная) Какого цвета снег? Холодные или теплые тона и оттенки? (Холодные: голубой, зеленый.)

От чего зависит цвет снега? (От окружающих предметов, от времени суток)

Снег может создавать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности. Красив укрытый снегом зимний лес, хотя нет в нем ничего яркого, броского. Послушайте стихотворение, которое передает настроение этой картины.

Тишина! - шепнула белая поляна.

Тишина! - вздохнула, вея снегом, ель.

За стволами зыбь молочного тумана

Окаймила пухлую постель ...

(С. Черный)

А вы можете сейчас вспомнить стихи, которые соответствуют настроению этой картины? (Дети вспоминают и читают знакомые им стихи, соответствующие увиденной картине)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит ...

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

(Ф. Тютчев)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна ...

(С. Есенин)

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно ...

(И. Суриков)

Музыкальный руководитель. А какие вам знакомы музыкальные произведения, изображающие спокойную картину зимы? (Произведения А.Вивальди, С. Прокофьева, П. Чайковского, Г. Свиридова).

Послушайте фрагмент музыкального произведения и назовите композитора.

(Звучит 2-я часть концерта «Зима» А. Вивальди. Дети называют композитора)

Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку? (Красивую, блестящую, сверкающую. Падает мягкий снег, сверкают, кружатся снежинки.)

А какая музыка по характеру? (Нежная, светлая, мягкая.)

Да. Музыка звучит отрывисто, легко. Кажется, что падают легкие снежинки, которые сверкают, переливаются, блестят. Вы слышите, как нежно
звучат скрипки?

Послушайте фрагмент другого произведения. Постарайтесь вспомнить, как оно называется и кто композитор. (Звучит фрагмент «Фея Зимы» из ба-
лета С.Прокофьева «Золушка».)

Какая музыка по характеру? (Нежная, спокойная, убаюкивающая.)

Посмотрим по телевизору фрагмент из балета «Золушка», где балерины изображают снежинок, а вместе с ними танцует Волшебница-Зима. (Дети смотрят по телевизору фрагмент из балета С. Прокофьева в видеозаписи.) 

Обратите внимание: балерины, стараясь выразить в танце светлый, нежный характер музыки, танцуют грациозно, мягко, очень пластично, изящно.

Педагог по ИЗО. А теперь посмотрите на эту картину.

Дети подходят к репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь». Музыкальный руководитель включает аудиозапись пьесы «Февраль. Масленица» П Чайковского или «Масленица» И. Стравинского.

Педагог по ИЗО. 

Разукрасилась Зима ...

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек-снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках.

(М. Пожарова)

Вы узнали эту картину? Почему художник так ее назвал - «Февральская лазурь»? (Потому что небо яркое, голубое.).

Какого цвета снег на солнце? А в тени? (Дети перечисляют разные оттенки цвета.)

Какие оттенки цвета использовал художник, когда писал ствол и ветки березы? (Ответы.) 

Что вы чувствуете, глядя на картину? (Ответы.) 

А какое стихотворение соответствует этому настроению? («Береза» С.Есенина.)

Дети по желанию читают стихотворение.

Музыкальный руководитель. Когда вы смотрели картину, звучала яркая, радостная музыка. Как вы думаете, она передает характер этой картины? (Ответы.) Это «Масленица» П. Чайковского. (Можно предложить послушать «Масленицу» И. Стравинского). Музыка веселья, удали, праздника. Вам
доставило радость это произведение?
(Ответы.) 

Педагог по ИЗО. Мы посмотрели две разные по настроению картины: одну тихую, спокойную, другую - радостную, праздничную. А теперь мне хотелось бы вам показать, как по-разному может выглядеть зимний пейзаж в зависимости от времени суток.

(Дети рассматривают репродукцию картины А. Куинджи «Пятна лунного света в лесу» на выставке).

Какой вы видите цвет снега, неба, деревьев и окружающих предметов? (Ответы.) 

А вот как А. Пушкин описывал зимнюю ночь.

(Звучит «Лунная соната» Л. Бетховена.)

Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами ...

Все картины, которые мы с вами рассмотрели, изображают спокойную, безветренную погоду зимой. Но ведь так бывает не всегда.

Музыкальный руководитель. Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется? (Вьюга, метель, буря.) Послушай-
те музыку, в которой изображается картина суровой, ненастной, вьюжной зимы.
(Звучит l-я часть концерта «Зима» А. Вивальди.) 

Кто автор этого произведения? (Ответы детей.)

Какой характер музыки? (Тревожная, грозная, вьюжная, холодная, колючая.)

Какое стихотворение перекликается с музыкой А. Вивальди?

Дети.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

(А. Пушкин)

Педагог по ИЗО. Ребята, посмотрите, а есть ли на нашей выставке картины, изображающие пургу, вьюгу, ветер, метель? (Нет.)

Предлагаю вам посмотреть, как художники-мультипликаторы изображают метель и вьюгу.

(Дети смотрят фрагмент из мультфильма «Снежная королева». Педагог по изо комментирует изображение на экране.)

Посмотрите, каким способом изображен ветер. Это словно закрученные спирали, они то сужаются, то расширяются по всему экрану.

Музыкальный руководитель. Композитор Марк Минков создал произведение к телевизионному фильму «Тайна Снежной королевы», в котором изобразил холодный ветер, вьюгу, а затем волшебный танец сверкающих нежных снежинок. Попробуйте в движении, пластике, танце передать контрастный характер звучащей музыки, её настроение.

Дети берут белые и серебряные ленточки и под музыку создают собственные танцевальные композиции.

Педагог по ИЗО. А теперь предлагаю вам нарисовать свою картину зимы.

Дети проходят к столам и мольбертам и приступают к рисованию. Звучит музыка. В конце все рассматривают работы.

Музыкальный руководитель. Пока подсыхают ваши картины, давайте споем нашу любимую песню о зиме.

(Дети свободно рассаживаются на ковре и исполняют «Новогоднюю песенку») 

Теперь, когда высохли ваши рисунки, мы их вложим в большой конверт и отправим жителям острова Чунга-Чанга.

Дети вкладывают работы и письмо в большой конверт и уходят в группу.

        Какая она зима?

( конспект комплексное занятие в подготовительной группе )

        

        

                Спящая красавица

        ( конспект занятия для старшей группы )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра-представление "Спящая красавица"

Сценарий театрализованной игры-представления по мотивам сказки Ш.Перро и балету П.И.Чайковского для детей подготовительной к школе группы....

Музыкальная сказка "Спящая красавица" для детей дошкольного возрста

Одна из крсивейших сказок Ш. Перро предствлена в упрощенном варианте для постановки её детьми в театральной студии , хореографическом кружке, или как вариант отчетного концерта с детьми старшего дошко...

Музыкальная сказка "Спящая красавица" для детей дошкольного возрста

Одна из крсивейших сказок Ш. Перро предствлена в упрощенном варианте для постановки её детьми в театральной студии , хореографическом кружке, или как вариант отчетного концерта с детьми старшего дошко...

Театрализованное представление по мотивам сказки Ш.Перро «Спящая красавица».

Материал для педагогов дополнительного образования по театру...

Музыкально-театрализованный проект «Спящая красавица».

Проект, раскрывающий и повышающий творческий потенциал детей с ОВЗ посредством музыкально-театрализованной деятельности....

Театральное представление по мотивам сказки Шарля Перро "Спящая красавица" с использованием классической музыки.

Интеграция видов искусств выступает средством эстетического развития дошкольного возраста.Сочетание театра и музыки-это универсальное средство воспитания чувст у ребенка, освоение им окружающего мира ...