Консультация для педагогов ДОУ «Феномен мотивации»
консультация на тему

Туренко Ольга Алексеевна

Консультация для педагогов ДОУ «Феномен мотивации» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Феномен мотивации – представляет собой совокупность психических процессов, структур и функций. Определяющих направление и интенсивность активности людей (животных). К феномену мотивации относятся мотивы, разнообразные мотивационные факторы. Прежде всего потребности, а также чувства, проявления воли и соответствующие качества личности.

Потребности являются одним из главных источников человеческой активности. Отдельно взятая потребность – это более или менее чёткое осознание специфического дефицита в динамике информационного и вещественного обмена между личностью (организмом) и средой. Голод, жажда. незнание, чувство унижённости, усталость, одиночество – примеры некоторых потребностей. Уже из приведенного перечня видно, что переживание потребности (неудовлетворённой) является негативной эмоцией. Синонимами «потребности» служат такие слова, как «нужда», «нехватка», «недостаток», «необходимость», иногда «интересы». Жизнь в значительной мере представляет собой процесс удовлетворение потребностей. Наличие потребностей такое же фундаментальное условие существование субъекта, как и обмен веществ.

Мотив – ( от латинского movere – приводить в движение. толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определённым действиям, ориентированным, в конечном счёте на удовлетворение потребности или достижения желаемого состояния среды или собственной личности.

Мотивы определённым образом соотносятся с целями. Мотивы «стоят за целями». Побуждают к целеобразованию и к достижению целей. Для человеческой деятельности характерно не совпадение мотивов целей. Это значит, что достижение определённой цели имеет для человека некоторый смысл, выходящей за пределы того состояния вещей, которое достигается в результате конкретных действий.

Мотивация в отечественной психологии

Отечественные психологи в основном занимались онтогенетическим  развитием мотивации. Понятие ведущая деятельность – ввёл А.Н.Леонтьев. ведущая деятельность имеет три признака: 1) в деятельности формируются психические новообразования, 2) в ней закладываются основы личности, 3) она зарождает новую ведущую деятельность. В ведущей деятельности реализуются типичные для данной стадии развития отношения ребёнка миром  и осуществляется усвоение детьми социального опыта. По Д.Б.Эльконину все возможные виды  ведущей деятельности можно распределить на два типа:

1) деятельность, в которой происходит развитие познавательной сферы;

2) деятельность, способствующая развитию мотивационно – потребностной сферы.

В онтогенезе эти два типа деятельности чередуются согласно определённой логике.

1. Младенчество (до 1года). Ведущая деятельность – непосредственно – эмоциональное общение со взрослым. Развивается мотивация. Ребёнок желает больше, чем может, отсюда жизнь толкает на подвиг саморазвития для удовлетворения потребностей.

2. Ранний возраст (1-3 года). Ведущая деятельность – предметно –манипулятивная. Развивается познавательная сфера. В процессе предметной деятельности у детей интенсивно развивается восприятие. А затем наглядно – действенное мышление. Любая смена ведущей деятельности сопровождается кризисами. Здесь присутствует кризис трёх лет (его основные характеристики: у ребёнка появляется негативизм, капризы, вредность. Наблюдается феномен «Я сам»).

3. Дошкольный возраст (3-7 лет). Ведущая деятельность – игровая. Ролевая игра по Л.С.Выготскому – это игра социальная не только по своим мотивам, но и по структуре и способам осуществления. В игре формируется речевое мышление, произвольная регуляция действий. В игре происходит активное присвоение социального опыта.

4. Младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущая деятельность – учебная. Усвоение учеников чтения, письма. Счёта.

Новообразования – понятийное мышление, произвольное внимание, логическая память.

5. Подростковый возраст (11-15 лет). Ведущая деятельность – интимно – личностное общение.

6. Старший школьный возраст (15-118 лет). Ведущая деятельность – учебно – профессиональная. Затем – трудовая.  

Мотивационно – потребностная сфера развивается благодаря возникновению новых мотивов. Источниками их возникновения являются:

        1) для природного организма – базовые потребности, первичные, нужды;

          2) для социального индивида – мир культурных предметов.

        3) для личности – мир культурных предметов.

Эти первичные источники должны быть доопределены, т.е. получить дальнейшее уточнение в жизни субъекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Педагог Шкилева Елена Валерьевна

Чтобы правильно организовать образовательную деятельность необходимо заинтересовать дошкольников, мотивировать их на совместную деятельность......

Консультация для педагогов "Проект как мотивация к познанию"

Познавательная активность детей дошкольного возраста очень высока. Каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы. Но самостоятельно ребенок еще не может найти ответы на интересующие е...

Консультация для педагогов "Что такое мотивация"

Знание о мотивации и применение этих знаний в каждодневной жизни - это возможность понять себя и окружающих, найти подходы к людям, сделать свои взаимоотношения с ними более эффективными и приятными....

Консультация для педагогов "Создание игровой мотивации в образовательной деятельности дошкольников"

В консультации рассматривается  процесс организации игровой мотивации в образовательной деятельности....

Консультация для педагогов "Положительная мотивация педагога и стремление к профессиональному росту"

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивация.Заинтерессованность педагога в профессиональном развитии - это обесспечение успеха в развитии образовательного учреждения....

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

      Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...