Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь и быт казаков»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Галстян Нектар Самвеловна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №20 ПОСЁЛКА УМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА

 

 

 

 

 

 

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе  «Жизнь и быт казаков» воспитателя

Галстян Нектар Самвеловны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 – 2017 учебный год.

 

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить с  историей происхождения казачества, с культурой  и бытом Кубанских казаков. Расширять  представление детей о родном крае, его историческом прошлом. Способствовать расширению активного словаря посредством  включения новых слов кубанского фольклора.

Развивающие:

Способствовать развитию  у ребенка активной жизненной позиции. Продолжать развивать внимание, долговременную память, мышление, речевую деятельность.

Воспитательные:

Воспитывать у детей уважение  и  интерес к своим «историческим корням».  Воспитывать стремление выражать свое отношение к новым знаниям.

Интеграция областей:

Познавательное

Речевое

Социально – коммуникативное

Художественно – эстетическое.

 

ХОД НОД.

 

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших мама и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие вам люди. Скажите, а как можно назвать близким вам людей одним словом?

Дети: Родственники, родичи, предки.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них.  И вот сегодня мы с вами попадем в хату  наших дальних- дальних родственников - предков, хату  в которой живет старинная казачья семья.   Но для этого вам надо надеть на голову папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время,  время - остановись!   К нашим предкам повернись!»

         Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.

          В это время в «Казачьей  хате», убранной предметами старинного казачьего быта. Сидит за прялкой пожилая казачка.

Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О. да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!

Казачка: (встаёт) здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня – Александровна.  Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.

Воспитатель:  Александровна! мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как вы живете. Чем занимаетесь.

Казачка:   с удовольствием расскажу  сам обо всем, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите,  какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешивается к поясу казака.

         Его  жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).

        А белье я глажу вот этим предметом.  Называется он рубель. Видите,  какой он ребристый.  На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает).  Белье получается гладким  и пахучим.  (предоставляет детям возможность  попробовать погладить таким образом мятое полотенце, просит повторять название «утюга» - рубель).

Казачка:    Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом.  Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?

Дети: полотенце, занавески на окне простынка малыша, подушечка.

Казачка:  Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети: скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

Казачка: молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжёлый, чугунный. Но  зато каша в ней вкусная,  пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде,  которая называется глэдчик.   Молоко в нем  долго не прокисает. Тесто я замешиваю  в маките – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили названия моей посуды?  (воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).

Воспитатель: Александровна,  наши дети знают о казаках поговорки.

Казачка:   Какие же, расскажите.

Дети: - Конь казаку лучший друг.

- Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

- Казак сам  не ест, а коня накормит.

- Казак без коня, что солдат без ружья.

- Казак из пригоршня напьется, на ладони пообедает.

- Сам погибай, а коня выбирай.

- Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: а еще, мы знаем много кубанских традиций.

Казачка:  Правда? А какие же?

Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью.

          На  службу молодого казака провожают на коне,  в добротной одежде и оружием. Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют их на  «Вы». На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Казачка:   ну и молодцы, просто здорово! Все,  о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. ( подводит их к стене и показывает старинные  фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.

          Дети рассматривают фотографии.

Казачка:    А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И только на свадьбах или проводах в армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас как раз пора мою малышку  укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок  и покачайте их. (дети берут в руки тряпичных куколок). Казачка качает в люльке «малышку» и  поет ей песню:

 

 

 

Ничь снизокрылая за викном,

Спы,  мое сэрдэнько.  Мирным сном!

Мглою покрывся наш дивный сад,

Травы, квиткы и дэрэвья сплять.

Ничь сизокрылая над сэлом,

Спы, мое сэрдэнько, добрым сном!\

По окончанию песни укладывает свою малышку в люльку и предлагает  детям сделать то же самое.

Казачка:     А теперь, хлопчики девчата, подходите- ка к моей скрыне, так на Кубани называют сундук.  Как вы думаете, что я храню в нем?  (чуть –чуть приоткрывает крышку.)

Дети: Наверное, одежду?

Казачка:     Совершенно верно, нарядную одежду, а так же фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса.  Примерьте - ка, может и вам понравится одеваться по- казачьи.

              Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются сбой в казачьей одежде.

Казачка:     Теперь -  вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку, о таком же маленьком мальчике, как вы. Звали его Ивасик.

Дети садятся на лавку  и слушают.

Казачка:     жил были  муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая , каждый знал свое дело. Старшие дети работали вместе с отцом в поле, ухаживали за столом , младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил  Ивасик  пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день он ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:

Ивасику – Тэлэсику

Приплынь, приплынь

До бережочку.

Твоя матэ пришла,

Йосты тоби принесла.

Ивасик услышал матушкин голосок, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбку, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу.

  Все было бы хорошо, да услышала голос матушки Баба яга.

  На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голоском:

Ивасику – Тэлэсику

Приплынь, приплынь

До бережочку.

Твоя матэ пришла,

Йосты тоби принесла.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazaki.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №20 ПОСЁЛКА УМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе  «Жизнь и быт казаков» воспитателя

Галстян Нектар Самвеловны

2016 – 2017 учебный год.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить с  историей происхождения казачества, с культурой  и бытом Кубанских казаков. Расширять  представление детей о родном крае, его историческом прошлом. Способствовать расширению активного словаря посредством  включения новых слов кубанского фольклора.

Развивающие:

Способствовать развитию  у ребенка активной жизненной позиции. Продолжать развивать внимание, долговременную память, мышление, речевую деятельность.

Воспитательные:

Воспитывать у детей уважение  и  интерес к своим «историческим корням».  Воспитывать стремление выражать свое отношение к новым знаниям.

Интеграция областей:

Познавательное

Речевое

Социально – коммуникативное

Художественно – эстетическое.

ХОД НОД.

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших мама и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие вам люди. Скажите, а как можно назвать близким вам людей одним словом?

Дети: Родственники, родичи, предки.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них.  И вот сегодня мы с вами попадем в хату  наших дальних- дальних родственников - предков, хату  в которой живет старинная казачья семья.   Но для этого вам надо надеть на голову папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время,  время - остановись!   К нашим предкам повернись!»

         Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.

          В это время в «Казачьей  хате», убранной предметами старинного казачьего быта. Сидит за прялкой пожилая казачка.

Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О. да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!

Казачка: (встаёт) здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня – Александровна.  Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.

Воспитатель:  Александровна! мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как вы живете. Чем занимаетесь.

Казачка:   с удовольствием расскажу  сам обо всем, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите,  какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешивается к поясу казака.

         Его  жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).

        А белье я глажу вот этим предметом.  Называется он рубель. Видите,  какой он ребристый.  На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает).  Белье получается гладким  и пахучим.  (предоставляет детям возможность  попробовать погладить таким образом мятое полотенце, просит повторять название «утюга» - рубель).

Казачка:    Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом.  Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?

Дети: полотенце, занавески на окне простынка малыша, подушечка.

Казачка:  Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети: скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

Казачка: молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжёлый, чугунный. Но  зато каша в ней вкусная,  пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде,  которая называется глэдчик.   Молоко в нем  долго не прокисает. Тесто я замешиваю  в маките – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили названия моей посуды?  (воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).

Воспитатель: Александровна,  наши дети знают о казаках поговорки.

Казачка:   Какие же, расскажите.

Дети: - Конь казаку лучший друг.

- Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

- Казак сам  не ест, а коня накормит.

- Казак без коня, что солдат без ружья.

- Казак из пригоршня напьется, на ладони пообедает.

- Сам погибай, а коня выбирай.

- Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: а еще, мы знаем много кубанских традиций.

Казачка:  Правда? А какие же?

Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью.

          На  службу молодого казака провожают на коне,  в добротной одежде и оружием. Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют их на  «Вы». На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Казачка:   ну и молодцы, просто здорово! Все,  о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. ( подводит их к стене и показывает старинные  фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.

          Дети рассматривают фотографии.

Казачка:    А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И только на свадьбах или проводах в армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас как раз пора мою малышку  укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок  и покачайте их. (дети берут в руки тряпичных куколок). Казачка качает в люльке «малышку» и  поет ей песню:

Ничь снизокрылая за викном,

Спы,  мое сэрдэнько.  Мирным сном!

Мглою покрывся наш дивный сад,

Травы, квиткы и дэрэвья сплять.

Ничь сизокрылая над сэлом,

Спы, мое сэрдэнько, добрым сном!\

По окончанию песни укладывает свою малышку в люльку и предлагает  детям сделать то же самое.

Казачка:     А теперь, хлопчики девчата, подходите- ка к моей скрыне, так на Кубани называют сундук.  Как вы думаете, что я храню в нем?  (чуть –чуть приоткрывает крышку.)

Дети: Наверное, одежду?

Казачка:     Совершенно верно, нарядную одежду, а так же фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса.  Примерьте - ка, может и вам понравится одеваться по- казачьи.

              Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются сбой в казачьей одежде.

Казачка:     Теперь -  вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку, о таком же маленьком мальчике, как вы. Звали его Ивасик.

Дети садятся на лавку  и слушают.

Казачка:     жил были  муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая , каждый знал свое дело. Старшие дети работали вместе с отцом в поле, ухаживали за столом , младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил  Ивасик  пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день он ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:

Ивасику – Тэлэсику

Приплынь, приплынь

До бережочку.

Твоя матэ пришла,

Йосты тоби принесла.

Ивасик услышал матушкин голосок, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбку, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу.

  Все было бы хорошо, да услышала голос матушки Баба яга.

  На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голоском:

Ивасику – Тэлэсику

Приплынь, приплынь

До бережочку.

Твоя матэ пришла,

Йосты тоби принесла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Одежда казаков"(старинные наряды)

Конспект непосредсредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Одежда казаков"(старинные наряды)....

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого развития: палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша в рамках зон

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого ...

Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия:  интег...

Конспект специальной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровой деятельности формирование элементарных математических представлений «Путешествие в Королевство Математики»

Цель: закрепление полученных знаний и их активизирование в процессе игровой деятельности.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеРазвивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятел...