«Организация предметно-развивающей среды по социально-коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО»
консультация на тему

        Введение ФГОС ДО изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации, ориентированный  не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление его в более взрослый период жизни. Организация такого образовательного процесса с учетом требований ФГОС основывается на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку, что обеспечивает сохранение самоценности дошкольного детства.

        Одно из условий для полноценного социально-коммуникативного развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация предметно-развивающей среды по социально-коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО»

        Введение ФГОС ДО изменило требования к организации образовательного процесса в дошкольной организации, ориентированный  не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление его в более взрослый период жизни. Организация такого образовательного процесса с учетом требований ФГОС основывается на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку, что обеспечивает сохранение самоценности дошкольного детства. 

        Одно из условий для полноценного социально-коммуникативного развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.

         Важно, что предметная среда образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Создавая предметно - развивающую среду по социально-коммуникативному развитию любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, ведущую роль игровой деятельности, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

1.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

- Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

- Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

-реализацию различных образовательных программ;

-в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,

вариативной, доступной, безопасной.

      Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

           В пустых стенах ребенок не заговорит «… заметила в свое время Е. И. Тихеева. 
Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. В пространство группового помещения входят различные центры, уголки, зоны.

          Игра – ведущая деятельность ребенка, посредством которой ребенок органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т.д.

      Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Центр с/р игры.

Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со взрослыми  сверстниками.

Можно выделить следующие сюжетные игры:

«Дом, семья»

«Игры с транспортом»

«Больница»

-«Магазин»

-«Игры в животных и с игрушечными животными»

«Мастерская»

-«Парикмахерская»

-«Почта» и другие.

Игра ребенка «запускается» от предметной среды, поэтому воспитатель должен быть более изобретательным, проявлять фантазию, чтобы увлечь дошкольника новой созданной взрослым игровой ситуацией, которая вдохновит ребенка на самостоятельную игру. Ввод воспитателем дополнительных атрибутов, использование по-новому одной и той же предметной среды разнообразит игру, вносит в нее творческое начало. Педагогу необходимо не только  играть с детьми, но и внимательно наблюдать самостоятельную игру всех детей и каждого ребенка в отдельности. Наблюдение за детьми во время их самостоятельных игр позволяет лучше узнать стремления ребят, выявить их предпочтения и интересы, а также игровой потенциал. Главным является то, что игра имеет характер не обучающей, а эмоциональной ситуации.

Центр настольно-печатных игр, математики.

Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.

Центр ПДД и ОБЖ

Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

уголок по ПДД:

- макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать логические задачи различной сложности по безопасности дорожного движения;

- набор дорожных знаков, макеты светофоров;

- атрибуты инспектора ДПС (жезлы, жилеты);

- набор транспортных средств;

- иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;

- плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;

-папки-передвижки;

- дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Одной из задач детского сада в русле данной проблемы является создание безопасной среды в учреждении и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях.

Уголок патриотического воспитания или уголок родного края

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Поэтому важную роль играет создание в группе патриотического уголка. Способствует формированию культурно-ценностной ориентации духовно-нравственной основы личности дошкольника.

Патриотический уголок помогает педагогу познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

В соответствии с возрастом детей материалы в уголке отражают основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма«Семья»«Родной край»«Народные промыслы»«Знакомство с трудом взрослых»«Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества»«Москва – столица нашей Родины».

В патриотическом уголке находятся  герб и флаг России, портрет президента, слова и диск с записью гимна, фото родного города, его достопримечательностей и улиц.  Литература по данной тематике, карты России и родного города , глобус, книги с народными костюмами, иллюстрационный материал краеведческого характера«Город, в котором мы живем»«Каким был наш город в прошлом». Всё выше перечисленное позволяет развивать интерес к русским традициям и промыслам, чувство уважения к другим народам.

В группах и в учреждениях организуются мини-музеи на различные темы, рассматривая экспозиции дети:

усваивают опыт социальных взаимоотношений;

учатся считаться с интересами других людей;

приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам;

развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Центр «В гостях у сказки»

Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Центр конструктивной деятельности.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

работать дружно, не мешая друг другу.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.

Виды труда:

1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)

2. Хозяйственно – бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собрать листочки на участке; приучение поддерживать порядок в групповой комнате и на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям.

4. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде и в саду).

5. Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы).

Также выделяют три основные формы организации труда детей:

1. Поручение

2. Дежурство

3. Коллективно - трудовая деятельность (старшая и выпускная группы).

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Поэтому для вовлечение детей желательна использовать персонажей из сказок и мультфильмов, куклы.

Для этого в группе имеется центр экологии и труда, в него входит уголок экспериментирования, уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы, используя схемы сервировки. В центре экологии и труда  имеется все необходимое для ухода за растениями. Воспитанники активно помогают в поливе цветов, опрыскивании листвы, рыхлении почвы, пересадке.

Центр двигательной активности

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.

Решая задачи коммуникативного развития дошкольников, выделенными в стандарте: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, с целью сплочения детского коллектива, создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; в группе создается уголок приветствия. Он может быть представлен в виде стенда: «Здравствуйте, я пришел!», который располагается в приемной и содержит фотографии детей. Приходя в детский сад, ребенок переворачивает свое фото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своём присутствии в группе.

Групповой сплоченности, формированию внимательного отношения к сверстникам служит ковер дружбы. На нем создается «рефлексивный круг», где происходят утренние приветствия, прощания, анализа добрых и полезных дел.

Во время приветствия дети рассказывают о том, как прошел вечер в семье.

В конце дня на ковре дружбы проводится короткая рефлексия того, как прошел день, происходит напоминание детям об их достижениях (например, ты построил сегодня замечательный корабль, детям было интересно играть с тобой; у тебя получился чудесный рисунок, нам всем он очень понравился).

Татьяна Николаевна Доронова в своей методике отмечает, что задача педагога заключается не в том, чтобы дети научились бойко говорить друг другу комплименты, а в том, чтобы они открыли для себя сверстников с новой стороны. Ребенок должен обнаружить некоторую черту, заслуживающую одобрение, у того, о ком он или никогда не задумывался, или был невысокого мнения. Для этого рекомендуется использовать такой элемент социально-коммуникативной среды как волшебная труба.

Первым через нее смотрит воспитатель, который говорит не о том, какие дети (оценивая внешний вид), а что хорошего они сделали (сегодня дружно играли; вчера помогли убрать игрушки; объясняли что-то другу и т.п.). Тем самым задается образец, побуждающий внимательно наблюдать за сверстниками и фиксировать их хорошие поступки. Дети смотрят в трубу в определенной последовательности.

В процессе общения между детьми нередко возникают ссоры. Для того чтобы научить детей использовать разные способы разрешения конфликтов, примирения после ссоры, существуют такие педагогических средства как мирилки, коробочки примирения, стульчики дружбы, скамейка примирения, коврик мира.

При использовании этих средств важно поощрять самостоятельность детей: например, они сами берут коврик, раскладывают его и обсуждают обиды. Либо предлагают помириться поссорившимся ребятам с помощью коврика.

Позитивное общение детей в группе невозможно без внимания к эмоциональному состоянию участников общения. Поэтому социально-коммуникативная среда должны содержать элементы, способствующие регулированию эмоционального состояния, настроения детей. С этой целью могут быть использованы: уголок настроения, коврик настроения, мешочки настроений.

Уголок настроения.

Приходя утром в детский сад, дети отмечают своё настроение: к своей фотографии прикрепляют смайл, отражающий характер настроения ребенка. В течение дня, если настроение у него меняется, то и смайл на доске он тоже меняет.

 Возможна  обратная  ситуация: под соответствующим рисунком (например, солнышком и тучкой) располагается фотография, которая в течение дня может изменить место расположения в зависимости от настроения ребенка.

 Вместо смайлов могут использоваться цветные магниты. Цвет магнитного шарика соответствует настроению: красный цвет – хорошее настроение; зелёный – спокойное, ровное; синий – настроение плохое.

Работа в уголке настроения заключается не только в обозначении настроения отдельного ребенка, но и в анализе настроения других детей, в оказании поддержки и сочувствия со стороны воспитателя и детей друг к другу («Ты чего такой грустный?», «Что случилось? Давай поиграем вместе»).

При организации уголка настроения следует придерживаться ряду методических требований:

Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка.

Внесение изменений в уголок настроения производится самим ребенком.

Для определения эмоционального состояния ребенка, изменения его настроения можно предложить коврик настроения, который дети могут использовать самостоятельно: постоять на «сердитом, грустном» коврике, а затем, перевернув его на другую, «добрую, веселую», сторону, попытаться изменить настроение, вспомнив о чем-то приятном, радостном.

Научить  ребенка  справляться  с отрицательными эмоциями помогут мешочки настроений. Один мешочек шьют из светлой ткани с изображением весёлого лица – это мешочек радости, улыбок и веселья. Второй – мешочек плохого настроения шьют из тёмной ткани, на нём изображено лицо с плохим настроением. Оба мешка завязываются шнурками.

  В  тёмный  мешочек  с плохим настроением символически складывают злость, обиды, раздражение и тщательно завязывают шнурок, а из светлого мешка с хорошим настроением берут улыбки, смех, радость.

Другой вариант:в начале дня дети определяют своё настроение, раскладывая по мешочкам свои фотографии, а в конце дня смотрят, изменилось ли оно и что повлияло на смену настроения.

3 вариант используется для анализа внутри группового эмоционального климата.

С этой целью дети в течение дня опускают в карточки, символизирующие веселое или грустное настроение. После полдника открывают мешочки, раскладывая карточки и вспоминают все дела и поступки, а затем делают вывод, чего было больше: хорошего или плохого в группе.

На решение задачи по усвоению общепринятых норм и ценностей будут работать такие элементы среды, которые побуждают к нравственным поступкам, формируют представления детей о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Одним  из  таких  средств  является  копилка (коробочка,  шкатулка,  сундучок)

добрых дел, которые помогают в формировании представления о критериях оценки поведения, положительного (хорошего)           и        отрицательного        (плохого),

стимулируют стремления ребенка совершать добрые поступки.

Существует несколько вариантов работы с копилкой добрых дел:

Первый вариант предполагает, что педагог показывает и рассказывает детям о том, что это не простая коробочка – в ней хранятся добрые поступки и хорошие дела. Каждое хорошее дело и добрый поступок они будут отмечать фишками, складывая их коробочку (например, конфетку из бумаги, с подписанным именем ребенка). По окончании недели дети могут посмотреть, чьих фишек больше. Добрые дела вспоминают и обсуждают. Воспитанник, совершивший наибольшее количество хороших поступков, замечательных дел – получает приз.

Вариант 2. Либо за каждый хороший поступок дети кладут в копилку красную фишку, за каждый плохой – синюю. В конце недели определяют количество добрых и плохих дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребёнка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

Большинство родителей заинтересованы в результатах освоения дошкольником нравственных ценностей. Познакомиться с ними они могут, рассматривая альбом добрых дел, который размещают в приемной.

Страницы альбома содержат фотографии детей, совершающих добрые дела, и не только в группе, но и дома.

Создание самого альбома добрых дел ложится на плечи воспитателей, дети здесь играют пассивную роль.

Для оценки поступков каждого ребенка можно использовать «Цветик-семицветик» хороших поступков: на шкафчик ребенка наклеивается серединка цветка, а за хорошие поступки дети получают лепестки и сами приклеивают их. Когда один цветок готов, рядом распускается новый. И в конечном итоге это может быть целой полянкой добрых поступков.

Таким образом, предметно-развивающая среда является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников, соответствуя ФГОС.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Теоретический семинар: «Оптимизация образовательной среды, направленная на индивидуализацию развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДОУ»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах индивидуализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО....

Доклад Организация предметно-развивающей среды по коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО

Доклад Организация предметно-развивающей среды по коммуникативному развитию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО...

Организация предметно-пространственной среды по социально-коммуникативному развитию дошкольников разновозрастной группы ДОУ

Создание условий для предметно- пространственной среды в условиях образовательной организации...