Анализ работы по самообразованию воспитателя Горкиной Светланы Сергеевны, МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №7» за 2016-2017 учебный год.
материал на тему

Горкина Светлана Сергеевна

Тема по самообразованю " Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0tchet_po_samoanalizu_2017god.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы по самообразованию  воспитателя  Горкиной  Светланы Сергеевны,

МБДОУ  ПГО  «Пышминский детский сад №7»  за 2016-2017 учебный год.

Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять  дидактические подходы к процессу воспитания, развития и обучения личности.

Тема моей работы  по самообразованию на 2016 – 2017  учебный год «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности»   выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объемом информации, которая может быть ими воспринята, что способствует  развитию творческих способностей и воспитанию творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности.

Свою работу построила в соответствии с ФГОС  ДО и законом «Об образовании».

А так же руководствовалась преемственностью детского сада и школы, чтобы обеспечить непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка. Ведь очень  важно  добиться того, чтобы  из каждого  ребенка   вырасти  не только сознательного члена  нашего общества, не только здорового и крепкого человека, но и — обязательно! — инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

В  этом  учебном году приоритетным направлением  детского сада было «Художественно - эстетическое развитие» дошкольников. Учитывая   задачи на учебный год было принято решение  с детьми в подготовительной к школе группе большое место отвести художественно - эстетическому развитию. Так как развитие художественного творчества детей является основной задачей, стоящей перед педагогом при реализации образовательной области «Художественное творчество». Для её эффективного решения необходимо обогащать восприятие детей художественными впечатлениями и способствовать эмоциональному (чувственному) постижению каждым ребёнком окружающей его действительности; развивать воображение детей и целенаправленно формировать изобразительные умения и навыки как  индивидуально, так и коллективно, и содействовать интеграции образовательных областей на основе комплексно-тематического планирования.

Поэтому, перед собой поставила цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах воспитания  творческой направленности  дошкольников в условиях коллективной деятельности.

Задачи:

-Развитие способностей к анализу и перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

-Проявление своего творческого потенциала; 

недрение  новых инновационных технологий и форм  работы  с детьми;

-Развитие исследовательской деятельности;

-Пропаганда своих достижений;

- Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к сотрудничеству, ответственности, заботе, бережливости, готовности принять участие в   работе;

-Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Наметила этапы  работы по самообразованию:

1.Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь 2016год.

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года.

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь 2016 – май 2017год.

4.Представление опыта работы по теме: май 2017год.

В работе  опиралась  на принципы:

  • принцип  гуманности;
  • принцип динамичности;
  • принцип  творчески – гуманной направленности, характеризирующийся творческими элементами; воображение, фантазия, открытия,  одобрения,  самооценка;
  • принцип свободы и самостоятельности;
  • принцип сравнений и выбора;
  • принцип  преемственности;
  • принцип интеграции.

Применяла методы: словесные, наглядные, практические.

В работе с детьми использовала следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;

2. технологии проектной деятельности;

3. технология исследовательской деятельности;

4. информационно-коммуникационные технологии;

5. личностно-ориентированные технологии;

6. игровые технологии.

Изучив  программу  дошкольного  образования  «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой   подготовительной к школе группе  и  ориентируясь на новые   инновационные  методики и новинки методической литературы «Художественно – эстетическое развитие»,  «Интеграция образовательных областей в детском саду», « Веселые ладошки» Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет»;  «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; «Эстетические сказки» Т. А. Шорыгиной, Ветлугина Н.А., Т. Г. Казакова   «Нравственно – эстетическое воспитание ребёнка в детском саду»; Виноградова М. Д. « Коллективная познавательная деятельность и воспитание дошкольников»; Т.С. Комарова «Коллективное творчество дошкольников»;  Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду». Пришла к выводу , что коллективная  изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание  изображаемого,  несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей, способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для появления и формирования общественно ценных мотивов.

Коллективные формы работ способствуют формированию у детей понимания внутреннего  состояния других людей, их чувств, переживаний, они учатся понимать и ценить доброжелательное отношение к себе и другим людям. В процессе выполнения коллективных работ  осуществляется не только художественное , но и  нравственно – эстетическое воспитание детей,  вырабатывается следующее умение:

  • Договариваться о совместной работе, ее содержании.
  • Работать вместе, уступать друг ругу, помогать подсказывать.
  • Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения.
  • Радоваться успехам своим и сверстников при создании работы.

Первые шаги  в своей деятельности   начала с создания творческо-развивающей среды и ее обогащение предметными средствами в группе.

Исходя из условий нашего детского сада  и поставленных задач  определила  основные требования к организации предметно – развивающей среде, которая имеет важное  значение  для формирования личности ребенка, его всестороннего развития для создания эстетического и эмоционально – психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий  формирует у него представление о красоте, вкусе, ценностных ориентаций.

В группе  была создана зона «Территория  творчества», которая предполагала погружение ребенка в совместные и самостоятельные, специально организованные виды  деятельности, где ребенок  реализует свои потребности, интересы, знания и навыки в творческой деятельности.

Развивающая среда делится на две группы: пространственная и предметная.

Под пространственной средой подразумевается зона «Территория творчества»:

  • Мини – выставка «Стена творчества».
  • Мини -  музей «Волшебные бусинки».
  • Изо уголок «Мой рукотворный мир».
  • Уголок художественно – речевой деятельности.
  • Оформление тематических выставок «Малая Третьяковка», « Стена творчества».
  • Интерьер группы (цветовая гамма группы).
  • Оформление уголка «Театральная гостиная».
  • Творческие альбомы, конкурсы,  проекты, выставки обще детсадовские.
  • Индивидуальные выставки детей.
  • Участие в районных, всероссийских интернет конкурсах «Арт – талант»  и т.д.

В зоне  размещены наглядные, демонстрационные материалы, альбомы по изобразительному искусству, портреты  художников,  изобразительные материалы и оборудование, позволяющие в  любое время каждому ребенку заняться рисованием, лепкой, аппликацией, изучением наглядного материала.

В зоне «Территория творчества» систематически организуются  проведение выставок: персональные, индивидуальные, коллективные.

Создание предметно – развивающей среды способствовало обогащению детей яркими впечатлениями,  формированию способности эмоционально откликается на окружающий мир, и выражать своё мировосприятие в художественной  форме, а также развитию у них эстетического вкуса, познавательных интересов,  творческих способностей, положительных взаимоотношений  в общении.

Для успешного достижения развития дошкольников необходима согласованная совместная работа всех участников образовательного процесса:

Совместная деятельность детей и воспитателя :

-встреча с интересными людьми,

-проведение экскурсий, прогулок,

-посещение музея, выставок, школы искусства ,ЦДО, библиотеки,

-проведение тематических часов, викторин, конкурсов, игр, праздников,

-рассматривание иллюстраций, встречи с художниками и их картинами.

-проведение бесед ,авторских сказок, чтение художественной литературы,

-поисково-исследовательская деятельность ( свойства изобразительного материала),

-оформление выставки детских работ, альбомов ,

-участие в районных мероприятиях и интернет конкурсах « Арт-талант»

Самостоятельная деятельность детей:

-рассматривание иллюстраций, картин, книг, альбомов, поделок,

-самостоятельная изобразительная деятельность  в зоне «Территория творчества»,

-выпуск газет, небольших альбомов.

Совместная деятельность детей и родителей:

-чтение художественной литературы,

-рассматривание картин, иллюстраций, поделок,

-совместные прогулки ,экскурсии, посещение библиотеки, музея,

-совместное творчество родителей и детей  в конкурсах,

-изготовление костюмов для драматизаций, праздников, конкурсов,

-совместные досуги и праздники, проекты и т.д.

Считаю, что участие дошкольников в совместной  деятельности  дает возможность выявить и реализовать природные задатки и творческие способности, общая коллективная деятельность способствует выработке умения оптимально сочетать личные и групповые интересы.

В своей работе  использовала  разные виды организации занятия:

1)Занятие – драматизация (лесные животные рассказывают о своих впечатлениях о лесе, используются костюмы, атрибуты для подвижных игра).

2) Занятие – эксперимент (исследование разных способов изображения).

3) Занятие – сказка («В гости к Старичку - Лесовичку», где дети получают знания о колорите осеннего леса, о разнообразии деревьев).

4) Занятие – открытие (проблемное занятие).

5) Занятие – путешествие («Путешествие в зимний лес», «На поляне осенью»).

Больше всего дети полюбили занятие – путешествие, на котором они  отправлялись  путешествовать вместе с Мудрой совой, которая помогала осуществлять желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем мог  быть листок, облако. А также с помощью познавательных минуток дети познавали, исследовали, наблюдали и учились работать сообща.

Широко использовала приём арттерапии-рисование под музыку.

Таким образом, сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, мы можем стабилизировать и развивать эмоционально-волевую сферу детей в совместных работах.

Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка) обладает своеобразной наглядностью. Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения.

Познакомившись с методикой Л.Б.Фесюковой «Воспитание сказкой » разработана универсальная схема: названия сказки, нравственный урок, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, сказка и математика, сказка и экология, которая позволяет в работе с детьми наглядно оценивать проблемные ситуации и находить на них решения коллективно.

В своей практической деятельности  проводила  индивидуальные занятия  с детьми  имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая возбудимость, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость), а также  связанные  с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие  чувство коллективизма, дружеских отношений , а также  упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира.

В течение года работал  кружок «Рукотворный мир», под  моим руководством .Отличительная особенность кружка  состоит в том, что дети знакомятся с  символикой русского декоративного искусства и её значением. Программа  включает в себя 5 разделов, которые предполагают инновационную направленность кружка:

-«Разноцветный мир» (ИЗО).

-«Скульптура» (лепка).

-«Нетрадиционная техника рисования».

-«Народные промыслы».

-«Лоскутная мастерская».

Программа кружка разработана на основе обязательного минимума содержания по декоративно -  прикладному рисованию «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы ,  М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой  , с применением парциальных программ: «Обучение дошкольников декоративному рисованию,  лепке,  аппликации» Грибовской А.А., «Занятия по рисованию с дошкольниками» Казаковой Р.Г., «Программа художественного воспитания, обучение и развитие детей 2 – 7 лет» И. А. Лыковой, «Знакомство детей с русским народным декоративно – прикладным искусством» Скорлуповой О.А.

Цель кружка: формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно – прикладное искусство.

Формы работы с детьми: беседы, занятия на основе метода интеграции; рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, выставки в мини – галерее, изделий русского декоративно -  прикладного искусства, выставки детских работ по декоративно – прикладному искусству.

Занятия проводились  2 раза в месяц, по 20 – 30 минут.

Результаты   работы  кружка показывают, как постепенно воспитанники  не только учились  новым техникам рисования, но и вносили элементы творчества, выполняли  индивидуальные и совместные работы с большим желанием, положительным эмоциональным настроем.

В течение  всего года прослеживалась связь между комплексно – тематическим планированием  работы с детьми и кружком по декоративно – прикладному искусству «Рукотворный мир»  и мини – музеем «Волшебные бусинки». По интересам детей и в дальнейшем для  подготовки  детской руки к школе, был создан мини – музей «Волшебные бусинки», где была оказана родительская  помощь  в предоставлении  предметов и  экспонатов для оформления музея.

Так, был разработан проект «Волшебные бусинки».

Были определены цели и задачи, этапы работы с родителями и детьми, где входили цикл бесед, опытов, экскурсий, совместная работа  воспитатели-дети - родители.

Изучалась  литература и проводилась беседа  по теме «Профессия – портной», «Народные костюмы и украшения». Посещали  экскурсии в краеведческом музее. Продуктами проектной деятельности стали: коллекция бусин  «Волшебный шкафчик», альбом по бисероплетению; альбом по теме «Одежда и её украшение», плетение украшений из бисера и бусин для кукол, для себя, в подарок, изготовление поделок из бисера и  подарков мамам, папам, украшение новогодней ёлки игрушками, снежинками из бисера. С помощью уголка в группе  «Ряженья» детям предоставлялась возможность побывать портными, модельерами и тем самым поиграть в  сюжетно – ролевую игру «Ателье мод», где дети наглядно могли проследить значение  одежды и её украшения. Мастер- класс показала сотрудница детского сада Носкова Т.А., которая поделилась своими изделиями и опытом работы по бисероплетению. А также провели конкурс  рисунков «Мои любимые серьги, бусы, браслет» (девочки), «Мой любимый талисман, фенечка,» (мальчики); «Одежда будущего» - совместная работа  с воспитателями поделки из бросового материала с дополнением бусинок (фантики, газеты, гофрированная бумага и т.д.).

Большой  интерес у детей и родителей вызвало совместное оформление мини – музея «Волшебные бусины», где собраны бусы по размеру, цвету, изделия из них «Русская березка»  из бисера, «Дама в шляпе» из крупного стекляруса и бусин, « Букет цветов» из разноцветного бисера и т.д.

Работая в тесном взаимодействии с педагогами детских садов, библиотекой, краеведческим музеем, центром дополнительного образования, школой искусств  над  развитием  воспитанников, можно с уверенностью сказать, что на занятиях дети работают легко и с интересом усваивают  материал. Приобретаемые знания и навыки не только применяются  дошкольниками в их  самостоятельной, практической деятельности, но и дают выход для проявления творчества в других областях.

Показателем и результатом моей  работы можно считать то, что работы воспитанников  занимают призовые места в районных конкурсах детского рисунка, в обще детсадовских конкурсах, интернет сайтах «Арт-талант», конкурсы рисунков для детей инвалидов.

Интернет – сайт «Арт – талант», всероссийский творческий конкурс «Таинственные обитатели морей»,  с работой «На морском дне»  Лукина Ю. -1 место, конкурс «Рождественская сказка»  Настя К..,2 место, конкурс «К нам приехал цирк!» , с работой « Клоун Бим» Кнурова В., 1 место,конкурс, посвящённый Дню детской книги «Герои любимых книг» , с работой « Кто хозяин?» Бабинов М.(итог в мае месяце), сайт «Бэби - арт», всероссийский творческий конкурс «Команда « На взлет!»  диплом первой степени  Маша С., Вика К. , конкурс «Отважные моряки» коллективная работа, диплом первой степени. Муниципальный конкурс рисунков для воспитанников детских садов «Весенняя капель», работа «Весна пришла, детям радость принесла!»  Юля Л., Вика К.

Муниципальный конкурс мультфильмов «Кто такая Веселинка?»,  номинация конкурса «Юные сочинители» (дети были художниками и инициаторами  идеи  мультфильма).

Администрация  ЦКиД  проводила конкурс «Священный долг – Родине служить!», посвящённый к 23 февраля « Дню защитника Отечества». В совместной  деятельности  педагога  и  детей  в проявлении творческих способностей по оформлению поздравления  от сотрудников и детей детского сада, была  изготовлена  три  работы с поздравлениями для моряков, танкистов, лётчиков. Для пап, дедушек  была организована  выставка портретов в группе  «Наши защитники Отечества!».

Коллаж для  мам в приемной комнате с пожеланиями  « Наши мамы, лучше всех!».

Коллаж «Мы помним, мы гордимся!», оформление детского сада к 9 мая!

Для успешной реализации задач, предполагается тесное взаимодействие с родителями и педагогами. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Поэтому, с родителями проводились консультации: «Волшебный мир общения», «Коллективное творчество дошкольников». Оформлен информационный стенд для  родителей «Рубрика полезных советов и рекомендаций». Практикум для родителей «Нетрадиционная техника рисования ,как помощник в развитии творческих способностей детей и сотрудничестве сообща». Анкетирование родителей «Как вы развиваете  семейное  творчество детей дома». Совместные выставки поделок детей и родителей, изготовление костюмов для драматизаций, праздников, конкурсов, совместные досуги и праздники, проекты, беседы по развитию творческих способностей детей и использованию различных средств и техник рисования, показ открытых занятий, мастер-классы, выставки совместного творчества, анкетирование, проекты, создание мини-музеев  и т.д.

Родители принимали участие в жизни детского сада, в конкурсах, выставках, проектах:  

-Конкурс в детском саду «Овощной переполох» (поделки из природного материала);

- Совместная деятельность родителей и детей  в проявлении творческих способностей по оформлению выставки «Третьяковская  галерея» в детском саду» с работами  « У тебя мы осень спросим…»,«Здравствуй, гостья Зима!», «Приди, Весна красна…»;

-Был объявлен конкурс  на постройку зимних скульптур  «Зимние фантазии». Совместно с родителями участок был оформлен по теме «Деревня», где живут  домашние животные  ( приняли участие 8 семей);

-К встрече новогодних праздников  работала творческая мастерская «Фабрика Деда Мороза», где были сделаны ёлочные украшения  своими руками. Прошла выставка в детском саду «Парад Снеговиков!» (участие приняли 12 семей);

- Обсуждали с папами, как приготовить с ребёнком в домашних условиях «Рождественский подарок для семьи»;

- Выставка совместных работ родителей и детей «Полечу я на ракете…»; «Лего – космос»;

- Интернет  сайт «Арт – талант», всероссийский творческий конкурс « С бабушкой и дедушкой мне дома веселей» приняла участие  семья  Ивановых 1 место; фото конкурс «Парад Снеговиков» приняла участие  семья  Савельевых  1 место;  конкурс «Весенние мотивы» приняла участие  семья  Савельевых с работой « Встречаем Весну!»( результаты будут известны в конце мая месяца); конкурс «Птичьи перезвоны» приняла участие  семья  Ивановых  с работой «Мой воробушек- дружок!» ( результаты будут известны в конце мая месяца); конкурс «Весенние мотивы» приняла участие  семья  Савельевых с работой « Встречаем Весну!»( результаты будут известны в конце мая месяца).  

В работе с коллегами проводила консультации «Развитие творческого начала в художественно-изобразительной  деятельности детей старшего дошкольного возраста», «Каждый ребенок, талантлив по-своему!», рекомендации, семинары - практикумы, показ открытых занятий и т.д.

Подготовила и провела сообщения с презентаций на районном методическом объединении на тему: «Изотерапия, как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста» в ноябре 2016года. В январе 2017года  участвовала  в районных  педагогических чтениях , где делилась опытом работы по теме :«Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями, как путь развития творческих способностей дошкольников». В феврале 2017 года прошла дистанционно курсы по теме  «Арт - терапия для детей и подростков с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».

В результате проделанной  работы наблюдается заметный рост  в уровне творческого развития детей ,  который выражается в  общении, планировании, оценивании, изобразительных навыках, творчестве, оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, а это не что иное, как новый уровень личности ребёнка.

В перспективе планирую повышать своё профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации, мастер – классы, через изучение методической литературы, конкурсы, выставки, продолжить освоение информационно- компьютерных технологий , внедрять в практику своей работы инновационные технологии.