Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи
методическая разработка на тему

Цель:

 - автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях;

 - расширять и активизировать словарный запас по теме «Одежда».

Задачи:

коррекционно-развивающие:

• корригировать произношение звука Ш в словах и словосочетаниях;

• развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

• корригировать и развивать фонематический слух;

• развивать речевое дыхание;

• развивать мелкую моторику кистей рук;

• развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движениями;

• развивать внимание, память, логическое мышление;

• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости);

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему:

« Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда»

(индивидуальное занятие для ребёнка среднего дошкольного возраста)

Цель: 

 - автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях;

 - расширять и активизировать словарный запас по теме «Одежда».

Задачи:

коррекционно-развивающие:

• корригировать произношение звука Ш в словах и словосочетаниях;

• развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

• корригировать и развивать фонематический слух;

• развивать речевое дыхание;

• развивать мелкую моторику кистей рук;

• развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движениями;

• развивать внимание, память, логическое мышление;

• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости);

образовательные:

• уточнять и расширять словарный запас по теме «Одежда»;

• формировать у ребёнка представления о том, из каких материалов шьют предметы одежды; как одежда различается по сезонам и назначению;

• обучать умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои;

• обучать умению образовывать относительные и качественные прилагательные;

воспитательные:

• воспитывать интерес ребёнка к словам педагога, к играм и упражнениям, к занятию в целом;

• воспитывать самостоятельность;

• воспитывать нравственные качества: умение делиться с другими, доводить начатое до конца, бережное отношение к пособиям, трудолюбие;

здоровьесберегающие:

• планировать объём материала с учетом работоспособности ребёнка;

• соблюдать правильную посадку ребёнка;

• способствовать созданию благоприятного психологического климата;

• соблюдать режим охраны зрения;

• чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: 

  • игрушка «Мишка», одетый в рубашку, шорты, шарф и шапку;
  • картинки с изображением предметов одежды;
  • образцы материалов (кожа, мех, шёлк, трикотаж, хлопок);
  • мяч небольшого размера;
  • флажок из лёгкой ткани;
  • картинки (среднего размера) с изображением рубашки и платья + маленькие контурные картинки, в названии которых есть звук Ш (для игры «Укрась одежду»);
  • предметные картинки с изображением игрушек, в названии которых есть звук Ш;
  • индивидуальная рабочая тетрадь ребёнка с заданиями;
  • наклейки, памятная карточка «Отлично».

Ход занятия

Этапы занятия.

Виды работы на этапе.

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. Оргмомент.

Создание конфликтной ситуации.

  - Логопед приветствует ребёнка и сообщает, что сегодня к ним на занятие придёт гость. Для того чтобы узнать, кто это, нужно отгадать загадку (приложение 1).

 - Педагог показывает игрушечного мишку и говорит, что Мишка пришёл на занятие, чтобы послушать, как ребёнок произносит звук Ш, а также узнать, что он знает о предметах одежды.

 - Ребёнок отгадывает загадку.

 - Ребёнок знакомится с Мишкой.

Заинтересовать и организовать ребёнка, настроить его на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II. 1.

Проверка домашнего задания.

Педагог от лица персонажа – Мишки – предлагает пройти «лабиринт»: перемещаясь по стрелкам, называть картинки, в названии которых есть звук Ш, по 2 раза.

За выполнение задания ребёнок получает наклейку в рабочую тетрадь.

Ребёнок называет картинки, правильно произнося звук Ш в словах.

Выяснить, насколько корригировано произношение звука Ш в словах в различной позиции.

II. 2. Актуализация знаний.

Д/и «Во что одет Мишка?»

Логопед просит ребёнка внимательно рассмотреть Мишку и назвать, во что он сегодня одет.

Далее предлагает вспомнить, как эти предметы можно назвать одним словом и где их можно приобрести.

Ребёнок называет, во что одет Мишка (рубашка, шапка, шарф, шорты), вспоминает обобщающее понятие -  «одежда»

Привлечь внимание ребёнка.

Актуализировать знания по теме занятия.

II. 3.

Сообщение темы занятия.

Изучение нового материала.

Д/и с мячом «Какая это одежда?»

Дыхательное упражнение «Подуй на флажок»

 - Педагог сообщает ребёнку, что сегодня на занятии они вместе с Мишкой отправятся в магазин, где продаётся одежда. Будут продолжать учиться правильно произносить звук Ш.

 - Взрослый предлагает ребёнку рассказать Мишке, какие предметы одежды можно купить в магазине.  

 - Логопед рассказывает ребёнку, что одежду шьют из различного материала (из кожи, шёлка, меха, хлопка, трикотажа и т.д.), показывая соответствующие образцы. Затем объясняет, что одежда различается по сезонам, по тому, кому она предназначена и с какой целью используется.

 - Педагог предлагает поиграть с мячом: бросает мяч ребёнку, задавая вопросы, например, «куртка из кожи – это какая куртка?», «плащ для осени - …, кофта для женщины - … и т.д.»

Логопед от лица Мишки предлагает подуть на флажок, закреплённый на палочке, контролируя правильность выдоха.

 - Ребёнок вспоминает правильную артикуляцию

звука Ш.

 - Воспитанник показывает и называет все предметы одежды, изображённые на картинках.

 - Ребёнок смотрит и слушает.

 - Ребёнок возвращает мяч и отвечает на вопросы педагога, например, «кожаная куртка, осенний плащ, женская кофта и т.д.»

Ребёнок выполняет предложенное упражнение.

 - Определить уровень осведомлённости ребёнка о правильном произношении

 звука Ш.

 - Обогатить словарный запас по теме занятия. Сформировать навык ответа на вопрос полным предложением: «В магазине продаётся платье. И т.д.»

 - Познакомить воспитанника с материалами, из которых шьют одежду, с видами одежды по сезонам и по назначению. Пополнить его знания и словарный запас по теме.

 - Сформировать навык образовывать прилагательные относительные и качественные.

Продолжать формировать правильный речевой выдох.

II.4. Закрепление изученного материала.

  - Д/и «Украсим одежду»

 

- Пальчиковая гимнастка

«В нашей избушке»

(приложение 2)

 

- Д/и «Жадина»

 - Динамическая пауза «Шапка»

(приложение 3)

Речедвигательная  ритмика.

 - Сначала логопед предлагает ребёнку показать и назвать детали рубашки и платья (по большим предметным картинкам), а затем -  украсить их вышивкой.

Взрослый предлагает ребёнку выполнить движения по тексту стихотворения, по возможности запомнить и повторить слова упражнения.

 - Педагог рассказывает, что Мишке так понравилась одежда в магазине, что он решил её присвоить себе и превратился в настоящего жадину. Логопед спрашивает ребёнка, как Мишка говорил про свою одежду.

 - Взрослый задаёт вопрос воспитаннику, хорошо ли быть жадным и просит объяснить, почему.

 - Логопед предлагает ребёнку выполнить движения по тексту стихотворения, по возможности запомнить и повторить слова упражнения.

 - Ребёнок показывает и называет детали одежды.

Затем поочерёдно выбирает маленькие контурные картинки, в названии которых есть звук Ш, и кладёт их на изображение рубашки или платья, комментируя: «На платье – вишенки. На рубашке – неваляшка. И т.д.»

Ребёнок выполняет упражнение, повторяя движения и слова за педагогом.

 - Ребёнок отвечает: «Это моя рубашка. Это моя куртка» и т.д.

 

 - Ребёнок размышляет и пытается объяснить Мишке, почему быть жадным плохо.

 - Воспитанник выполняет упражнение вместе с педагогом.

 - Обогатить словарь по теме занятия.

Закрепить правильное произношение

звука Ш в словах и  словосочетаниях.

Продолжать развивать мелкую моторику.

 - Сформировать навык согласования сущ-ых с местоимениями мой, моя, моё, мои.

 - Продолжить работать над нравственным воспитанием ребёнка.

- Продолжить развивать общую моторику, координацию речи с движениями.

II. 5.

Контроль знаний и умений.

Д/и «Помоги Мишке отыскать друзей»

Педагог сообщает, что Мишка всё понял и исправился. Он решил всегда делиться со своими друзьями.

Мишка очень любит звук Ш, поэтому дружит только с теми игрушками, в названии которых есть этот звук.

Логопед предлагает ребёнку предметные картинки, просит назвать их и выбрать только те, в названии которых есть звук Ш.

Ребёнок выполняет задание педагога: называет картинки и отбирает только те, в названии которых есть звук Ш. При этом обязательно контролирует правильное произношение

звука Ш.

Проверить навык сформированности правильного произношения

звука Ш в словах.

III. 1.

Итог занятия.

Оценка деятельности ребёнка.

Педагог сообщает ребёнку, что Мишка благодарит ему за активную работу на занятии и прощается с ним.

Затем просит вспомнить, где они были вместе с Мишкой, о чём говорили, в какие игры они играли и какой звук учились правильно произносить.

Логопед оценивает работу ребёнка на занятии, хвалит его и вручает памятную карточку «Отлично».

Ребёнок вспоминает и отвечает на вопросы педагога полными предложениями; ещё раз уточняет правильную артикуляцию

 звука Ш.

Обобщить тему занятия.

Развить память.

III. 2.

Домашнее задание

Педагог предлагает ребёнку задания:

 -  на автоматизацию звука Ш в словах и словосочетаниях (вклеивает в рабочую тетрадь – упражнение «Аналогии» из альбома Комаровой Л.А.);

 - лексико-грамматические задания по теме «Одежда» (по альбому Н.Э. Теремко-вой)

Ребёнок получает домашнее задание, внимательно слушает объяснения педагога.

Закрепить пройденный материал по теме во время домашних занятий.

Приложение 1. Загадка про Мишку:

Зверь забавный сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу.

Приложение 2. Пальчиковая гимнастика «В нашей избушке»:

В нашей избушке петух поёт,

Мышка-норушка избушку метёт,

Кошка на окошке штанишки шьёт,

Курочка на печке горшки скребёт.

В нашей

(руки к себе)

избушке

(руки «домиком» над головой)

петух

(большой и указательный пальцы – «клювик»,

остальные – «гребешок»)

поёт,

(«клюв» раскрыть)

Мышка-

(ладошки вместе, большие пальцы поднять)

норушка

(сделать двумя ладошками горсточку)

избушку

(руки «домиком» над головой)

метёт,

(поболтать кистью)

Кошка

(ручки «ушки» над головой)

на окошке

(ладони под подбородком)

штанишки

(большие пальцы соединить, остальные – вниз)

шьёт,

(имитировать движение иголкой)

Курочка

(большие пальцы – «клювик», остальные – маленький гребешок)

на печке

(кулачок на кулачок – «печная труба»)

горшки

(ладошками сделать глубокую горсточку)

скребёт.

(поцарапать «коготками»)

Приложение 3. Физкультмитутка «Шапка»:

Шапка шерстяная,

Наверху помпон,

Изобразить шапку и помпон.

Круглый, словно мячик,

И пушистый он.

Изобразить круглый мячик.

Есть ещё у шапки

Отворот цветной,

Показать отворот «ушей» у шапки.

В этой шапке можно

Бегать и зимой.

Пробежать.

Бабушка вязала шапку

Не спеша.

«Вязать» спицами.

Шапка шерстяная

Вышла хорошо.

                                     В. Мирясова

Сначала руки на поясе, затем показать на воображаемую шапку.