Проект для детей подготовительной группы «Гжельская роспись»
проект (подготовительная группа) на тему

Бондаренко Елена Юрьевна

Проект для детей подготовительной группы «Гжельская роспись»

Паспорт проекта.

Название проекта «Гжельская роспись»

Автор проекта: Бондаренко Елена Юрьевна, воспитатель подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №5 «Танюша»

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой, подгрупповой

Срок реализации проекта: 3 месяца (декабрь, январь, февраль)

Актуальность: Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

Цель проекта.Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи проекта.

- Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.

- Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

- Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).

- Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.

- Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Участники и их роль в реализации проекта

Проект представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей.

 

Формы и средства реализации проекта:

1. Выставка изделий гжельской керамики.

2. Рассматривание иллюстраций гжельской керамики, альбомов, открыток«Гжельский фарфор»«Гжель».

3. Рассказ воспитателя о истории и легенде гжельской керамики, и гжельской росписи.

4. Беседы о своеобразии народного искусства Гжель.

5. Художественное слово о Гжели.

6. Просмотр презентации на мультимедиа «Голубая гжель».

7. Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством«Найди лишнее»«Узнай элементы узора»«Лото»«Составь узор»«Разрезные картинки»«Выложи узор».

8. Изготовление в технике папье-маше и роспись чайного сервиза

9. Выставка детских рисунков «Как у настоящих мастеров из Гжели».

Деятельность воспитателя:

1. Разработать цикл мероприятий по теме проекта.

2. Подобрать художественную и познавательную литературу.

3. Подготовить наглядный материал: посуда и др. изделия с гжельской росписью, иллюстрации гжельских предметов, образцы элементов росписи.

4. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:

-альбомы для детского художественного творчества «Гжельская роспись»«Учимся рисовать».

-наглядно-методическое пособие «Гжель»«Сказочная Гжель»

-альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей»

-конспект ННОД по декоративному рисованию «Гжельская роза» (последовательность изображения гжельской розы, «Чайник»

-таблицы с основными элементами росписи.

-таблицы с готовыми узорами«Гжельская роспись круглых силуэтов изделий»«Растительные узоры в гжельской росписи»«Гжельская роспись на силуэтах посуды».

-книжки-раскраски с подсказкой «Голубая Гжель»«Росиночка».

-изготовить дидактические игры«Найди лишнее»«Узнай элементы узора»«Лото»«Составь узор»«Разрезные картинки»«Выложи узор»«Найди пару».

5. Презентация ознакомление«Голубая Гжель».

Деятельность детей:

1. Участие в беседах по ознакомлению с историей возникновения гжельской росписи

2. Рассматривание узоров гжельской росписи

3. Знакомство с техникой рисования и прорисовка элементов гжельской росписи

4. Игры: дидактические и настольные, народные игры и забавы.

5. Чтение художественной литературы: стихи, потешки, загадки, русские народные сказки.

6. Рисование орнамента, окаймляющего орнамента, вырезание силуэтов изделий, выполнение работ по лепке.

Этапы реализации проекта

I этап

• Обоснование темы, мотивация её выбора

• Определение целей и задач проекта

• Подбор литературы, пособий, предметов промысла

• Обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта

• Составление тематического планирования материала

II этап (организационный)

• Составление перспективных планов работы с детьми, родителями

• Разработка содержаний НОД

• Подбор дидактического материала, литературы, предметов промысла, презентаций «Гжель» (история возникновения промысла, посуда)

• Подбор и изготовление костюмов к танцу

III этап (практический)

• Проведение бесед, ННОД по декоративному рисованию, лепке, аппликации

• Дидактических игр с детьми

• Консультации для родителей

IV этап (итоговый)

• Выставка

Ожидаемые результаты

• Познакомились с гжельским промыслом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, видом росписи.

• Появился устойчивый интерес к народному прикладному искусству, уважение к труду мастеров

• Обогатился словарь детей, знают стихи, легенду возникновения росписи

• Оформление и пополнение изо уголка пособиями по народно – прикладному искусству.

• Выставка рисунков и поделок:  оформление папки-раскладушки «Гжель».

План мероприятий

Декабрь

1.Беседа «Декоративно-прикладное искусство»

2.Презентация «Гжель»

3. Рассматривание альбома «Гжель» учимся рисовать.

4. Дидактическая игра «Найди пару»

5. Рисование «знакомство с гжельской росписью»

6. Беседа «Особенности Гжельской росписи»

7. Чтение и заучивание стихов о гжели

8. Дидактическая игра «Разрезные картинки»

9. Беседа «Народный промысел Гжель»

10. Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

11 Собираем пазл «Гжель»

12 Рисование «Сине-голубое чудо»

13. Беседа «Откуда пошла Гжель», легенда

14. Рассматривание Мини-музея «Гжель», альбома «Гжельская керамика»

15 Разгадывание загадок на тему «Гжель»

январь

1 Просмотр фильма «Как делают Гжель?»

2. Конструирование из бумаги Кружечка «Гжель»

3. Дидактическая игра «Найди лишнее»

4. Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи.

5. Дидактическая игра «Найди лишнее»

4. Чтение поучительной сказки «Кувшин для масла»

6. Прослушивание песни «Васильковая Гжель»

.7. Лепка «Русские умельцы.Гжель»

8. Дидактическая игра «Составь узор»

9 Разучивание стихотворения Гжель

10. Заучивание пословиц и поговорок о труде

11 Дидактическая игра «Назови виды живописи»

12. Разучивание стихотворения «Гжель»

 Апрель

1. Беседа «Зимняя сказка Гжели»

2. Аппликация «Блюдечко.Гжель»

3. Книжка – раскраска с подсказкой «Узоры России»

2. Физкультминутка «Посуда»

3. Дидактическая игра «Узнай элементы узора»

4. Игра русская народная «Петушок»

 . Беседа с родителями «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

2. Изготовление папки – раскладушки «Гжель»

3. Дидактическая игра «Домино»

Выставка «Русские умельцы-гжель»