Проект для детей подготовительной группы «Гжельская роспись»
проект (подготовительная группа) на тему
Проект для детей подготовительной группы «Гжельская роспись»
Паспорт проекта.
Название проекта «Гжельская роспись»
Автор проекта: Бондаренко Елена Юрьевна, воспитатель подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №5 «Танюша»
Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой, подгрупповой
Срок реализации проекта: 3 месяца (декабрь, январь, февраль)
Актуальность: Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.
Цель проекта.Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи проекта.
- Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.
- Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
- Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).
- Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.
- Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
Участники и их роль в реализации проекта
Проект представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей.
Формы и средства реализации проекта:
1. Выставка изделий гжельской керамики.
2. Рассматривание иллюстраций гжельской керамики, альбомов, открыток: «Гжельский фарфор», «Гжель».
3. Рассказ воспитателя о истории и легенде гжельской керамики, и гжельской росписи.
4. Беседы о своеобразии народного искусства Гжель.
5. Художественное слово о Гжели.
6. Просмотр презентации на мультимедиа «Голубая гжель».
7. Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
8. Изготовление в технике папье-маше и роспись чайного сервиза
9. Выставка детских рисунков «Как у настоящих мастеров из Гжели».
Деятельность воспитателя:
1. Разработать цикл мероприятий по теме проекта.
2. Подобрать художественную и познавательную литературу.
3. Подготовить наглядный материал: посуда и др. изделия с гжельской росписью, иллюстрации гжельских предметов, образцы элементов росписи.
4. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:
-альбомы для детского художественного творчества «Гжельская роспись», «Учимся рисовать».
-наглядно-методическое пособие «Гжель», «Сказочная Гжель»
-альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей»
-конспект ННОД по декоративному рисованию «Гжельская роза» (последовательность изображения гжельской розы, «Чайник»
-таблицы с основными элементами росписи.
-таблицы с готовыми узорами: «Гжельская роспись круглых силуэтов изделий», «Растительные узоры в гжельской росписи», «Гжельская роспись на силуэтах посуды».
-книжки-раскраски с подсказкой «Голубая Гжель», «Росиночка».
-изготовить дидактические игры: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор», «Найди пару».
5. Презентация ознакомление: «Голубая Гжель».
Деятельность детей:
1. Участие в беседах по ознакомлению с историей возникновения гжельской росписи
2. Рассматривание узоров гжельской росписи
3. Знакомство с техникой рисования и прорисовка элементов гжельской росписи
4. Игры: дидактические и настольные, народные игры и забавы.
5. Чтение художественной литературы: стихи, потешки, загадки, русские народные сказки.
6. Рисование орнамента, окаймляющего орнамента, вырезание силуэтов изделий, выполнение работ по лепке.
Этапы реализации проекта
I этап
• Обоснование темы, мотивация её выбора
• Определение целей и задач проекта
• Подбор литературы, пособий, предметов промысла
• Обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта
• Составление тематического планирования материала
II этап (организационный)
• Составление перспективных планов работы с детьми, родителями
• Разработка содержаний НОД
• Подбор дидактического материала, литературы, предметов промысла, презентаций «Гжель» (история возникновения промысла, посуда)
• Подбор и изготовление костюмов к танцу
III этап (практический)
• Проведение бесед, ННОД по декоративному рисованию, лепке, аппликации
• Дидактических игр с детьми
• Консультации для родителей
IV этап (итоговый)
• Выставка
Ожидаемые результаты
• Познакомились с гжельским промыслом, его происхождением, технологией изготовления изделий, цветовой гаммой, видом росписи.
• Появился устойчивый интерес к народному прикладному искусству, уважение к труду мастеров
• Обогатился словарь детей, знают стихи, легенду возникновения росписи
• Оформление и пополнение изо уголка пособиями по народно – прикладному искусству.
• Выставка рисунков и поделок: оформление папки-раскладушки «Гжель».
План мероприятий
Декабрь
1.Беседа «Декоративно-прикладное искусство»
2.Презентация «Гжель»
3. Рассматривание альбома «Гжель» учимся рисовать.
4. Дидактическая игра «Найди пару»
5. Рисование «знакомство с гжельской росписью»
6. Беседа «Особенности Гжельской росписи»
7. Чтение и заучивание стихов о гжели
8. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
9. Беседа «Народный промысел Гжель»
10. Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
11 Собираем пазл «Гжель»
12 Рисование «Сине-голубое чудо»
13. Беседа «Откуда пошла Гжель», легенда
14. Рассматривание Мини-музея «Гжель», альбома «Гжельская керамика»
15 Разгадывание загадок на тему «Гжель»
январь
1 Просмотр фильма «Как делают Гжель?»
2. Конструирование из бумаги Кружечка «Гжель»
3. Дидактическая игра «Найди лишнее»
4. Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи.
5. Дидактическая игра «Найди лишнее»
4. Чтение поучительной сказки «Кувшин для масла»
6. Прослушивание песни «Васильковая Гжель»
.7. Лепка «Русские умельцы.Гжель»
8. Дидактическая игра «Составь узор»
9 Разучивание стихотворения Гжель
10. Заучивание пословиц и поговорок о труде
11 Дидактическая игра «Назови виды живописи»
12. Разучивание стихотворения «Гжель»
Апрель
1. Беседа «Зимняя сказка Гжели»
2. Аппликация «Блюдечко.Гжель»
3. Книжка – раскраска с подсказкой «Узоры России»
2. Физкультминутка «Посуда»
3. Дидактическая игра «Узнай элементы узора»
4. Игра русская народная «Петушок»
. Беседа с родителями «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»
2. Изготовление папки – раскладушки «Гжель»
3. Дидактическая игра «Домино»
Выставка «Русские умельцы-гжель»