Конспект образовательной деятельности "Роспись чайного сервиза"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Салтыкова Олеся Борисовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Сказка» г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Выступление

на районном методическом

объединении педагогов дошкольных групп воспитателя МБДОУ№2 «Сказка»

Салтыковой О.Б.

15.11.2016 г.

Тема: Художественно-эстетическое воспитание дошкольников

средствами народного творчества через проектную деятельность.

                                                                                                                       

г. Холмск

2016

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заинтересованы в расширении этого потенциала, формировании и совершенствовании уникальных детских способностей.

Декоративно-прикладное искусство – один из видов творчества с которым начинают знакомить     уже в детском саду.

 Произведения декоративно-прикладного искусство создавались и создаются для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Это самостоятельная специфическая форма художественного творчества, отражения и познания мира. Эти произведения способны не только отражать, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Люди делали необходимые для своего быта вещи, создавая предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь, орудия труда, боевое оружие. В произведениях декоративно-прикладного искусства, созданных народными умельцами отражается общественный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира, представления о счастье и красоте, неповторимый национальный характер, духовная культура разных временных периодов.

Посредством знакомства с данным видом искусства происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю, сохраняется преемственность национальных традиций. Декоративно-прикладное искусство помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление к творческому процессу - передать воспринятую красоту, запечатлеть предметы декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Произведения декоративно-прикладного искусства доступны детскому восприятию. Этот вид художественного искусства оригинален по своему замыслу, красочен, несёт в себе понятное содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины, орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны детям, Все эти изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты, но и как образцы. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса.

Формы организации эстетического развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребёнка – дошкольника: это и специальные занятия, и проектная деятельность, индивидуальная работа в свободное время и т.д.

Перед воспитателем подготовительной группы поставлены следующие задачи ознакомления с декоративно-прикладным искусством:

- продолжать развивать декоративное творчество детей (уже со старшей группы дети знакомы с этим видом искусства):

-  развивать умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.).:

- учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида;

- закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек;

- расписывать вылепленные детьми игрушки;

- закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Я обратила внимание, что, расширяя знания детей (своей группы) уже в старшей группе о народном искусстве особый интерес у них вызвала роспись в стиле гжель.   Задумалась почему именно эта роспись их заинтересовала: ведь всего один синий цвет на белом фоне, а из опыта работы знаю, что детям свойственно мыслить яркими образами, ведь они постоянно любят рисовать цветными красками, видят мир цветным.  Оказывается, мои дети увидели в своём воображении зимнюю сказку, «волшебство Деда Мороза». Чтобы поддержать этот интерес детей своей группы решила углубиться в тему посредством проектной деятельности.

Поставила перед собой задачи:

- расширить представления детей о всех видах народной росписи предусмотренной образовательной Программой;

- сформировать основные предпосылки для умения создавать     творческую работу в стиле гжельской росписи;

- развивать детскую фантазию и желание расписывать изделия гжельской    росписью;

- обучить детей умению поэтапного планирования будущей работы.

Мой проект рассчитан на зимний период, для лучшей ассоциации с цветовой гаммой природы и росписи. Сейчас мы только приступили к основному этапу.

Уважаемые педагоги!  Я знаю, что многие из присутствующих уже давно практикуют проектную деятельность. И то что касается теоретической части не хочу повторяться, и всем заинтересованным я могу скинуть на флэш- карту.

Готовясь к сегодняшнему выступлению перед вами и углубившись в тему народного искусства, я открыла для себя множество незнакомых фактов. Хочу поделиться ими с вами с целью привлечения вашего внимания для использования в работе с своими детьми.

Предлагаю вашему вниманию несколько фактов из рубрики: «Это интересно!»

А знаете ли вы что: (интонационно выделить)

1.- первым расписал русскую матрешку С. А. Малютин. От русского имени Матрена и возникло ласковое название «матрешка».

Художественный образ матрешки весьма условен. Образ женщины-матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл игрушки. Условны форма, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот.

2. А ещё… сравнительно недавно, всего лишь около полутора веков назад в Подмосковье в деревне Жостово, появилось еще одно направление народного промысла – жостовская роспись. Мастера украшали железные лакированные подносы   сюжетной и цветочной росписью. Основным мотивом жостовской росписи является букет из садовых и полевых цветов на черном лаковом фоне; кроме того, используются цветной и металлизированный фон, а также перламутр. Каждый поднос расписывается вручную и является авторской работой.

3. А то, что самый известный крупный народный художественный керамический промысел -  подмосковная гжель. Этот район из 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Богородского уездов, всего в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость – деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево Новохаритоново, Володино, Кузяево и др., где было много мастерских.

Название промысла Гжель связано с целым районом Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, изразцы. С XVII в. промысел был официально признан как производитель керамической продукции высокого качества. Но сведения о нём появились ещё в 13 веке.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Сказка» г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Конспект

 непосредственно

образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

подготовительной к школе группы «Почемучки»

                                                                                                                               

разработала:

воспитатель

Салтыкова Олеся Борисовна

г. Холмск

2018

Тема: «Роспись чайного сервиза»

Вид занятия: изобразительная деятельность (декоративное рисование). 

Предметно-пространственная развивающая среда: оформленный по теме НОД музыкальный зал.

Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цели: расширение знаний детей о традиционном русском народном промысле Гжели; продолжение освоения одного из способов изображения мотива гжельской мазковой росписи цветка розы (мазок с поворотом).

Задачи приоритетной ОО:

- учить детей рисовать «гжельскую розу» с помощью мазковой техники росписи (мазок с поворотом);

- закрепить умения расписывать объёмные формы чайного сервиза по мотивам гжельской росписи;

- учить детей передавать своеобразие цветового колорита, используя прием кистевой росписи;

- способствовать развитию художественно-творческих способностей детей: фантазия, воображение, художественный вкус;

- обогащать словарь детей названиями элементов узора и других художественных терминов (агашка, капелька, мазок с тенью, мазок с поворотом, бордюры);

- углублять знания детей о традиционном русском художественном промысле - «Гжельская керамика»;

- развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы.

Задачи образовательных областей в интеграции.

  • Задачи ОО «Познавательное развитие»:

- расширять общую осведомлённость детей в сферах человеческой деятельности (искусство, производство);

- закреплять умение определять тот или иной вид народного искусства по характерным для него элементам узора и цветовой гамме (Хохломы, Городца, Дымково, Гжель);

- совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в изобразительной деятельности;

- развивать умение классифицировать предметы по общим качествам: форме, строении, цвету.

  • Задачи ОО «Речевое развитие»:

- продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между собой;

- продолжать совершенствовать монологическую речь в содержательном и выразительном плане;

- продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении, умении образовывать однокоренные слова;

- пополнять литературный багаж детей знаниями малых фольклорных форм (пословицы, поговорки)

  • Задачи ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

- расширять и обогащать знания детей о традиционных русских народных промыслах, играх и забавах прошлых лет;

- воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родине;

- воспитывать любовь и уважение к наследию прошлого, к труду народных мастеров и связанных с ними профессиях;

- продолжать формировать навыки учебной дисциплины: старательность, бережное отношение к материалам, трудолюбие.

Оборудование занятия.  

Материал для детей: гуашь разного цвета, кисти 2 шт. фартуки, вода, салфетки, заготовки из глины чашек и блюдец и их шаблоны из бумаги.

Материал воспитателя: образец глиняного чайника, загрунтованные заготовки (из глины) чайного сервиза. Иллюстрация поэтапного изготовления технологического процесса, мольберт, демонстрационные плакаты (различных элементов росписи)

Мультимедийная заставка на демонстрационном экране («ЯРМАРКА»). Русская народная музыка в аудиозаписи.

Предварительная работа: оформление «мастерской» в музыкальном зале; роспись оконных стёкол гжельскими узорами; изображение на центральной стене «девушки Гжелинки»; демонстрационные столы с изделиями промыслов Хохломы, Городца, Дымково, Гжели. Подготовка детских монологов об истории промыслов, песни, народной игры «Чиж».  

Словарная работа: умелец, роспись, бордюр. шаблон, стиль, «агашка», мазок с поворотом, чайный сервиз. гжельская керамика, гончарные изделия, заготовка.

Виды детской деятельности: изобразительная, коммуникативная, игровая, художественно-музыкальная, трудовая.

Предполагаемый (прогнозируемый) результат. Ребенок имеет прочные знания о традиционном русском народном промысле Гжель, обладает развитым воображением, проявляет любознательность и патриотические чувства при демонстрации своих познаний о национальном декоративно-прикладном искусстве. Овладел несколькими способами изображения мотива гжельской   розы, умеет составлять узоры по мотивам этой росписи, знаком с ее характерными элементами. Может ритмично наносить узор, расписывая объемные фигуры. Обладает развитой речью, используя в ней лексический словарь по теме занятия. Демонстрирует патриотические и интернациональные чувства, любовь к родине и уважение к наследию прошлого, к труду народных мастеров. Знает технологический процесс изготовления керамического изделия, названия профессий с ним связанных: художники, мастера обжига, скульпторы (малых художественных форм).

Сформированные в ходе НОД предпосылки УУД:

- смысл и мотивация к учебной деятельности:

- нравственно-этическая оценка;

- осознание своих возможностей, умений

- регулятивный компонент (умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, контролировать свою деятельность по результату):

- формирование мелкой моторики

Современные педагогические технологии, используемые в ходе реализации сценария НОД «Роспись чайного сервиза»

Данное занятие – одно из мероприятий реализованного в 2016-17 учебном году среднесрочного творческого проекта «Промыслы России: сине-белая Гжель». Оно было продемонстрированного на районном семинаре педагогов -  дошкольников в рамках обмена положительным опытом работы г. Холмска, Сахалинской области.

В ходе данного занятия были применены следующие современные образовательные технологии:

 

 - технология проектного обучения;

 - технология диалогового обучения;

 - технология игрового обучения;

 - информационные технологии обучения;

 - технология визуального обучения;

Организационный момент. Звучит мелодия В. Лаптева «Вологодские кружева.  Дети вместе с воспитателем входят в зал, убранный в народном стиле.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько сегодня у нас гостей.

Вот и мы собрались на них посмотреть да себя показать!

Раздаётся стук в дверь. «Почтальон» вносит посылку для детей. Диалог воспитателя и почтальона (просит расписаться в бланке и т.д.)

Воспитатель читает адрес и предлагает детям:

- А давайте откроем? (открывает посылку достаёт письмо): 

«Дорогие ребята группы «Почемучки» отгадайте загадку:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

                   Видно издали пришла

                   И цветами расцвела:

                   Голубыми, синими,

                   Нежными, красивыми.

Дети. Гжельская роспись.

Воспитатель. А почему вы так решили?  

Дети. Потому что мы знаем, что синие узоры и цветы на белой посуде характерны для гжельских узоров.

Воспитатель.  Кто профессионально расписывает изделия такими узорами?

Дети. Гжельские мастера.

Воспитатель. Вы догадались кто прислал нам это письмо?

Воспитатель читает дальше письмо: «Мы, гжельские мастера, слышали, что в детском саду «Сказка» города Холмска острова Сахалин, есть талантливые ребята, которые интересуются народным искусством. В связи с этим у нас к вам просьба: помогите нам расписать заготовки посуды. На нашем заводе перед Новым годом много заказов, и мы не успеваем подготовиться к ярмарке народного искусства. Будем рады встрече с вами на ярмарке»

                                                                                          P.S: Заранее благодарим!

Воспитатель. Как вы думаете где живут и работают мастера, написавшие нам письмо?

Дети. В подмосковном городе Гжель.

Воспитатель. Это сейчас Гжель- город, а раньше…

Рассказ ребенка. В давние времена под Москвой в деревеньке Гжель мастера изготавливали различные гончарные изделия (посуду и игрушки) из глины, приготовленной специальным способом.  Обжигали ее при высокой температуре. После обжига посуда и игрушки становились белого цвета.  Мастера-художники расписывали ее по белому фону   синими узорами и цветами. Эти изделия были настолько нежными, красивыми, что слава о гжельских мастерах и об их изделиях пронеслась по всему свету. И сейчас в наше время люди пользуются такой посудой, так как она радует своей необычной синей красотой.

 Воспитатель. Надеюсь, вы знаете что такое ярмарка?

Дети. Ярмарка –это торговое место, где никому не тесно, куда отовсюду свой товар привозят, продают, меняют и, если понравится, покупают и везут домой.

 Дидактическое упражнение «Угадай роспись» (воспитатель демонстрирует то или иное изделие народного творчества дети узнают и называют его и говорят какой росписью оно расписано).

Воспитатель. Ну что ребята поможем мастерам!

 Дети. Мы готовы помочь.

Воспитатель: - я тоже так считаю, надо помочь!  Мы не можем отказаться от такого заманчивого предложения. (воспитатель заглядывает в посылку, достает чайную пару и восклицает.)

Да тут и в самом деле незаконченная работа, заготовки от мастеров!

Воспитатель. Но прежде, чем приступать к росписи, давайте вспомним о последовательности процесса создания изделия современными мастерами.

 Ребёнок. Сначала художник задумывает создать, например, чашку. Она может быть разной: невысокой и круглой или прямой, как стакан. И ручки для чашек придумывают удобные: фигурные, затейливые. Придумал и все нарисовал на листе.

Ребёнок. А дальше другой мастер по образцу художника делает форму чашки из специальной глины, следующий художник расписывает ее, третий умелец отправляет в специальную печь для обжига. И тогда чашка готова.

Приложение 1( иллюстрация поэтапного изготовления глиняной чашки.)

Воспитатель. Ребята, давайте напомним друг другу какие основные цвета используются в гжельской росписи?

Дети. В гжельской росписи используется один синий цвет на белом фоне.

Воспитатель. Какое время года вам напоминает этот цвет?

Дети: (предполагаемые ответы) – зиму; похоже на зимние узоры на стекле.

Воспитатель. Какие элементы гжельской росписи вы знаете?

Дети: (предполагаемые ответы) капелька, усики, отводки, завитки, роза.

Воспитатель.  Итак, сегодня мы с вами будем выполнять просьбу Гжельского керамического завода для ярмарки.

Воспитатель. Наши чашки и блюдца будут праздничной посудой, а не повседневной, поэтому один из элементов росписи будет нарядная роза. Мы будем продолжать отрабатывать навык изображения гжельской розы. Мы уже с вами её рисовали, но другим способом. А сегодня я научу вас новому элементу в изображении розы. Кстати: по-другому розу мастера называют агашка от старинного русского женского имени Агафья, потому что большинство мастериц по росписи в те времена носили это имя.

Воспитатель. Давайте вспомним, из каких элементов состоит гжельская роза.

Дети.  Из мазков с тенью, и из лепестков.

Воспитатель. Теперь давайте рассмотрим, где изображена роза на чашке и на блюдце? Какими элементами расписаны края чашки и блюдца?

Ребёнок. Дуги и капельки.

Воспитатель. А как называется оформление края блюдца и чашки?

Ребёнок. Бордюр.

Воспитатель. Какой кистью удобнее нарисовать бордюр?

Ребёнок.  Кистью с тонким ворсом.

Воспитатель. Ребята еще раз напоминаем, что узор у вас у всех должен быть одинаковым, образец перед вами. Вам уже известно, что роспись цветка розы начинается с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. Сейчас я вам покажу новый элемент изображения середины розы он называется мазок с поворотом. (Воспитатель демонстрирует технику выполнения с комментированием).

- Я набираю на один край кисти синюю краску, нахожу центр, прикладываю кисть и начинаю прокручивать левой рукой шаблон, сильно, прижимая кисть одним движением. Мазок получается плавным.

Алина, подойди попробуй повторить мазок с поворотом на листочке, а я буду помогать тебе словами.

Воспитатель. Ребята, а теперь предлагаю вам в воздухе попробовать провернуть кисть в руке. А теперь на своём изделии попробуйте отработать технику мазка с поворотом (пока без краски).

- А теперь наберите краску на кончик кисти и попробуйте на тренировочных листочках.

(Затем детям предлагается выбрать заготовку предметов чайного сервиза)

Прежде чем приступить к росписи подготовим наши пальчики к работе. Приглашаю Тимура провести её.

Пальчиковая гимнастика «Наши синие цветы» (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

«Наши синие цветы распускают лепестки,

(Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раcскрывайте пальцы.)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.                 (Покачивайте кисти рук)

Наши синие цветы закрывают лепестки, (Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)

Тихо засыпают, головой качают. ("Цветок" снова покачивается на ветру)

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки». (ладони раскрываются и закрываются) Воспитатель контролирует готовность детей к занятию:

Всё в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

А как нужно держать кисть при рисовании?  

Дети демонстрируют правильное положение руки при рисовании.

Опрос 2-3 детей о технике выполнения «агашки» с использованием мазка с поворотом

Самостоятельная работа детей (под музыкальное сопровождение)

Воспитатель. Набирайте нужную краску на кисть из представленных здесь. Воспитатель   предлагает приступить к основной работе- росписи заводских заготовок. В процессе рисования воспитатель осуществляет контроль хода изобразительной деятельности и индивидуальную помощь затрудняющимся на своем листе бумаги, напоминая приемы рисования - примакивания (капелька), «мазок с тенью», следит за осанкой детей, координирует их работу.

По окончании работы воспитатель предлагает детям поставить свои работы на поднос, чтобы ими могли все полюбоваться.

Анализ выставленных детских работ

Воспитатель. Ай да умельцы! Ай да молодцы! Какие красивые у вас получились розы, как живые. В добрых руках работа спорится. Спасибо, ребята, вот порадовали! Полюбуйтесь красотой своей работы. Даже затруднительно отметить самую лучшую- все хороши! 

Воспитатель. Что у нас получилось в итоге? Каждый из вас выбрал понравившуюся заготовку.  После росписи всех изделий как назвать одним словом то что получилось из этого множества предметов?

Дети. Чайный сервиз…

Воспитатель. Как вы себя чувствовали в роли   гжельских мастеров? Какое настроение у вас было, когда вы расписывали изделия?

Спасибо, мастера, за вашу доброту сердечную, за работу дружную, за старание ваше!  «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».

Какие пословицы уместны здесь еще? (3-4 ребёнка) 

Дети. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и т.д.

Воспитатель. А теперь сфотографируемся с нашими работами и отправим фото на сайт мастеров Гжельского фарфорового завода. Они порадуются, что мы помогли им. А встретимся мы с ними на ярмарке!

Рефлексия (Звучит веселая ярмарочная мелодия).

Воспитатель. Предлагаю   прогуляться по рядам, посмотрим, на что горазды мастера других промыслов!

Подходите, да смотрите, какие здесь товары, игрушки да посуда собраны!

Перед столиком с дымковскими изделиями.

  1-ый ребёнок: Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

Воспитатель: а здесь красота-то какая! (Перед столиком с городецкими изделиями).

3-ий ребёнок: - Есть на Волге город древний,

По названью – Городец,

Славится по всей России

 Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя,

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Перед столиком с хохломскими изделиями.

4-ый ребёнок: Хохлома -

Посуда не простая

А точно – золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками

Называется она –

 Золотая хохлома.

Дети подходят к столику с изделиями в стиле гжельской росписи и исполняют песню «Гжель» (З. Роот) Приложение 2 )

 (воспитатель предлагает детям повеселиться)

Русская народная игра «Чиж». (Правила игры отражены в Приложении 3 )

Воспитатель шутливо заканчивает занятие:

-  Вот и ярмарке конец всем умельцам леденец!

        

Список источников информации:

1 -  Из цикла «Истории о промысле»

ГЖЕЛЬСКАЯ РОЗА – «АГАШКА»-  http://gzhel.ru/about/news/novost782/

2 - Пальчиковая гимнастика «Наши синие цветы» -http://www.motorika.info/palchikovye_igry5.php

3 - «Разлилась речка быстрая»  - Ансамбль Покровского https://www.youtube.com/watch?v=qGIqz4b9ui4

4 -  Подборка стихов о народных промыслах. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2014/08/30/podborka-stikhov-o-narodnykh-promyslakh ;

 http://www.pandia.ru/text/77/325/38217-3.php;http://dymka.teploruk.ru/article/folklor/

Приложение 1

        C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_5718.jpg

Приложение 2

                 

Песня «Гжель»

Музыка и слова Зинаида Роот

  • 1-й куплет

           На русской на сторонушке, где в поле лён цветёт,

           Тревожа душу песнями, соловушка поёт.

            И радостно, и весело несётся песня вдаль.

            Соловушка, соловушка, развей мою печаль.

Припев

Ах какая гжель – синий завиток.

Ах какая гжель – голубой цветок!

  • 2-й куплет

Цветы, как небо, синие на поле расцветут,

И облака над нивами корабликом плывут.

Узор такой затейливый влечёт и манит взор.

Журчит, течет, как реченька, душевный разговор.

Припев

Ах какая гжель – синий завиток.

Ах какая гжель – голубой цветок!

Приложение 3

«Чиж» русская народная игра

По дубочку постучишь

 вылетает сизый чиж, (Дети идут по кругу взявшись за руки)

У чижа у чижика

хохолочек рыженький (дети показывают хохолок и хвостик)

Чижик по полю летал

правой ноженькой качал (останавливаются и качают правой ножкой)

Чиж, чиж не качай, (произносят говорком при этом качают правой ногой)

 себе пару выбирай… 

Дети разбегаются и выбирают себе пару.

Ребёнок который не успел выбрать пару встаёт в центр круга в роли «Чижа» игра повторяется 2-3 раза.